Дизайн Прост
Дизайн Прост
30 мин. читать
997 показов
429 открытий

Мотивация дизайнера

Вступление

Сфера дизайна обусловлена ежедневной высочайшей умственной и психо-эмоциональной нагрузкой. Умственная: высокая мозговая активность, связанная с поиском и разработкой дизайнерских решений. Психо-эмоциональная: обильное общение с людьми — взаимодействие с коллегами, согласование идей с руководителем, защита решений перед заказчиками, успевание в сжатые сроки, поиск работы, высокая конкуренция на рынке труда.


И дизайнеры и дизайн-руководители сталкиваются со стрессом, с продолжительным напряжением, с выполнением обязательств, которые могут приводить к выгоранию, потере физических сил и нежеланием заниматься своей деятельностью.

В 1-м выпуске 10-го сезона  подкаста «Дизайн прост» мы поговорили о том, как не доводить себя до такого состояния, а оказавшись, выходить из него. Как находить в себе силы поддерживать свою мотивацию в долгосрочной перспективе и получать удовольствие от своей ежедневной дизайнерской практики. В этой статье вы найдете для себя более полные ответы на эти вопросы, а также полезные рекомендации и техники для того, чтобы сделать свою дизайн-деятельность эффективной.

Всем привет! Меня зовут Игорь Готт. Я гость выпуска подкаста про Мотивацию дизайнера и автор этой статьи. За свою многолетнюю практику мне довелось не раз испытать кризисы вовлеченности к своей работе. А кроме того, последние несколько лет, как руководитель я очень плотно занимался вопросом вовлеченности большого числа других дизайнеров. Поэтому в этом вопросе мне удалось разобраться достаточно глубоко. Приглашаю вас к изучению этого материала, возможно и вы найдете для себя в нём что-то полезное.

Исследование

Ранее, я проводил небольшое исследование на тему, что может являться причиной выгорания. Опрос был проделан в рамках дизайнерского комьюнити. Полторы тысячи человек отметило следующие пункты как факторы, неминуемо приводящие к выгоранию:

  • Работа над сложным и скучным проектом
  • Наличие обилия проектов сразу
  • Отсутствие предоставленного плана работ
  • Отсутствие времени размышлять, когда нужно фигачить
  • Отсутствие времени закончить все задачи
  • Отсутствие времени на личные проекты и хобби
  • Затянувшийся проект, который никак не уходит в релиз
  • Проработанные решения, которые уходят в стол

Можно предположить: если перечисленные выше пукнты приводят к выгоранию, стало быть противоположные факторы будут создавать условия для мотивации:

  • Работа над простым и занимательным проектом
  • Наличие только одного или пары проектов в моменте
  • Предоставленный подробный план работ, которому остается только следовать
  • Обилие рабочего времени поразмышлять, посидеть над задачей вдумчиво
  • Обилие рабочего времени, которое позволяет неспешно закрывать задачи
  • Обилие свободного времени, которого хватает на личные проекты и хобби
  • Короткие итерации проекта, малые объемы на проработку

Но так ли это? Может ли тенденция к упрощению и непринуждённости в работе добавлять мотивации и спасать от выгорания? Давайте попробуем в этом разобраться.

Мотивация дизайнера

Тема мотивации не прикладная и касается абсолютно всех, потому что мы с вами прежде всего люди. А потом уже специалисты, которыми выбираем быть. Далее мы с вами рассмотрим ключевые компоненты для работы с мотивацией. Изучим наглядные примеры действий дизайнера, при которых возникает выгорание. Кроме того, в этой статье будут разобраны примеры последовательных действий, которые приводят к успеху и удовлетворенности от работы в выбранной профессии.

Мотивационная модель

Мотивация — это совокупность внутренних и внешних факторов, побуждающих к деятельности. Мотивация является процессом непрерывного выбора и принятия решений, которые управляют поведением человека и определяют его организованность и активность.

