В этой статье речь пойдет о стиле леттеринга, который сформировался в СССР и в наши дни получил название советского. Сегодня этот стиль применяется, потому что недвусмысленно отсылает к той эпохе, помогает продемонстрировать исторические или культурные ценности и, конечно, из-за своей выразительности. Попробую кратко описать стилистические особенности и подскажу, как самостоятельно создать надпись в стиле советского леттеринга.
Для вдохновения загляните в мой кейс с советским леттерингом для флагманского дропа новосибирского бренда одежды «Свобода». Ребята шьют и брендируют одежду для молодежи, устремлённой в будущее, любящей путешествовать и открывать новое, выбирающей комфорт и свободу.
Во времена железного занавеса советские дизайнеры находились в очень стесненных обстоятельствах, имели ограниченный доступ к работам иностранных коллег, и ни о какой моде и насмотренности речи не шло.
В 1930 году Всесоюзный комитет по стандартизации принял обязательный Общесоюзный стандарт 1337 «Шрифты гартовые». Документ ограничил советских дизайнеров скромным набором шрифтов: всего 20 гарнитур и 31 начертание. Не вошедшие шрифты были отправлены на переплавку.
Но вопреки всему наши художники-оформители не стояли на месте, а развивали новую шрифтовую культуру через эксперименты с каллиграфией. Буквально использовали в работе самые разные инструменты, и это отразилось в стилистике композиций.
Название «Советский леттеринг», конечно, продиктовано эпохой. Но есть и другие особенности, которые объединяют и даже классифицируют надписи тех лет. Я условно делю леттеринг той эпохи по инструменту, которым он создан. Это помогает более аутентично воссоздавать ту стилистику.
Итак, я выделяю три группы:
- Круглая кисть или острое перо
- Широкая кисть или плакатное перо
- Линеры (карандаши, маркеры)
Во всех группах можно различить чистое письмо одним инструментом или микс работы несколькими. Каждый эксперимент с каллиграфией уникален. Инструмент же определяет характер надписи. Кистью — пластичные, округлые и контрастные буквы, плакатным пером — более графичные угловатые, маркером — тягучая монолиния. Но все надписи той эпохи объединяют одинаковые стилистические приемы.
Живой штрих: контраст линии, плавный или наоборот резкий переход от широкой линии к тонкой, игра с шириной штриха от начала к концу. Это добивается искусным владением инструмента или финишной дорисовкой.
Письмо не по правилам, то есть нарочное нарушение принятых норм письма. Так, например, появилась латинская букв k в словах. Или выносные элементы там, где их быть не должно.
Залихватские выносные элементы и прописные буквы, в разы превышающие стандартные, что показывает экспрессию и динамику.
Как нарисовать надпись в стиле советского леттеринга
- Сперва напиши фразу, которую хочешь стилизовать просто карандашом. Отметь буквы, которые можно стилизовать без нарушения читаемости слова. Самые подходящие для стилизации буквы к, т, р, д и в.
- Открой референсы и найди буквы, которые тебе нужны. Все находки зарисуй на отдельном листе вдохновения.
- Напиши свою фразу, заменяя обычные буквы теми, что нашлись в референсах. Сделай несколько разных вариантов, посмотри на ритм и пластику.
4. Выбери самый удачный вариант и напиши теперь инструментом, которым владеешь. На этом этапе у тебя появится характер надписи в зависимости от инструмента. Попробуй написать разными инструментами и посмотреть, каким лучше передается твоя эмоция и задумка.
5. В финале для выразительности можно доработать линером начало и окончания штрихов или неуверенные переходы.
True fact
Туториал работает. Вот примеры работ, которые выполнили мои студенты на мастер-классах по советскому леттерингу. Поэтому делюсь им с вами и уверена, что все получится.