Разогнать воображение, работая над новым логотипом, особенно когда только что закончил предыдущий проект и перевести дух не успел, иногда сложно. Конечно, есть креэйторы, которые фонтанируют гениальными идеями сразу после прочтения брифа, но нащупать решение можно и другим путём. Поможет в этом карта ассоциаций или интеллект-карта.
Интеллект-карта (mind map, майнд-карта, карта мыслей и ментальная карта) — это аналитический инструмент, который используют, если необходимо найти максимально эффективное решение задачи.
Другими словами, это один из форматов визуализации данных. Такая обширная паутина из слов, образов, ощущений, которые ассоциируются с исследуемым предметом. Это отлично подходит для вытаскивания глубинных смыслов при разработке логотипа или фирменного стиля.
Принцип построения прост: берём название бренда, выписываем прямые ассоциации с ним, от них строим ассоциации второго, третьего порядка и так далее.
Можно рисовать карандашом в блокноте, а можно воспользоваться специальными сервисами для этого:
Что делать, когда тупик?
- Брейншторм. Если у тебя есть команда, то стоит её подключить к генерации идей. Когда принятие решений завязано на одном человеке, очень скоро идеи начнут повторяться. Коллективный мозговой штурм — отличная возможность объединить опыт разных людей и обнаружить свежие идеи, иногда фантастические и глупые. Останется только отсечь лишнее.
- Перерыв. Удивительно, но если отвлечься от задачи и заняться чем-то другим, решение приходит само собой. Дело в нейропластичности мозга. Новый опыт, новые ощущения стимулируют работу мозга и тренируют креативность. Нейропластичностью мозга стоит заниматься постоянно, но и при решении одной задачи можно получить озарение. Переключитесь на другой проект, почитайте книгу, послушайте музыку. Важно, что это должен быть новый опыт: новая книга, новая музыка.
- Визуализация. Построение карты ассоциаций — это уже визуализация мыслей и представлений в виде схемы. Но это графическое решение, к которому можно подключить и образное. С этим поможет, например, Pinterest. Алгоритм платформы построен таким образом, что находит не только точные образы по запросу, но и косвенные. И если забить запрос «craft beer», то увидим сам напиток, упаковку, компанию друзей или интерьер паба. Всё это и заносим в карту ассоциаций. Переключаясь на фотографии, Pinterest будет постоянно расширять выдачу. Это подходящий инструмент, чтобы разогнать идею, если ты одинокий воин.
Когда карта ассоциаций выглядит завершённой, можно приступать к построению гипотез и превращать найденные ассоциации в готовые образы. Чем шире карта, тем больше гипотез, больше годных эскизов и выше шанс попадания в цель. Карта ассоциаций из скриншота выше помогла мне разработать геральдический логотип c уткой для «Хмельного Дона».
Fun fact
Интеллектуальные карты годятся для конспектирования в любой сфере деятельности и под разные задачи. К ним прибегали Чарльз Дарвин, Исаак Ньютон, Паганини и многие другие. Вот здесь можно посмотреть исторические варианты карт.