Внутренние факторы мотивации формируют нашу модель поведения:

Внутренние факторы мотивации формируют нашу модель поведения:

1. Потребность (стремление устранить текущее чувство неудовлетворенности)

2. Цель (результат сознательного процесса удовлетворения своей потребности)

3. Мотив (ценность, достижение которой является смыслом деятельности)

Основой является потребность. Потребность определяет возникающие мысли. Мысли побуждают к действиям. Наличие неудовлетворённых потребностей — результат несоответствия внутреннего (желаемого) и внешнего (реального). Чаще всего, мы с вами не знаем чего сами желаем на самом деле. Даже в этом случае мотивационная модель будет функционировать: неосознаваемые потребности будут формировать для нас цели, ценность которых будет двигать нас в соответствующем направлении. Вопрос лишь в том, будет ли тогда реальность совпадать с нашими мыслями и желаниями?

Формирование своей мотивационной модели

Понимание того как строится мотивационная модель позволяет составлять план долгосрочных действий и уверенно строить свою жизнь.

Работа со своей личной мотивацией заключается в:

а) осознании своей потребности

б) постановке цели, направленной на удовлетворение этой потребности

в) определении ценности, которая будет побуждать к выполнению поставленной цели

Именно постановка цели будет определять ваш переход от бездействия к действию. Даже если вы думаете, что вам сложно сформулировать и поставить цель — вы уже это сделали неосознанно. В этом случае, скорее всего, она будет расходиться с вашими мотивами и интересами. А вы будете негодовать, почему ваша жизнь не меняется в лучшую сторону. Кроме того, неудачно поставленная цель (или цель, оставленная на самотёк) приводит человека от развития к регрессу.

Важное знание про постановку целей

Что важно знать про постановку целей: «Будущее первично, настоящее — результат». Действия человека в настоящем — это результат мыслей о своём будущем. Образ нашего будущего диктует нам что делать сейчас, в настоящий момент времени.

 

Осознанная постановка целей позволяет сформировать понимание того, куда движется дизайнер. Постановка целей будет влиять на то, как разворачивается ваша жизнь сегодня. Постановка целей должна быть сонаправленной тому, каким вы хотите быть. Каким вам важно быть. Что вас вдохновляет. Что вы выбираете делать для этого.

Успешный дизайнер имеет сонаправленные мысли и действия.

Для правильной постановки целей вы можете задать себе три вопроса:

I. Кем вы хотите быть?

Успешный дизайнер выбирает быть полезным. Для общества, для пользователей, для окружающих себя людей. Мысли о том, что в первую очередь вам важно быть полезным, обеспечивают неизбежное достижение целей.

II. Что вы выбираете для этого делать?

Образ мыслей о пользе, которую вы видите в будущем, будет материализоваться в вашем настоящем. Что вам необходимо сделать, чтобы реализовать ту самую пользу, которую вы видите в будущем? Что вы выбираете из этого делать. Понятно сформулированный образ пользы для вас самих будет иметь за собой понятные последовательные действия.

III. Что вы выбираете для этого иметь?

Квартира, машина, другие материальные блага — будут ли они помогать вам в достижении ваших целей? Воспринимать их побочным эффектом. Компетентный дизайнер, представляющий пользу, неизбежно достигающий своих целей, будет востребованным и ценным специалистом. Как следствие, он будет иметь возможность обладать материальными благами. Важно воспринимать эти блага не смыслом своей деятельности, а побочным эффектом — приятным бонусом.

Простой пример мотивации

  1. Потребность человека: Утоление жажды.
  2. Цель человека: Представление того, как жажда будет утоляться человеком.
  3.  Мотив человека: Бутылка с водой, к которой человек тянется.

    Утоление жажды — подсознательное стремление человека удовлетворять свою потребность в поддержании водного баланса своего организма. Человек чаще всего не распознаёт это стремление и действует неосознанно: он может вкидывать в себя вагоны еды, думая что голоден, хотя на самом деле организм требует стакан воды. Если мы зачастую не можем распознать такие базовые потребности, что уж говорить о более сложных, связанных с профессиональной деятельностью.

