Татьяна Конюшенко
Татьяна Конюшенко
11 мин. читать
1742 показа
428 открытий

Как проводить ревью на удаленке и не травмировать психику дизайнера

Привет всем, меня зовут Таня Конюшенко. Я работаю дизайн-лидом в Userstory, 80% времени провожу ревью решений дизайнеров и в этой статье расскажу, что такое ревью и как оно помогает в работе.

Какие цели у обратной связи?

Год назад я бы ответила, что основная цель это обучение и развитие каждого сотрудника.

Но этого недостаточно.

Помимо цели обучать сотрудников, есть другая цель  в независимости от того, кто делает, проект должен на всех этапах быть продуманным и качественным.

На каких этапах делаем ревью?

Только на дизайне? Мало. Еще на проектировании? Бери выше. Подключим аналитику? И этого тоже недостаточно. Нам нужно ревью на всех этапах.

Важный навык для синьоров  уметь оценить проект в часах и предложить проектное решение, которое будет понятно заказчику. Ребята защищают перед лидами свои решения и получают обратную связь. В виде вопросов.

Например, “А что будет, если у заказчика не будет материалов, на основании которых ты собираешься строить всю работу? Сколько мы потратим времени, что проделать эту работу самим?” 

Обратная связь по результатам аналитики проходит похоже. Здесь тоже  используется формат презентации собранных инсайтов, идей и предложений. И тоже отлично работают вопросы:

  • Почему вы взяли эту методологию?
  • Почему вы сегментировали целевую аудиторию по возрасту и платежеспособности, а не по мотивации?
  • Что будете делать, когда клиент спросит…

Похоже на атаку из вопросов? Так и есть. Потому что это — боевая подготовка перед презентацией результатов клиенту.

Сложно удержаться от того, чтобы в споре не приводить в качестве аргумента себя. “А вот я пользуюсь фильтрами так…”, “А вот мне было бы интересно сяк”.

Спорить так любят все: и проектировщики, и лиды, и менеджеры. И случайно заглянувший на огонек сосед ВасяВ результате на одно “я” всегда найдется противоположное “я”. И спор станет абсолютно неконструктивным.

А как надо?

Снова вопросы! Теперь по пользовательским сценариям   отличная проверка на подготовку. Если дизайнер мыслил ими в работе, он сумеет отбить любой вопрос в стиле “А почему первый статус у заказа “оформлен”, если он еще не оплачен?” или “Зачем нам отнимать место фильтрами, если у нас всего 10 товаров”.

Если проектировщик молодец, он справится. Если нет… отправится дорабатывать. 

 

Мы добрались до дизайн-ревью. Надо убедиться, что наши прототипы превратились в гармоничный, цельный, понятный дизайн с соблюдением всех внутренних регламентов.

Если в дизайне все понятно, но он “какой-то некрасивый”, помогут хорошие референсы или напоминание основных истин (композиция, вес, акценты, ближнее-дальнее и подобные правила, на которые люди забивают).

Если наоборот, то в ход идут логические рассуждения “Давай разберемся, что тут самое главное”, “Какое действие тут должно получится у пользователя?” и т.д. Как только мы наводим порядок в логике, дизайн магически улучшается.

Кажется все? Нет, у нас остался еще один, важный этап.

Презентации - это страшно для большинства людей. И в первый раз. И когда мало опыта. И когда накануне ты слышишь от руководителя сомнения в том, что ты справишься (кто-то еще думает, что такое вообще может мотивировать?). Втройне страшно, когда предыдущая презентация с треском провалилась.


Из прошлого

Когда я была начинающим арт-директором, мы такие ситуации решали так: не получилось? Значит, больше не презентуешь. У нас есть тот, кто презентует хорошо! Используем сильные стороны сотрудников.

Все сломалось, как только гениальный презентатор уволился, а заменить некому.


Важно давать ребятам презентовать результаты своей работы и внутри команды, и заказчикам. Исключение, если человек сам не хочет.

С остальными надо тренироваться, помогать проходить через неудачи. Давать обратную связь: что прошло хорошо, что прошло плохо. Проводить тренировочные презентации, помогать писать план, заставлять снимать себя на видео. 

Победа сотрудника — это и победа его лида тоже. Втройне приятно после проваленной предыдущей презентации.


