Привет, дизайнеры! На связи Ульяна из школы менторов neschool, психолог с 6,5 годами практического опыта и более 3000 часов консультаций. Мы с командой убеждены, что осознанный подход к своему ментальному здоровью не только основа, но и преимущество в карьере дизайнера. Сегодня в статье обсудим:
- Как работает деятельность дизайнера с точки зрения психологии;
- Какие проблемы могут возникнуть у специалиста такой деятельности и почему;
- На какие вещи нужно обратить внимание, чтобы работа была гармоничной и продолжала приносить удовольствие.
С точки зрения психологии дизайнер — это художник-конструктор. Человек, опирающийся на ассоциативное и проектно-образное (творческое) мышление как на способ формирования идеи, своего рода инсайта – озарения.
Но это только начало, далее включается интеллектуальная составляющая, суть которой заключается в анализе и структурировании информации.
При этом анализ во многом должен опираться на эмпатию и рефлексию — способность представить себя на месте тех людей, для которых создаётся продукт, умение наблюдать за собственным внутренним миром и понимать его.
При чём тут психическое здоровье?
Мозг творческих людей давно интересует врачей, психологов, социологов. Существует множество исследований, показывающих, что люди, реализующиеся через научные и художественные занятия, более восприимчивы к раздражителям окружающей среды. У них меньше уровень бессознательной способности игнорировать неважные раздражители. Так они получают больше информации от внешнего мира, их эмоциональный отклик сильнее. И в то же время нервная система, имеющая такие особенности, больше склонна к перегрузкам и травматизации.
Этим объясняется взаимосвязь между креативностью и расстройствами настроения, которую выявляют ученые в разных странах и в разные временные периоды. Чаще всего это депрессивные переживания, тревожные и биполярные расстройства, зависимости.
Но может быть творец должен быть несчастным, чтобы перерабатывать свои страдания во что-то прекрасное?
Нет, во многом это миф. Креативность стимулируют те периоды, в которых человек чувствует себя более уверенным в себе и своём творчестве. Стресс же, напротив, убивает креативность и препятствует спонтанному творчеству. Сразу после стрессовой реакции ресурсы организма перераспределяются на поддержание бдительности, а затем восстановление. Творческое познание, как не обязательная для выживания функция, будет отодвинуто в сторону до тех пор, пока состояние тела и психики не придёт в норму. На этом же принципе построена всем известная пирамида потребностей Маслоу.
Существуют исследования, которые показывают, что влияние стресса на творчество не обязательно является негативным. Оно будет таковым, когда у человека нет чувства контроля над ситуацией, когда он считает, что никакие его действия не могут повлиять на результат. Ещё один значимый фактор, снижающий творческую производительность — ситуация оценивания. Когда угрозы оценки нет, творческая производительность, наоборот, увеличивается. Человек как бы чувствует себя более свободным, не ограничивает себя сам и не фантазирует, какие ограничения могли бы наложить на его работу окружающие.
Озарение и новые идеи обычно приходят при соблюдении двух последовательных этапов. Первый — длительное изучение и обдумывание задачи/концепции/вопроса. Второй — состояние расслабленности и покоя, когда нет информационной и стрессовой нагрузки.
Так и что же в итоге?
Дизайнеры – люди, в значительной мере уязвимые к расстройствам настроения и стрессовым воздействиям в силу особенностей нервной системы.
При этом дедлайны, постоянная ситуация оценивания, стремление к идеальному результату, любые ситуации нестабильности и неизвестности, которые может провоцировать работа на фрилансе и необходимость коммуницировать с заказчиком – всё это мощные стрессовые факторы, с которыми приходится сталкиваться дизайнеру в своей повседневной профессиональной деятельности.
Подобный стресс не только снижает созидательную способность, но и накапливается с годами, всё больше усложняя работу дизайнера. Блокирует креативность и упрощает его работы, поскольку мозг готов искать только простые и понятные решения, не требующие существенных усилий, анализа, творческого поиска.
Кто виноват и что делать?
Конечно же, никто не виноват. И на самом деле это прекрасно, что люди научных и творческих профессий часто чувствительные и эмпатичные натуры. Да, это делает их не только креативными, но и зависимыми от того, что происходит и вокруг. Но тут на помощь приходит психология и психологическое консультирование. Грамотный специалист поможет:
-
Укрепить самооценку, чтобы дизайнер мог не сравнивать себя с другими, не ждать от заказчика негативной оценки, не принимать критику на свой счёт, а доверять собственному видению и прокачивать навыки там, где это требуется.
-
Снизить тревогу относительно результата и преодолеть перфекционистские тенденции, что позволяет двигаться вперёд, гордиться своей работой и видеть в ней ресурс, а не повод усомниться в себе.
-
Сформировать стрессоустойчивость и не чувствовать, что земля уходит из-под ног, когда приближается очередной дедлайн, или на горизонте нет новых заказов.
-
Развить эмпатию и навык самонаблюдения, чтобы иметь возможность создавать не только концептуальные, но и удобные эргономичные дизайны, которые будут откликаться людям с первого взгляда.
-
Развить коммуникативные навыки, чтобы иметь возможность эффективно общаться с заказчиком.
- Разрешить личные проблемы, которые повышают общий стрессовый фон, способствуют формированию состояния прокрастинации и творческого ступора.
22 августа мы в [ne]school проводим бесплатный эфир «Психология творчества» с разбором проблем дизайнеров – приходи задать свой вопрос или просто почерпнуть опыта из чужих историй, снизить тревожность, вдохновиться на гармоничную работу.
Приглашаю на наш канал, чтобы не пропустить мероприятие и другие материалы, которые помогут в работе и карьере дизайнера: вот ссылка в телеграм.