Допустим, человек всё же понял, что хочет пить. Случайно он увидел видео рекламу на которой крупным планом показана блестящая под палящими лучами солнца, крутящаяся в слоумо банка с освежающими пузырьками от конденсата, которая только этим своим видом начинает манить к себе. У человека появляется цель! Ему даже не нужно представлять как утолять свою жажду. Ему уже это показали. Теперь мотивом человека станут поиски автомата по продаже напитка в банке, а все остальные дела отойдут на второй план.

Пример мотивации дизайнера

  1. Потребность дизайнера: Стремление к ощущению собственной компетентности.
  2. Цель дизайнера: Представление того, как спроектированным дизайнером продуктом будут пользоваться люди.
  3. Мотив дизайнера: Релиз продукта с внедренными дизайнером решениями.

У дизайнера есть потребность в признании (одна из базовых человеческих потребностей, согласно пирамиде Маслоу), которая связана с желанием ощущать себя компетентным профессионалом. Соответственно, у дизайнера есть связанный с этим дискомфорт, который он будет стремиться устранить. Теперь важный момент: эта потребность может быть осознаваемой или неосознаваемой. И в зависимости от этого, дизайнер будет ставить себе цель для её удовлетворения сознательно или подсознательно. В этом месте возникает развилка.

а) Подсознательная постановка цели: Дизайнер представляет как продуктом с дизайном, который он спроектировал, пользуется многомиллионная аудитория.


Он фокусируется на этой цели, определяя её как единственную возможность удовлетворить свою потребность быть компетентным специалистом. К тому же, стремление быть полезным — описывает эту цель буквально. Жажда этого представления, теперь управляет поведением дизайнера, его действиями и мыслями. Больше того, основным интересом для дизайнера является представление о том, что люди (будущие пользователи продукта) получат возможность наслаждаться спроектированным дизайном, над которым уже сейчас дизайнер так усиленно трудится. Мотивом для действий дизайнера является релиз продукта, в который будут внедрены решения, спроектированные дизайнером. Теперь всё, что идёт в разрез поставленной цели будет демотивировать, огорчать и формировать чувство неудовлетворенности у дизайнера. То есть, если по каким-то причинам, релиз продукта не состоится — дизайнер будет кусать локти и продолжать испытывать свою неудовлетворенность.


б) Сознательная постановка цели: Дизайнер представляет как проделанная им дизайнерская работа, повышает его компетентность.

Что значит подобная цель? Она охватывает множество аспектов деятельности дизайнера и сильно расширяет конечную точку, которая определяет возможность удовлетворения его потребности. За какую бы дизайнерскую работу он не взялся — цель будет направлена на специализированную практику: применение и оттачивание текущих знаний и технических навыков. Чем разнообразнее будут задачи, тем больше возможностей у дизайнера изучить новые подходы и применить их на практике. Таким образом, дизайнер делает свою мотивационную модель более гибкой и адаптивной. А также обеспечивает себя чувством победы от любой выполненной задачи, которая сонаправлена его поставленной цели. Это значит что выполнив задачу — дизайнер укрепил или улучшил свои профессиональные навыки, которые обеспечивают его чувством собственной компетентности.


Эта цель меняет и последующий мотив. Мотивом в данном случае может стать изучение новой области знаний и внедрение их на практике. Дизайнер проделывает определенную работу в течение обозначенного периода времени. Проделывание этой работы и становится мотивом, вне зависимости от того, сдвинулась ли дата релиза продукта, или состоялся ли релиз в принципе. Дизайнер так или иначе удовлетворит свою потребность осознанием того, что он укрепил свои скиллы, которыми теперь обладает, тем самым расширив горизонты своих компетенций. А релиз в данном случае является побочным эффектом, принятым бонусом. Состоялся релиз — хорошо. Не состоялся — тоже хорошо! Вне зависимости от этого дизайнер стал компетентнее.

Выгорание дизайнера

Выгорание случается у дизайнеров как на ранних этапах при входе в профессию, так и на стадии многолетнего пребывания в ней. Чаще всего, дизайнер не может даже определить истинную причину своего выгорания, и начинает списывать это на внешние факторы.


