Композиция определяет расположение объектов на полотне, их взаимодействие друг с другом, а также визуальное впечатление, которое производит картина на зрителя. В целом, она необходима, чтобы сделать работу эмоционально привлекательной, захватывающей и убедительной.
Что такое композиция в рисовании и зачем она нужна
Композиция в рисовании создает баланс в работе, устанавливая центральную точку, притягивающую внимание зрителя. Она также обеспечивает четкую иерархию элементов, определяя их важность и связь между ними.
Композиция состоит из гармонии, ритма, фокуса.
Гармония — сочетание объектов между собой, создавая единое целое. Баланс между элементами и, пропорциями.
Ритм — определяет повторяющиеся элементы в работе, создавая своего рода музыкальный темп и движение на полотне. Ритм создается через линии, формы, цвета.
Фокус — привлекает внимание зрителя и устанавливает центральную тему произведения. Фокус в контрасте демонстрируется через освещения или расположения объектов на полотне.
Элементы композиции в изобразительном искусстве
Элементы композиции — это набор визуальных и структурных компонентов, используемых для распределения элементов на холсте или в пространстве.
-
Линии создают направление и движение, управляют взглядом зрителя, и выражают эмоции.
-
Формы определяют общий контур объектов и их визуальную структуру.
-
Цвет влияет на атмосферу произведения, вызывая нужные эмоциональные реакции у зрителя.
-
Текстуры добавляют тактильные качества к поверхности и создают ощущение реальности.
-
Пространство определяет взаимное расположение объектов и глубину сцены.
-
Пропорции устанавливают правильные соотношения между элементами и создавать ощущение равновесия.
Создать впечатляющее произведение искусства не сложно. Понимая основы баланса, зная как верно сочетать и взаимодействовать с каждым элементом.
Законы композиции: баланс, ритм, акцент
Про ритм неоднократно говорили выше, поэтому уделим внимание балансу и акценту.
Баланс выявляет равновесие между частями произведения, создавая стабильность. Он бывает симметричным, когда элементы распределены равномерно относительно центральной оси, или асимметричным, когда неравные элементы поддерживают равновесие друг друга.
Акцент направляет внимание зрителя на конкретные элементы в созданном шедевре. Он создан через контраст, цвет, освещение или расположение объектов. Он направляет взгляд зрителя.
Золотое сечение и правило третей
Сбалансированные композиции в искусстве и фотографии зависят от правил, включая золотое сечение и правило третей, которые используются для упорядочивания холста или кадра, создавая визуальную интригу и привлекательность.
Золотое сечение — это математическое соотношение, обозначается буквой "φ" (фи) и имеет численное значение 1,618. Идея золотого сечения в том, чтобы элементы композиции размещались в соотношении, близком к указанному числу, придавая композиции пропорциональность, визуально приятную для человеческого восприятия.
Правило третей заключается в разделении кадра на девять частей. Размещение объектов происходит вдоль линий сетки из девяти прямоугольников. Это правило помогает создать баланс, учитывая визуальный вес каждой части.
Ведущие линии и направляющие взгляд зрителя
Изображение — это не просто набор отдельных элементов, а складывающиеся вместе эмоции. Однако чтобы рассказать свою историю, важно уметь управлять вниманием, направляя его на ключевые моменты. Ведущие линии наполняют произведение смыслом, а направляющие помогают его воспринять.
Ведущие линии — это элементы, создающие визуальный путь для глаз. Могут быть линии, которые ведут от края к краю холста, углами, дугами или перспективными линиями. Подчеркивают ощущение движения в композиции, выделяют главные объекты или устанавливают визуальную связь между частями.
Кто знаком с дизайном, у того встает вопрос, что есть ещё направляющие – самые ключевые линии, которых должно быть не больше 3, а 5 – это предел.Не путайте!
Направляющие — это элементы, удерживающие внимание зрителя на объекте или области. Это контрастные элементы, яркие цвета, повторяющиеся узоры или композиционные приемы. Они усиливают визуальную центральную точку интереса, нужный смысловой акцент.
Одним из ключевых моментов использования ведущих линий и направляющих получается создание пути рассказа истории, определенную эмоциональную реакцию. Правильно используемая перспектива, линии, направление и цвет могут создавать удивительные эффекты, влияющие на восприятие.
Не менее важно уметь сознательно использовать и подчеркивать ведущие линии и направляющие, чтобы они служили в целом. Тонкие, но важные детали могут решить, как сильно зрителя привлечет к себе определенная часть композиции — и, соответственно, какую информационную нагрузку привнесет.
Контраст и его роль в композиции
Проявляется через различия в цвете, яркости, текстуре, форме или размере объектов.
Например, контраст светлых и темных областей создает глубину в работе, а между разнообразными текстурами добавляет драматизма с нотками эмоциональной интенсивности в произведении. Выделяет ключевые элементы композиции, создавая фокус на определенных объектах или областях.
Согласны, уже очень много слов и теории, пора переходить к практике. Рассмотрим картины, которые говорят сами за себя.
Цветовая гармония и ее влияние на композицию
Эстетически удовлетворительное искусство композиции зависит от цвета. Правильное их использование как усиливает воздействие, так и ослабляет влияние на зрителя.
Предполагается сочетание цветов, которые визуально приятны для глаза. Один из способов достижения гармонии – использование цветовых схем: монохроматическая, аналогичная, комплементарная, триадная. Каждая из них подразумевает сочетания цветов, которые влияют на восприятие.
Самым лучшим вдохновителем и создателем всех гармоний выступает природа. Черпаем именно из неё всю глубину. Например, теплые цвета могут создавать ощущение уюта и радости, в то время как холодные цвета вызывают ощущение спокойствия или меланхолии. Правильный выбор комбинаций цветов часто решает всё, работа понравится только поэтому, даже если нарушить при этом остальное.
