Привет! Я Алиса Шилова, коммуникационный дизайнер, специализируюсь на визуализации бизнес-материалов и данных. Моя задача — не рисование «красивых картинок», а решение задач с выстраиванием логики. Как пример, я специализируюсь на презентациях и часто работаю с пластом данных, превращая их в понятный и структурированный контент. Например, мне передают 10 страниц сплошного текста или план повествования, зафиксированный на встрече. И со своей стороны я определяю важные тезисы, структурирую, отсекаю ненужную информацию, и определяю способы визуализации. А также мучаю заказчика, выбивая из него те данные и цифры, которые помогут слайдам «работать».
Недавно я помогала стартап-команде создать планер. Они знают всё об управлении стартапами и обучении предпринимателей, но с оформлением обучающих материалов в отдельный продукт сталкнулись впервые. Этот проект стал отличной возможностью применить мои навыки.
Идея планера
Планер для стартапа – это рабочая тетрадь для предпринимателей, используя которую можно получить необходимую теорию, определить дальнейшие шаги развития проекта и зафиксировать информацию в шаблонах для ответов. Таким образом, стартапы могут проверять гипотезы и прокачивать свой проект.
Исходные материалы
Команда заказчика собирала материалы в Figma в виде отдельных страниц с текстом и схемами. Контент был частично структурирован: выстроена последовательность информации и обозначены ключевые блоки для заполнения.
В чем боль?
Работу над проектом я начала не с вёрстки, а с погружения в суть проблемы. Для этого провела подробное обсуждение с заказчиком и опросила нескольких предпринимателей, чьи контакты он предоставил. В результате стало ясно, что у предпринимателей действительно есть существенные трудности в получении информации о том, как работать над проектом. Обучение, доступное им, в основном представлено в двух форматах:
- Лекции, которые часто сводятся к большому массиву теории и дают больше инсайтов, чем практических решений.
- Интернет-контент, который либо перегружен SEO-текстами, либо не структурирован и лишён чёткого порядка действий. Например, предпринимателям сложно понять, что стоит делать в первую очередь: создать продукт или попробовать его продать? Придумать название или сосредоточиться на бизнес-модели? Рассчитать юнит-экономику или заняться маркетингом?
Даже мне было непросто разобраться в этих вопросах, и я ясно ощутила масштаб проблемы.
Решение
Чтобы помочь предпринимателям получить чёткий и логичный инструмент для действий, я выстраивала структуру планера на основе следующих принципов:
- Все элементы должны быть интуитивно понятны без дополнительных объяснений. Теория логично переходит в шаблон для заполнения, который, в свою очередь, ведет пользователя к следующему шагу;
- Шаблоны должны сами подсказывать, что требуется: какой объем текста нужен, какие типы информации стоит указать и как её структурировать;
- Дизайн должен быть максимально лаконичным, без лишних элементов. Пользователи и так сталкиваются с информационной перегрузкой, поэтому шаблоны должны быть простыми и интуитивно понятными, без необходимости расшифровывать дизайнерские задумки.
- Форматы должны быть привычными. В ходе общения выяснилось, что такие инструменты, как бизнес-модель, оценка рынка и юнит-экономика, часто имеют общепринятую форму. Там, где это возможно, формы будут привычными, а для остальных блоков нужно ориентироваться на привычные форматы, такие как to do листы или таблицы Excel.
Таким образом у меня получилось разбить всю информацию по типам контента:
- Теория или описание метода
- Примеры
- Инструкции к заполнению шаблонов
- Шаблоны для заполнения
- QR-коды для перехода на сайт с более полной информацией по теме
Чтобы визуально отличить одно от другого, соблюдала преемственность визуальных подходов на протяжении всего макета, чтобы читатель, привыкая, мог отличить одно от другого.
Планер должен упрощать работу над проектом, а не усложнять её. Используя в дизайне такую инфографику, как схемы, таблицы, я убираю из них всё лишнее, не работающее на общую историю. Чем меньше визуального шума, тем быстрее пользователи будут воспринимать информацию и приступать к действию.
В текст были добавлены цифровые обозначения, которые соответственно размещались в шаблоне и являлись подсказкой. Иногда использование легенды добавляет лишние шаги к расшифровке информации. Но в данном случае – позволяет связать информацию на соседних страницах, и обращаться к тесту задания, заполняя таблицу.
Сложные моменты
На этапе формирования структуры и распределения контента по блокам стало очевидно, что необходим текстовый редактор. Заказчику сложно самостоятельно адаптировать тексты под нужный формат — сокращать или расширять их. А также вычитывать контент на предмет грамотности текста. Кроме того, профессиональный инструмент не может выглядеть как обычная статья из интернета, требуется работа копирайтера. Со своей стороны, я указывала места, где нарушена логика, где много воды, где информации не достает и блок становится не понятным. Выстраивая логику, дизайнер начинает быть аналитиком, исследователем, писателем. И в этом весь интерес подобных задач.
Итог
В результате был создан печатный блок на 134 страницы, совмещающий теорию с практическими заданиями. Заказчик остался доволен, так как нашел во мне эксперта, а не просто верстальщика. Планеры стали востребованным продуктом: их приобретают акселераторы и стартап-студии, используя как мерч. Для каждого нового заказчика мы разрабатываем уникальные обложки в его фирменном стиле.
Посмотреть планеры можно на сайте у заказчика https://startupplanner.ru/