Выгорание может произойти от множества незакрытых задач. Невосполнимое чувство завершенности на подсознательном уровне ложится камнем на душе. И чем больше незакрытых задач, тем меньше шансов их выполнить. Мозг будет оказывать сопротивление всё больше и больше. Нарастая как снежный ком, невыполненные задачи стремятся сбить дизайнера с ног и накрыть последующей лавиной. Здесь решение простое — стараться не копить задачи и во время закрывать их. При этом только лишь отбивать таски как теннисные мячики без глубокого понимания в чём польза от их выполнения непосредственно для себя, рано или поздно всё равно приведёт к фрустрации.


Основной причиной выгорания является отсутствие мотивации. Что это значит? В результате ежедневной деятельности дизайнера его действия расходятся с мыслями.


Наиболее частые случаи выгорания у дизайнеров:

а) Начинающие дизайнеры

  • Действительность не совпадает с ожиданиями

  • Отсутствие понимания смысла своей профессии

 

б) Продолжающие дизайнеры

  • Пресыщение от однообразных обязанностей и образа результата, который нужно выдавать
  • Отсутствие понимания развития и расширения функциональных возможностей

Выгорание начинающего дизайнера

Кейс: Действительность не совпадает с ожиданиями

У начинающего дизайнера формируются определенные ожидания касаемо рабочих функций, ежедневных задач, образа результата, уровня оплаты труда.

Откуда берутся эти ожидания?

Красивые обещания и создание манящего идеального образа дизайн-профессии от:

  • Нерадивых учебных курсов и дизайнерских школ, основная задача которых привлечь к обучению как можно больше студентов для своей личной прибыли.
  • Спикеров с докладами на профильных конференциях, которые очень часто приукрашают образ процессов и результатов своих работ для лучших продаж своих же методик / курсов или для привлечения потенциальных кандидатов на свои проекты / к себе в компанию.
  • Хвастливых знакомых или блогеров, которые рассказывают о своих невероятных успехах в области дизайна, зачастую исключая из своих рассказов описание ежедневных и рутинных действий, фокусируясь лишь на особо успешных результатах.

Проявление выгорания

У новичка формируется определенный образ и ожидания от профессии, которые не реализуются в том виде, в котором он о них мыслит. Дизайнеру приходится совершать действия, которые идут вразрез его представлениям о них. Ведь он видит ясную картину: после прохождения курсов, дизайнер ожидает попасть сразу в хорошую компанию, на интересный проект, ежедневно демонстрировать ошеломительные результаты своих трудов, получать приличную оплату труда.

Проявление мотивации

Действительность совпадает с ожиданиями если дизайнер осознаёт интерес к профессии и понимает свою потребность, сформулировал понятную цель и теперь имеет конкретные мотивы для достижения этой цели. Т.е. хорошей компанией — будет любая компания, в которой начинающий дизайнер может получить необходимый для себя фактический опыт работы. Интересным проектом будет любой проект, который на данном этапе будет позволять оттачивать полученные на учёбе навыки. Ежедневная практическая деятельность позволит повышать свой уровень и внедрять новые знания в свои решения. Понимание необходимости регулярной практики формирует получение интереса от процесса, а не только от видимых результатов. Оплата труда будет побочным эффектом, приятным бонусом, а не первопричиной, ради которой человек выбрал эту профессию.

Кейс: Отсутствие понимания смысла своей профессии

Начинающий дизайнер стремится реализовать в кратчайшие сроки свои представления о том, как он должен проявляться в деле, которым теперь занимается. 

Почему эти представления не возникают?
Человек не думает по-настоящему о своей профессии!

Очень часто бывает, человек плывёт по жизни, не придавая значения своим действиям. Вот так он может оказаться «случайно» и в дизайне без внутреннего интереса к этому занятию. В каких случаях это вообще может произойти?

