Стас Маевв
Стас Маевв
4 мин. читать
2977 показов
1826 открытий

Скевоморфизм с нами навсегда

Давайте сперва освежим память. Скевоморфизм — это когда одна штука, сделанная человеком, по какой-то причине имитирует другую штуку, сделанную предыдущим человеком. Например, электрическая лампа в виде подсвечника. Скевоморфные предметы часто стремяться быть похожими на своих идейных предков, гранича в этом отношении с безвкусицей, но скевоморфизм сам по себе — это не плохо.

Например, реальные предметы часто имитируются в электронных интерфейсах. Кнопки могут быть похожими на реальные кнопки, записная книжка косит под бумажный блокнот и так далее.

Но в 2013-м году, когда вышла АйОС 7, случилось два события:

1. Куча народа узнала о существовании слова «скевоморфизм», до которого никому раньше не было дела2. Те же люди тут же похоронили этот, кхм, тренд в дизайне

Почему так? Потому что до этого в Айфоне были объемные значки, а тут вдруг стали плоские. А раз плоские, скевоморфизму делать в Айфоне больше нечего. Ну и во многих других местах тренд активно шел на уплощение, убирание тенюшек и псевдообъемов.

Но пострадал ли от этого скевоморфизм как явление? Практически нет.

Небольшая ремарка. Тренд на плоские интерфейсы в десятых годах случился не просто так. Помимо чистой моды у него есть и другая причина, о которой многие знают: люди привыкли к электронным интерфейсам. Раньше имитация реальных кнопочек/блокнотиков/какашечек помогала людям ориентироваться в незнакомой среде.

▶️ Вот кнопка, значит, на нее можно нажать.

🗒 Вот блокнотик, значит, в него можно записать ночное откровение.

💩 Вот какашечка, будем друзьями.

А теперь массовый пользователь привык к тому, что яркий прямоугольник с подписью — это кнопка, и больше нет необходимости ограничивать полет дизайнерской лени и накидывать на нее имитацию объема. К тому же, интерфейсы из простых векторных фигур гораздо легче адаптируются под разные форматы экранов, которых в десятых годах становилось все больше.

Но несмотря на то, что кнопочки стали плоскими, основные метафоры в тех же мобильных интерфейсах остались более чем скевоморфными.

Не верите? Поверите.

Как устроена прокрутка в типичном смартфоне? Надо поставить пальчик на экран, провести им по направлению прокрутки и содержимое сместится вслед за ним. При этом, если остановить палец не отрывая от поверхности, содержимое экрана также послушно остановится; а если разогнать палец и оторвать его от экрана без обозначения остановки, то содержимое полетит дальше по инерции.

Понятно, что никакой инерции у электронных формочек нет. Тогда почему мы настолько легко и привычно воспринимаем такое поведение? Ну, в нашей повседневности присутствует простой объект, физика которого ведет себя схожим образом. Это листок бумаги. Его вес не позволяет сопротивляться воздействию пальца, он послушно последует за пальцем куда тот потянет, и он имеет склонность улетать со стола, если его разонать и отпустить. Прямо как Айфон.

В самом сердце тач-интерфейсов лежит скевоморфная метафора бумажного листа.

Иконка настроек пародирует шестеренку. Иконка часов не только пародирует часы со стрелкой, но и совершенно корректно, с точки зрения часов, ведет себя, показывая текущее время.

Иконка звонилки — трубка проводного телефона, которого последнее поколение не видело ни разу в жизни. Кнопка сохранения в программах до сих пор выглядит как дискета, которую в глаза не видели два последних поколения людей.

Погнали в другую область. Дорожный знак «велосипедная дорожка» представляет собой иконку велосипедиста. Что? Это не скевоморфизм, это просто способ наглядно связать сообщение с функцией? Ну, знак «кирпич» не связан с кирпичами, а сообщение передает. Безо всякого скевоморфизма, в отличие от знака велосипедной дорожки.

Тут можно привести миллион примеров. Суть как бы одна: дизайн, помимо моды на визуал, имеет целью коммуникацию. А тренды в передаче сообщения меняются гораздо менее быстро.

Кнопки «закрыть», «удалить», «отменить», запрещающий знак светофора и еще несколько негативных фиговин часто покрашены в красный. А куча всегда в электронных интерфейсах будет опираться на объекты реального мира и их поведение. Даже если это не считывается напрямую, а просто работает привычно. Так что скевоморфизм еще и нас переживет.

2977
0

Подпишитесь на еженедельный
дайджест

Редакция отбирает лучший контент за неделю и отправляет его на вашу почту

Cпасибо за подписку!

Письмо с подтверждением отправлено на адрес . Если вы не можете найти письмо во входящих, проверьте папку спама

Рекомендации

только для зарегистрированных
только для зарегистрированных
Подтвердите действие
Точно?
Сообщение
Текст
Подтвердите действие