Супер лайфхак, для лидов, от нашего менеджера. Перед важной презентацией он говорит команде:

Вот теперь я вообще не нервничаю и уверен в успехе

Второй лайфхак от меня, для всех остальных.

Если очень волнуетесь, за 10 минут до презентации попрыгайте на скакалке, поприседайте или поотжимайтесь. Часть волнения уйдет в физическую активность, и вам будет легче. Ну и стакан воды на стол, чтобы пить мелкими глотками - тоже отвлекает.


Виды ревью

Команда или один человек презентует лиду результат своей работы. Лид слушает, задает вопросы и дает комментарии.

Плюсы

Дизайнер может объяснить все свои решения голосом. И, если хорошо и логично расскажет, правок у него будет меньше. А те, которые будут, он получит сразу же, в моменте.

Минусы

  • Все участники проекта тратят массу времени на такие мероприятия;
  • У лида нет времени подумать, поразмышлять, посмотреть исходные материалы или что-то сначала прикинуть самому прежде, чем предлагать.

 

Необязательно делать при помощи именно loom, можно подобрать другой инструмент, который делает запись экрана и вашего сопровождающего голоса. 

Плюсы

Ревью такого типа почти так же понятное, как общение голосом. На записи легко показать, как изменится восприятие, если сделать определенные действия. Можно проговорить все вопросы полностью, не сокращая и четко обозначить, про какой элемент идет речь. Очень люблю этот формат.

Минусы

Когда делаешь запись, лень дополнительно оставлять комментарии. Поэтому дизайнерам приходится переслушивать ее несколько раз, и что-то может потеряться.

 

Неудобство заключается в том, что, если дизайнер нажмет на “решено”, то комментарий спрячется. Его неудобно искать и по памяти проверять тоже неудобно. Поэтому мы договорились, что дизайнер просто ставит галку или плюсик. Закрывает свои комменты только лид .

Используем, конечно, но в них все часто теряется. Поэтому полученные на созвоне и в переписке комменты  полностью ответственность дизайнера.

Конечно, невнимательность никто не отменял. И об этом дальше.

Три ошибки дизайнера, которые спровоцируют негативную обратную связь

1. Невнимательность

Врят ли что-то может взбесить сильнее, чем простая человеческая невнимательность. У дизайнера есть письменные и проговоренные комментарии, записи встреч, в таблицах обсужденные фичи и вопросы, в Фигме правила командной работы и ведения кита. А в макетах всего этого нет. И потом опять нет. Тут даже самый терпеливый лид начнет возгораться.

2. Рыбный контент и абсолютно одинаковые блоки

Возьмем карточку товара в каталоге.

Это будет единственная карточка, которая повторяется 50 раз на странице категории, подкатегории, в рекомендуемых товарах на детальной, в результатах поиска и т.д. 

Часто содержимое этой карточки никак не бьется с заголовком. Например, заголовок страница “Уход за телом”, а карточка товара “Блеск для губ”. Эта же карточка выходит в результатах поиска по запросу “бритье”. Еще у нее внутри 4 объема, 3 цвета, 5 одинаковых лейблов и скидка, чтобы показать все, что только может быть.

Я прошу ребят сделать хотя бы первые шесть карточек на странице с разным контентом, в том числе с краевыми состояниями. Это недолго, а они еще до ревью могут увидеть, что нужно подкорректировать. 

3. Раскрашивание прототипов

Прототипы бывают разные. Бывают сложные, уже с какими-то претензиями на дизайн. Но это не значит, что дизайнер может просто наложить поверх правильные стили, фото и цвета.

Он должен погрузиться в контекст, подумать, как пользователи будут здесь действовать и куда смотреть, и в соответствии с этим рисовать дизайн. Правильно, чтобы на этапе дизайна внешний вид страницы изменился. 

5 ошибок лида, которые травмируют дизайнера

1. Неконструктивные вопросы

  • Тебе самому нравится то, что ты сделал?
  • Ты сам доволен результатом?
  • Чтобы ты поменял в своей работе?