  • Родители отправили на учёбу / стажировку / устроили своё чадо «по связям».
  • Друзья / знакомые / кто-то из родственников форсит человека заняться этой профессией, чтобы быть в «одной теме» или работать вместе в одной компании.
  • Современные «эксперты» по карьерному консультированию предлагают человеку новую «творческую» профессию, на основе его давних интересов: например, тяга к рисованию из детства.

Проявление выгорания

У новичка не возникает понимания относительного двух вещей:

  1. Какой смысл своими действиями в профессии он несет окружающим.

  2. Каким смыслом сама профессия обогащает человека, пока он в ней занят делом.

И всё это происходит элементарно из-за отсутствия у так называемого «начинающего дизайнера» фактического интереса к дизайну. Как правило, в таких случаях человек не задерживается надолго в профессии. Если ему удаётся хоть как-то прикоснуться к индустрии, то он сильно страдает от этого и испытывает неудачи. Делает всё возможное, чтобы оправдать возложенные на него надежды от его родителей, друзей или карьерных консультантов. На самом же деле это лишь имитация деятельности. Человек на неосознанном уровне допускает все возможные ошибки, которые будут приводить его от раза к разу к провалу. Демонстрация активности будет как бы говорить окружающим, которые ждут от него результатов: «Смотрите, я же стараюсь!».


Однако, ощущение от полученных неудач будет подавлять человека с каждым разом всё больше. Даже если человек от своих регулярных действий случайно придет к успешному результату (мат. статистику и теорию вероятности никто не отменял) — для него это будет неожиданность и непосильная ноша. Ведь он же от отсутствия интереса подсознательно ожидает провала от каждого своего действия. Так что от успешного результата он откажется, поскольку в этой ситуации для него важнее оправдывать свои неудачи.


Еще хуже, если человека «не в теме» устраивают по знакомству. В этом случае так называемый «дизайнер» может задержаться в профессии чуть дольше, чем должен был. При этом он будет страдать сам, а вместо пользы от своих действий приносить лишь вред и убытки. Таким образом, подобное трудоустройство «по блату» наносит ущерб обеим сторонам — и самому человеку, и компании / отделу куда его пристроили.

Проявление мотивации

Признать отсутствие интереса к дизайну. Определить свой истинный интерес, сопоставив его со личными текущими возможностями, потребностями и предрасположенностью. Взять свою жизнь в руки, начать отвечать за свои действия. Определить образ своего будущего, последовательно и регулярно совершать действия, которые будут отвечать за развитие человека: расширять его знания и улучшать практические навыки. Сделать свою ежедневную деятельность сонаправленной потребностям и целям. Представляя отчётливо образ своего будущего, человек будет сознательно к нему стремиться, выполняя те действия, которые с регулярным постоянством будут приближать к его цели. Это долгий процесс, а не быстрый прыжок. Двигаясь последовательно, понимая смысл от своих систематических действий, человек будет получать удовольствие от этого процесса, чем бы он ни занимался.

Выгорание продолжающего дизайнера

Кейс: Пресыщение от однообразных обязанностей и результата, который нужно регулярно выдавать


На этапе многолетнего пребывания в профессии дизайнер может столкнуться с тем, что однотипные задачи надоели и нагоняют скуку.


Почему возникает это столкновение?

Дизайнер упирается в ментальный потолок, который он сам и формирует чаще всего когда:

  • Дизайнер может поставить себе такие ожидания на дальнейший период, которые будут кардинально расходиться с происходящими в его жизни событиями.
  • Дизайнер очень много смотрит на чужие работы: портфолио, успешные кейсы, полномасштабные релизы от коллег. На это всё очень важно смотреть, ведь мы таким образом качаем как профессионалы свою насмотренность. Коварство здесь в том, что так возникает «эффект нельзяграмма». Когда за красивыми картинками теряется закулисная обыденная жизнь. Дизайнер сравнивает свой повседневный процесс с этими яркими чужими результатами, не задумываясь, что там ребята точно так же долго и старательно полируют свое мастерство «за кадром» чтобы потом продемонстрировать этот результат во всей красе.
  • Дизайнер забывает для чего он занимается сейчас тем, чем занимается. Сбивается фокус с поставленных целей. Это нормально, важно вовремя отлавливать подобные схождения с путей и возвращать себя на нужные рельсы.

