Ретроспектива в командах разработки не новое явление. После нее в идеальном мире следующие этапы работы точно будут лучше! Правда, правда.
Всем привет, меня зовут Саша Комбаров, я СЕО в веб-студии. В материале расскажу, что такое ретро, зачем и как проводить ретроспективу и как мы проводим собрания по методу «Четырех Ч». А также расскажу, как мы внедрили ретро в отделы компании: управление, дизайн, маркетинг, продажи, тестирование и аналитика. И что это дало :)
Что такое ретроспектива простыми словами?
Ретроспектива — это периодические встречи, в ходе которых команда анализирует и оценивает рабочий процесс, самих себя и составить план улучшений на будущее. Ретроспектива поддерживает идею постоянного совершенствования и защищает от ловушек самонадеянности, заставляя выходить за рамки рабочего цикла, чтобы поразмыслить о прошлом.
Цель ретроспективны заключается в следующем:
- Оценить, как прошел последний спринт, итерация или иная рабочая единица (это особенно важно в контексте динамики, процессов и инструментов команды);
- Сформулировать удачные и неудачные моменты и определить их приоритет;
- Составить и осуществить план по улучшению работы команды.
Ретроспектива – это не место для порки, а своеобразный разбор, где участники имеют равные права. Например, разработчик может сказать, что ему не понравилось в менеджменте, менеджер – какие были проблемы с тестированием. И затем на эти проблемы команда предлагает решения.
Конечно, для успешного проведения ретроспективы необходима атмосфера поддержки, которая поощряет вклад всех участников команды, но не принуждает вносить предложения. За атмосферу и направление команды отвечает менеджер, если у него будет боевой задор – команда будет способна на подвиги даже после неудач, если тухлость и унылость – не ждите драйва от сотрудников.
Ретроспектива должна давать вашей команде положительный опыт и заряжать ее энергией. Она помогает участникам команды делиться важными отзывами, смиряться с разочарованиями и сообща находить решения.
Бывает, что зреет невидимый конфликт в команде, его должен сковырнуть менеджер на ретро, чтобы все вопросы и обиды были разобраны совместно с командой.
Организаторы тоже могут многое узнать для себя, в том числе лучше понять, как работает команда и какие трудности и успехи она пережила на последнем. Результатом успешной ретроспективы становится список улучшений, за которые участники команды берут ответственность и к которым стремятся в следующем спринте.
Ретроспектива по методу четырех «Ч»
Четыре «Ч» — это метод проведения ретроспективы, где участники команды определяют:
- Что им понравилось;
- Что не понравилось
- Чему они научились;
- Что изменим в процессах.
Важно донести до каждого участника ретроспективы перед собранием, что:
-
Мы обсуждаем, как работали, чтобы понять, какие улучшения можем внести;
-
Мы приходим на это собрание, понимая, что каждый прилагал все старания, используя имеющиеся знания и инструменты;
-
Это собрание — безопасное место. То, чем вы поделитесь, не будет использовано против кого бы то ни было;
-
Мы собрались, чтобы анализировать, а не обвинять.
Во время ретроспективы предложите команде вспомнить пройденный этап. Какие ключевые события в то время произошли, над чем необходимо поработать? Приведите несколько примеров самостоятельно, чтобы задать тон и показать открытость мероприятия.
По завершении наметьте план внедрения изменений, зафиксируйте его письменно и затем проверяйте, что команда его соблюдает.
Как проводим ретро по отделам компании
Мы в веб-студии решили ретроспективу проводить по отделам. С некоторыми изменениями. Проводим ретро с менеджерами, аккаунтами, разработчиками, маркетингом, дизайнерами, аналитиками и тестировщиками.
Для чего это нужно? Цель ретроспективы – повысить эффективность процессов в работе, сформировать план изменений. Но важно понимать, что это не план окончательных изменений в процессе — это план эксперимента на ближайший период. Мы что-то пробуем, смотрим, что из этого вышло, и на основании этого принимаем решение.
До ретро:
1. Ставим задачу в календарь тем, кому необходимо присутствовать на ретро;
2. Ставим задачу минимум за день на подготовку к ретро. Но лучше выписывать заметки в ретро регулярно;
3. Напоминаем за неделю до ретро о дате его проведения;
4. Готовимся к ретро самостоятельно, выписываем пункты, которые необходимо обсудить.
На ретро:
1. Разбираем статус по задачам прошлого ретро. Что сделано, что не сделано, актуальны ли сейчас эти задачи. Если задача не была выполнена к конкретному сроку, то выясняем причины и обговариваем дальнейшие действия.
2. Предоставляем каждому участнику слово. Какие были плюсы, что не понравилось, какие предложения. Фиксируем это.
3. Зафиксированные итоги зачитываем в конце ретро, назначаем ответственных по задачам и направляем информацию в чат. Также выписываем в доску задач в отдельную карточку.
4. Через день проверяем, что по всем обозначенным задачам стоят задачи в трекере.
Таким образом, участвуя в ретро, сотрудники могут проявлять инициативу и внедрять изменения в процессы компании. А работа студии благодаря этому становится более продуктивной.
Прикрепляю красивый чек-лист для проведения ретро по отделам, внедряйте у себя и делитесь результатами :)
Телеграм-канал Саши Комбарова про управление агентством, проектами, людьми.
Телеграм-бот, который бесплатно выдает чек-листы, памятки и регламенты по управлению, маркетингу, аналитике, дизайну и разработке.