Распределение фокусных точек на полотне имеет значение для баланса и гармонии в изображении.
Правильное соотношение размеров объектов передает ощущение баланса, в то время как нарушение пропорций приводит к невротическому восприятию.
Рассмотрев все фотографии, что мы для вас готовили, конечно мы заметили такие моменты, что глубина композиции зависит не только от всего вышеперечисленного. Поясним мысль таким образом, что когда вы стоите на перекрестке дорог и смотрите вперед, то вы увидите задний план - линию горизонта, затем вы захотите повернуться и уже увидите средний план, например, здание. Когда же вы сделаете шаг, то вы увидите передний план — кусок дороги. Это можно крутить в любую сторону, работать будет также.
Поясним научно, что передний план содержит объекты, которые ближе всего к зрителю и помогают создавать ощущение возможности прикоснуться. Средний план, часто содержит основные элементы композиции, и выявляется фокусной точкой визуального восприятия. Задний план добавляет дополнительные детали и контекст, расширяя пространство и атмосферу произведения.
Учитывайте каждый элемент пространства, чтобы создать произведение искусства, которое удивит.
Динамика и статика в композиционном построении
В отрыве мы всегда будем говорить об одном и том же, все описанные приемы приводят к лучшему прочтению композиции. Поэтому затронем ещё:
-
динамика — передает движение, активность, живость и энергию
-
статика — это спокойствие, равновесие и неподвижность
Эти противоположные концепции могут как работать сами по себе, а могут противоречить и разрушать.
Динамичные элементы в композиции представлены через динамичные линии, диагонали, действующие фигуры, а также использованием ярких цветов и контрастов. Они создают движение и напряжения в изображении, привлекая внимание зрителя.
С другой стороны, статические элементы в композиции могут быть представлены через горизонтальные линии, симметричные формы, спокойные цвета и уравновешенные распределения пространства. Придают умиротворенный характер через ощущение уравновешенности в изображении.
Симметрия и асимметрия в композиции
Симметрия — это построение композиции равновесием элементов вокруг оси. Асимметрия подразумевает дисбаланс элементов. Жонглируя этими приемами мы создаем ожидаемый порядок либо неожиданность.
Симметрия придает изображению формальность, асимметрия подчеркивает оригинальность.
Как использовать рамки и обрезание в композиции
Затрагиваем такую тему здесь только лишь из-за того, что работая с композицией мы часто пытаемся вписать картины, фотографии в ограничения страниц или интерфейсов.
Рамки – для ограничения визуального пространства произведения и вывода фокуса на конкретный объект или сцену. Визуальная рамка фокусирует и дает целостность. Рамки представлены от натуральных элементов –деревья или архитектурные структуры, до визуальных – тени или контрастные области на изображении. Ощущение уединения и интимности передается.
Обрезание, с другой стороны, меняет форму удалением части изображения. Этот прием используется для создания динамичной композиции, интересных визуальных решений. Когда сцена обрезана, зрителю любопытно завершить изображение в своем уме.
Роль света и тени в создании композиции
Завершить хочется наиболее интересным аспектом, как вишенкой на торте. Именно свет и тень подчеркивает основные элементы.
Свет –для акцентирования внимания на определенных объектах или частях. Он создает контрасты и подчеркивает форму объектов, делая изображение выразительным. Кроме того, свет передает эмоции, влияя на общее восприятие.
Тень – это по факту отсутствие света. Она отвечает за глубину и объем, ощущение трехмерности. Тени могут использоваться для управления восприятием пропорций объектов и создания перспективы. А еще добавлять таинственности.
Знание основ раскрывает перед вами все дороги для верного использовании света и тени. Художники заботятся о направлении света и распределении теней, чтобы создать нужные эффекты: например, мягкое освещение передает уют, а жесткие тени –и напряжение. Эти эффекты подчеркивают идеи произведения и свой смысл.
Именно фотографы являются мастерами использования естественного и искусственного освещения, чтобы создавать эффекты и подчеркивать важные элементы в кадре.
Анализ композиций известных произведений искусства
Эти примеры выбраны нами, потому что демонстрируют разнообразие композиционных приемов, учитывают все подсвеченные нами нюансы.
1. «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи — в этой композиции особое внимание уделено распределению фигур в пространстве и использованию перспективы для создания глубины.
2. «Ночной дозор» Рембрандта — в этой работе использована сложная композиция со сценическими элементами, такими как освещение и распределение персонажей по пространству.
3. «Мона Лиза» Леонардо да Винчи — композиция этой картины характеризуется мягким освещением, размещением портрета в центре и использованием перспективы для создания глубины.
4. «Звёздная ночь» Винсент Ван Гог — композиция этой картины содержит яркие контрасты и эффектные штрихи, создающие ощущение движения и динамики.
5. «Автопортрет созерцателя» Сальвадора Дали — в этой работе использованы необычные ракурсы и композиционные приемы, чтобы создать ощущение странности и нереальности.
6. «Алиса в Стране Чудес» Джона Тенниела — иллюстрации к этому произведению характеризуются сложной композицией с вниманием к деталям и множеством персонажей в одном кадре.
7. «Богатство Наций» Джейн Стюарт — в этой фотографии использованы композиционные приемы, такие как использование глубины резкости, чтобы привлечь внимание к определенным объектам.
8. «Крик» Эдварда Мунк — композиция этой картины характеризуется выражением эмоций через использование острых углов и контрастов.
9. «Геркулес и гидра» Антонио Полаяоло — в этой скульптуре использована композиция, чтобы передать ощущение борьбы и движения.
10. «Леди с горностаем» Леонардо да Винчи — в этой работе использована сложная композиция для передачи грациозности и характера портретируемой женщины.