Проявление выгорания

Дизайнер находит в своей регулярной деятельности повторяющиеся процессы и схожие результаты. Очень часто фрустрация может привести к тому, что у дизайнера опускаются руки при мыслях о новом проекте или доработке текущего. Могут даже зайти мысли о том, что пора менять место работы. Но и тут сознание будет догонять: если даже поменять проект / компанию / город / страну — ничего кардинально не изменится, ведь это будет всё та же работа над такими же кнопками, иконками, баннерами, только в другом брендовом цвете и с другими надписями (или на другом языке).

Проявление мотивации

Дизайнер шаг за шагом двигается к поставленной цели. Для этого необходимо проделать работу с личной мотивацией. Осознавая то, что от раза к разу дизайнер проектирует очередной интерфейс (который состоит по сути из одних и тех же кнопок), рисует иллюстрации или набор иконок для решения аналогичных задач (которые он уже выполнял на предыдущем проекте), собирает баннеры или обрабатывает фотографии одного и того же формата (чего обязывает придерживаться брендбук или условия проекта), собирает презентации по заранее заготовленному шаблону, ежедневно общается с заказчиками и ведёт командные коммуникации (как в рамках проектной деятельности, так и командного развития) — дизайнер качает свою профессиональную скиллуху. Дизайнер будет рад выполнить любое действие, которое сонаправлено его осознанной потребности, поставленной цели и сформулированной ценности. Потому как речь не только про фактические задачи. Ведь даже общение в чате с коллегами, личный разговор, видеозвонок, деловая переписка в почте (любое проявление софтскиллов) способствуют выполнению поставленной задачи, а значит приближают дизайнера к поставленной цели. (А какие действия вы находите в своей ежедневной деятельности, которые напрямую не влияют на результат, но косвенно могут привести к наилучшему решению?). Настоящий дизайнер может выполнить однотипную задачу тысячу раз. И знать, что в тысяча первый раз он выполнит её лучше, чем в предыдущий. 

Истинный профессионал получает удовольствие от своей деятельности. Выполняет свою работу с радостью и улыбкой. Отчётливо понимает какие действия совершает и какой комплексный результат из этого следует.

Кейс: Отсутствие понимания роста и расширения функциональных возможностей

На этапе многолетнего пребывания в профессии дизайнер может оказаться в ситуации когда нет понятного видения того, как выйти за рамки текущей зоны своей ответственности и куда расти дальше.

Почему возникает эта ситуация?

Дизайнер возлагает ответственность за своё развитие на:

  • Руководство, которое непременно должно повысить дизайнера за выслугу времени (для дизайнера этим временем может быть как полгода, так и пара месяцев).
  • Проектного менеджера, который принесёт дизайнеру ту самую интересную задачу, о которой он так давно мечтал.
  • Товарища из другой компании, который сообщит что пригрел для него тёпленькое местечко с максимально комфортными условиями, невероятно интересными задачами и зарплатой в три раза выше его текущей.

Проявление выгорания

Дизайнер ожидает что новый, более сложный и интересный проект придут к нему сами собой. А пока этот проект всё не приходит, он испытывает неудовлетворение от текущей деятельности. Получение новой должности с расширением функциональных обязанностей, а следовательно и возможностей, также произойдут по воле внешних факторов. Дизайнер перекладывает обязательство своего роста на кого угодно, кроме себя самого. Ожидая внешних изменений которые всё никак не начинают происходить, дизайнер вгоняет себя в чувство несправедливости, состояние отчаяния, безвыходности и начинает выгорать.

