Мультимедиа-технологии проникают во все сферы нашей жизни — от искусства и театра до коммерческих инсталляций и интерактивных музеев. Для тех, кто хочет стать высокооплачиваемым специалистом в этой области, образование играет ключевую роль. Из чего состоит обучение мультимедиа-технологиям рассказал куратор программы «Мультимедиа-дизайн» Британской высшей школы дизайна Максим Чепухалин.
Важность эстетики и функциональности
Образование в этой сфере требует синтеза художественных и технических навыков для создания эстетически привлекательного и функционального контента. Для начала разберемся, где сейчас особенно востребованы мультимедиа-дизайнеры.
Области применения мультимедиа-технологий
1. Интерактивные музеи и инсталляции. Такие музеи и инсталляции требуют глубокого понимания пользовательского опыта и технологий.
2. Коммерческие инсталляции. Например, мультимедийные пространства для брендов, где важно сочетание эстетики и уникальности.
3. Искусство и дизайн. От цифрового искусства до арт-инсталляций и перформансов.
4. Городская среда. Медиафасады, информационные панели и интерактивные городские пространства.
5. Здравоохранение и образование. Виртуальная и дополненная реальность для обучения и информационно-справочных систем.
Мультимедиа-дизайн — активно развивающаяся сфера, в которой появляется множество новых технологий прямо сейчас.
«Существует российский стартап, который делает инсталляции, основываясь на активности мозга. При помощи специального мультимедиа-сервиса можно превратить один тип данных в другой. Получается такая синестезия — например, свет можно перевести в звук. И волны мозговой активности тоже можно превратить в контент. Это позволяет зрителям управлять инсталляцией с помощью своего психоэмоционального состояния. Я жду, когда эта технология будет широко использоваться, но уверен, что есть ограничения, объясняющие, почему это не произошло», — Максим Чепухалин.
Какими бывают мультимедиа-дизайнеры
Мультимедийные технологии может освоить любой дизайнер. В зависимости от экспертизы в других сферах, принято выделять три профессиональных трека:
• I-shape — специалист с глубокими знаниями в своей области;
• T-shape — специалист с глубокими знаниями в одной области и дополнительными знаниями в смежных областях;
• M-shape — специалист, который профессионально разбирается в двух или более областях.
Изучение мультимедиа-дизайна превращает I-специалиста в T-специалиста с помощью развития междисциплинарных навыков. У такого профессионала появляются дополнительные преимущества: самостоятельность, разнообразие деятельности, высокая мотивация и карьерные перспективы.
Какие навыки понадобятся
Чтобы успешно создавать мультимедийный контент, необходимо разобраться в множестве дисциплин и направлений. В частности, нужно прокачаться в:
• Арт-дирекшне и графическом дизайне;
• Современных технологиях и работе с профессиональным оборудованием: понимание работы проекционного оборудования, световых систем, датчиков движения, создание мультисенсорного опыта и адаптивных систем, управление физическими эффектами, такими как дым- или арома-машинами.
• Саунд-дизайне;
• Пространственном мышлении;
• Управлении проектами и работе в команде;
• Сторителлинге и режиссуре;
• Работе с мультимедиа-серверами;
• Интерактивных системах и нейросетях: применение современных технологий и алгоритмов для создания адаптивных решений и взаимодействия со зрителем.
«В производстве мультимедийного контента задействуется много навыков, поэтому в эту профессию нет единой точки входа, как, например, в графдизайн или архитектуру. В этих областях вы можете выбрать свою специализацию и дальше углубленно развиваться в ней. Мультимедиа-технологии вы будете изучать бесконечно, пополняя свое портфолио знаниями из разными областей. В этой сфере вы не сможете успешно реализовать концепцию, если не будете понимать, как работают технологии, — какими они бывают и как зависят друг от друга», — Максим Чепухалин.
Как попасть в индустрию: четыре шага
1. Определите свой профиль, сильные стороны и основные компетенции.
2. Сформулируйте цели и определите конкретные шаги для их реализации.
3. Восполните пробелы. Проанализируйте, каких ключевых навыков вам не хватает и найдите подходящую образовательную программу, где вы сможете этому научиться.
4. Начинайте обучение. Для этого нужно выбрать свой трек — точечное развитие навыков на коротких курсах или комплексная образовательная программа с широким спектром компетенций.
Курсы и программы
Образование в этой сфере только начинает зарождаться. Нужно внимательно проверять, какие навыки дадут на каждой конкретной программе. Сейчас обучение мультимедиа-технологиям предлагает, например, Британская высшая школа дизайна. «Наша программа была разработана, в том числе, с учетом моего собственного опыта развития T-шейпа, освоения разных технологий и медиумов», — Максим Чепухалин.
Портфолио начинающего мультимедиа-дизайнера
Чтобы начать работать, обязательно нужно собрать портфолио. Оно же требуется для поступления на программу по мультимедиа-дизайну в Британке. Конечно, до начала учебы специалист не может включить туда полноценные мультимедийные проекты, но в портфолио можно отразить:
• Навыки и опыт в дизайне;
• Сформулированный интерес к новым областям;
• Участие в мультимедийных фестивалях, уровень знакомства с индустрией.
Преимущества профессии
На рынке труда сейчас отмечается высокий спрос на мультимедиа-дизайнеров. Важно, что у специалистов много возможностей для участия в интересных креативных проектах, а также хорошие перспективы карьерного роста и профессионального развития.
«Чем больше вы прокачиваете свой Т-шейп, превращая его в М-шейп, тем больше у вас возможностей перемещаться между индустриями. Очень здорово не быть привязанным к своей специализации. Даже если у вас пропадет интерес к тому, что вы делаете, знания в других областях всегда позволят легко найти что-то новое для себя», — Максим Чепухалин.
На годовой программе «Мультимедиа-дизайн» Британской высшей школы дизайна у специалистов есть возможность познакомиться с индустрией, принять участие в своем первом медиафестивале и научиться комплексному подходу к созданию мультимедийных проектов. Итог обучения — уверенные знания и портфолио, с которым можно начать свой путь мультидисциплинарного специалиста.