 

2. Субъективная критика (чаще всего встречается на этапе дизайна, разумеется)

  • Мне не нравится
  • Это некрасиво
  • И вишенка на торт - Почему ты не можешь сделать также, как… (имена самых крутых команд на рынке)

 

3. Шаблонная похвала и “но”

  • Я вижу, что проделана очень большая работа, все молоды, но..
  • Крутое решение, но..

И глаза команды становятся пустыми. Если есть, за что похвалить, похвали идею, страницу или блок. Не надо мертвых фраз. И частицы “но”, потому что она обесценивает все, что сказал до этого.

Если не думаешь, что ребята предложили хорошее решение, не надо делать вид, что все нормально, и тут же обманывать ожидания.

 

4. Слишком конкретные советы и отсутствие споров

Когда сроки горят, без четких замечаний не обойтись. Но, если их давать постоянно, есть риск получить равнодушных сотрудников, механически вносящих правки с отключившимся мозгом. И однажды лид может обнаружить себя ночью накануне презентации наедине с кучей макетов, которые ждут его правок. Он полагал, что сотрудники вдумчиво поработали. А они привыкли, что за ними всегда проверяют и подчищают.

Пусть лучше ребята спорят, отстаивают свою точку зрения и чувствуют ответственность за решение. Возвращаясь к теме презентации, когда человек презентует свои макеты, он чувствует за них бОльшую ответственность. 

5. Отношение к ошибкам

Доказано, что наш мозг категорически не любит фиксировать свои ошибки. Намного проще объяснить провал недостатками окружающих, плохими заказчиками/ руководителями, самочувствием и усталостью. И поскорее его забыть.

Я так делала зачем говорить об ошибках? Ну случились и случились, больше не будем, пошли дальше. Нечего концентрироваться на негативе.

А потом прочитала книгу “Принципы черного ящика”, которая превратило установку “ошибка - это плохо” на установку “ошибка - это возможность развития”.

Такое отношение я стараюсь привить в коллективе: нашли у себя или соседа косяк до показа заказчику? Супер! Когда я пропустила на ревью, а кто-то нашел, вообще восторг. Каждый неучтенный сценарий, который мы откопали вместе это предотвращенные проблемы на следующих этапах.

Самая страшная ошибка лида

Ревью на эмоциях

Кстати, еще один минус ревью на онлайн-презентаций. На этот случай у меня, кстати, почти всегда рядом стоит большая кружка воды. Мелкими глотками, вы помните.

Если вы спокойны, и поколебать ваше спокойствие не под силу какому-то жалкому макету, то вам повезло.

Я человек эмоциональный. И ухитряюсь постоянно поражаться и возмущаться. В этом случае хочется немедленно написать в личку человеку и высказать все, что думаешь по поводу его работы.

Но эмоции провоцируют эмоции. И, если на той стороне человек, близкий по темпераменту, или просто обидчивый, вам обоим будет и жарко, и стыдно.

Сейчас, если чувствую, что бомбит, переключаюсь на другие макеты или проект. Потом, когда остываю, провожу ревью спокойно и конструктивно. Гнев — самая сильная и неконтролируемая эмоция.

Подведем итоги

  1. Давать обратную связь на работу других людей — это способ помогать людям и бизнесу развиваться;
  2. Обратная связь нужна на всех этапах;
  3. Способов ревью много. Их можно чередовать в зависимости от личных предпочтений и ситуации;
  4. Давать обратную связь важно спокойно и конструктивно. Если зашкаливают эмоции, ревью лучше отложить;
  5. Важно создать атмосферу, в которой люди  не будут  боятся ошибок и отстаивать свою точку зрения.

Спасибо за внимание. Больше про менторинг, процессы, удаленку и work&life balance здесь.

1742

Подпишитесь на еженедельный дайджест с лучшими материалами

Каждый понедельник редакция отбирает и отправляет по почте самые интересные и полезные материалы за неделю.

Cпасибо за подписку!

Теперь каждый понедельник вам будет приходить на почту дайджест. Никакого спама, обещаем!

Читать ещё

Лучшее

Похожее

только для зарегистрированных
только для зарегистрированных
Подтвердите действие
Точно?
Сообщение
Текст
Ошибка загрузки файла
Рекомендуем {optim_res}px или больше. Вес файла не более 5МБ. Вы можете загрузить изображение в формате JPG, JPEG, HEIC, PNG или GIF.
Подтвердите действие