Проявление мотивации

Дизайнер помнит о своих потребностях, целях, мотивации и видит ценность во всех своих действиях, связанных с текущей деятельностью. Работая даже над таким проектом, которой нельзя назвать «проектом мечты», дизайнер понимает что так или иначе сталкивается с определенным вызовом к своей текущей экспертности. Шаг за шагом, решая задачи, стараясь с каждым разом выполнять их быстрее, качественнее, применять новые техники и методологии, дизайнер неизбежно растет как профессионал. Осознанное понимание происходящего, своего вклада в работу, возвращаемая отдача от внедренных качественных подходов к выполнению задач, фиксируемые показатели своих растущих результатов — неминуемо приводят дизайнера к росту и расширению своей зоны ответственности в команде, на проекте, в компании. Демонстрируя от раза к разу улучшение показателей своей проектной команде и руководителю, транслируя свой видимый рост как эксперта, дизайнер открывает для себя прозрачные возможности брать больше ответственности, которую ему можно доверить, а следовательно — определяет свои возможности карьерного роста. И вместе с тем приходят новые проекты, новая должность, новые обязанности и новые интересные вызовы.

И вы будете абсолютно правы сказав, что далеко не везде и не во всех компаниях подобная активность поощряется. Да, не во всех компаниях предусмотрена понятная карьерная ветвь для роста, как и могут быть не заложены бюджеты для регулярных повышений. Однако, это не может быть причиной для того, чтобы дизайнеру сидеть в текущих условиях сложа руки и не развиваться. Любая окружающая среда — это возможности. Замотивированный дизайнер это понимает и старается использовать все возможности, которыми он окружён. Плохой сценарий когда дизайнер не пытается выжать максимум своих возможностей в рамках текущей среды и бежит в другое место в надежде на улучшение своего положения. При таком подходе, даже если новое место работы будет обладать истинным потенциалом для развития дизайнера, он не сможет его распознать, и это опять приведет к выгоранию. Если текущее место работы не позволяет провести повышение, соответствующее наработанному опыту и приобретенным знаниям дизайнера, которые он успешно применяет на практике — дизайнер всё равно не потратил время зря! Теперь, выходя на рынок вакансий, обязательно найдется подходящее место работы, на котором дизайнер сможет применять свой обновлённый опыт и сможет развиваться дальше.

Лень дизайнера

Вспомним, что является мотивацией. Мотивация — это совокупность внутренних и внешних факторов, побуждающих к деятельности. Внешними факторами для человека могут выступать: часовой пояс, социальное окружение, погода за окном, наличие модной кофейни в шаговой доступности, а также всё что угодно, с чем взаимодействует человек. Ранее, я предложил вам использовать трёхкомпонентную модель (потребность, цель, мотив) для определения внутренних факторов мотивации, которые побуждают человека к действию. Лень задаёт отрицательный вектор, ведущий к бездействию.

Лень — это отсутствие факторов мотивации или наличие факторов, побуждающих к бездействию.

 
Три шага для преодоления лени:

  1. Проанализировать свои действия, приносящие удовольствие от бездействия

  2. Провести работу с личной мотивацией

  3. Оценить объем пользы и вреда от любого своего проявления

Анализ удовольствия от бездействия иногда может привести к неожиданным открытиям. Возможно, дизайнер не занимается деятельностью, поскольку у него отсутствует к ней интерес. Возможно, дизайнер выбрал бездействовать, потому что на данным момент у него нет физических сил, но без дополнительного анализа это может быть неосознанным проявлением. Возможно, дизайнер получает удовольствие не заниматься своей деятельностью, поскольку имеет интерес к другой области. На этом моменте важно провести работу с личной мотивацией, сформулировать цели, оценить объем пользы и вреда — это поможет определить свой дальнейший путь и фокусироваться на тех действиях, которые сонаправлены мыслям.


Если же человеку лень проанализировать свою лень, то ему никто и ничто не поможет её преодолеть.

Польза и вред

Любое своё проявление (бездействие или действие) можно оценить с помощью двух показателей:
а) Сколько от этого пользы?
б) Сколько от этого вреда?

Для преодоления лени необходимо разрешить себе справляться с факторами, которые мешают вашей деятельности. Организуйте свою регулярную деятельность исходя из оценки пользы и вреда. Чтобы сделать своё проявление вашим союзником, задайте себе следующие вопросы:

— Является ли это заботой обо мне?
Действия, которые встраиваются в ваше расписание после того как вы выспались, поели и привели здоровье в порядок.


