Gleb Alexandrov
Gleb Alexandrov
4 мин. читать
2375 показов
636 открытий

DDSM #3: Растровая графика

Привет! Пришло время еще немного просветиться знаниями о графическом дизайне 😎
Chef

Недавно мы говорили о пикселях. А теперь пришло время поговорить о том, что непосредственно состоит из них — растровая графика.

Растровая графика — это…

Растровая графика или растровое изображение — это изображение, состоящее из сетки пикселей, которое мы видим на мониторе или других дисплеях.

Растровое изображение может быть создано, как в графических редакторах, так и с помощью фотоаппарата. Ведь и там, и там мы оперируем пикселями и их цветами. В графическом редакторе мы рисуем пиксели самостоятельно. А при фотографировании, фотоаппарат автоматически преобразует то, что он “видит” в объективе на матрицу в виде пикселей. Если оба таких файла мы откроем на компьютере и приблизим, то увидим те самые “квадратики”.

Слева: созданная в графическом редакторе растровая буква "S" и её увеличение. Справа: сфотографированный лист растения и его увеличение.

Преимущества растра

Растровому изображению характерны некоторые преимущества. Самое главное из которого, это то, что мы можем создать любой по сложности рисунок. Ведь, повторюсь, здесь мы работаем непосредственно с модулями, из которых состоит само изображение.

Следующий плюс растра — это его распространенность. Сейчас, абсолютно каждое устройство имеющее дисплей способно открывать и просматривать файлы типа JPEG или PNG, причем даже очень большого размера (разумеется, в действительности форматов растровых изображений гораздо больше).

Так же к преимуществам растровой графики можно отнести высокую скорость обработки сложных изображений: мы можем на все изображение накинуть фильтр, и он повлияет на каждый пиксель. А еще можем работать кистью с размытыми краями и, таким образом, перекрашивать целые группы пикселей. И еще масса подобных способов.

Недостатки растра

Однако, мир не идеален, и где есть плюсы, там же есть и минусы. Основной минус растра — это невозможность его масштабирования. То есть, мы не можем взять такое изображение, увеличить его в 2 раза и получить в 2 раза более детализированное изображение. Все пиксели, которые есть в изображении, просто продублируются. Мы получим увеличенное изображение, но с эффектом “мыльности”, т.к. пиксели, которые попадут мимо сетки, будут сглаживаться за счет соседних. Либо, если мы отключим сглаживание, то просто получим “рубленные” блоки. Да, сейчас уже вовсю используются нейросети для увеличения детализации в изображениях, но они лишь достраивают недостающие пиксели по своим алгоритмам. В истинном смысле, детализации они не добавляют.

Пример масштабирования растрового изображения с разным сглаживанием

Следующий недостаток — это большой размер данных у изображений с большим количеством пикселей. Чем больше и чем детализированней наше изображение, тем больше места на диске оно будет занимать. Если для фотографий, которые вы делаете и храните у себя на смартфоне, это не так критично. То для, например, фотографий товаров на сайте, это уже очень важно. Ведь чем больше “весит” файл с изображением товара, тем дольше он будет загружаться на сайте. А если таких товаров несколько сотен, на одной странице? Да, мы можем уменьшить изображение, уменьшить его детализацию, но тогда в экстремальных случаях мы и получаем мыльное месиво из пикселей, на котором сложно что-то различить. При этом, если мы хотим напечатать изображение — нам нужно сохранить его исходный вес, так как для печати нужна более плотная сетка пикселей, чем на мониторе. Здесь я имею ввиду разрешение изображения или DPI. О нем я расскажу в следующих статьях.

Актуальные растровые форматы

Актуальными форматами для статичной растровой графики являются: конечно же JPEG, PNG, TIFF, BMP. Для анимации — это форматы GIF (хотя и он может быть статичным), APNG (относительно молодой, но перспективный формат). У каждого формата есть свои нюансы, но про них потом.

О происхождении слова

Что же до происхождения слова, то термин ”Растр” относился к полиграфии и обозначал приспособление для создания штриховых изображений, которые можно многократно воспроизвести печатным методом. Оно напоминало решетку, поэтому получило такое название: с латыни rastrum — «грабли, скребок».

Слева: раструм XIX века для рисования горизонтальных линий нотного стана. Справа: роликовый двусторонний раструм для тех же целей.

Ставь лайк и пиши в комментариях, о чем бы еще хотел узнать. Совсем скоро узнаем, что такое векторная графика и сравним её с растром!

А еще ты можешь помочь развитию проекта DDSM, подписавшись на остальные соцсети автора!

2375
0

Подпишитесь на еженедельный
дайджест

Редакция отбирает лучший контент за неделю и отправляет его на вашу почту

Cпасибо за подписку!

Письмо с подтверждением отправлено на адрес . Если вы не можете найти письмо во входящих, проверьте папку спама

Рекомендации

только для зарегистрированных
только для зарегистрированных
Подтвердите действие
Точно?
Сообщение
Текст
Подтвердите действие