— Является ли это вкладом в моё развитие?

Действия, которые добавляют вам знаний и практики и укрепляют вас как профессионала.


— Является ли это подтверждением моих ценностей?
Действия, которые не являются обманом или ущербом, которые вы бы не хотели получить в свой адрес.


Если вы разрешаете себе быть полезным, мыслите о вещах, которые реализуют вашу полезность для окружающих, совершаете для этого соответствующие действия, то лень и не появится.

 

Страхи дизайнера

Дизайнеры тоже люди, поэтому мы не застрахованы от страхов. Основной набор страхов напрямую связан с выгоранием и поиском выхода из этого состояния.


Самые частые страхи, которые препятствуют развитию:

  • Страх от затрачиваемых усилий при действиях, которые кажутся бесполезными
  • Страх от завышенных ожиданий к себе при стремлении быть идеальным
  • Страх перед новыми сложными задачами

Если держать в фокусе своего внимания препятствия, будет сложно определить свои точки роста, которые находятся за этими барьерами. Это будет усложнять и затормаживать ход саморазвития. Давайте попробуем разобраться, как можно преодолевать эти препятствия.

Кейс: Страх от затрачиваемых усилий при действиях, которые кажутся бесполезными

Очень часто дизайнер переживает, что выполняет бесполезную работу, которая может расцениваться им незначительной или которая отправляется в стол. Подобное рождает страх падения квалификации и потери конкурентоспособности среди других специалистов. В этом случае важно проделать два шага:

1. Сопоставить действия со своими целями

Здесь будет полезна периодическая сверка своих действий с ранее поставленными целями. Возможно выяснится, что текущие действия ведут не по тому маршруту, что дизайнер для себя проложил. Когда вектора мыслей и действий ведут в одну сторону, то страху не будет и места.


2. Оценить пользу и вред от затрачиваемых усилий

Вполне может оказаться, что от выполняемых действий больше пользы, чем дизайнер думал под гнётом страха. Даже если текущие решения не пошли в релиз, дизайнер проделав эту работу укрепил свои текущие навыки. 


В случае если дизайнеру действия кажутся бесполезными, возможно они не встроены в целевую картину собственного развития. Например, дизайнер много времени тратит на переговоры и аргументацию, думая что это лишняя трата его потенциала, когда он мог бы нарисовать или спроектировать куда больше. А на самом деле практика ведения переговоров укрепляет его как профессионала, который в будущем сможет быстрее и эффективнее защищать или презентовать свои решения.


Хорошим инструментом в этом случае может стать дневник успешных дел. Вести его регулярно. Наблюдать и фиксировать свои достижения, которыми станут маленькие победы. Отмечать действия, направленные на закрытие своих незавершенных дел. Верно идти навстречу поставленным целям.

Кейс: Страх от завышенных ожиданий к себе при стремлении быть идеальным

Чаще всего появляется чувство вины из-за того, что «не делаешь ничего полезного» когда отдыхаешь. Переусердствование возвращается человеку физическим истощением, выгоранием.


Лучшее — враг хорошего. Чтобы разрешить себе не быть идеальным, нужно для начала что-то себе запретить. В этому случае: запретить себе работать в период отдыха. Осознавать факт того, что никто не идеален. Разрешить себе делать не всё сразу, а размеренно и последовательно. Организовать пространство для отдыха, которое обеспечивает в необходимой мере сон, еду и здоровье.


Страх отступит при системном подходе. Заведите себе ряд правил, при которых вы начинаете работать по расписанию и заканчиваете тоже по расписанию. Во время отдыха переключайтесь так, чтобы это было ощутимо. Чтение статей и книг с экрана компьютера или просмотр видео-лекций для кого-то может быть отдыхом. Однако, при постоянном переключении с работы на экране в отдых на экране, ваш организм за это спасибо не скажет. Фильтруйте объёмы потребляемой информации, чтобы не было передоза. Проверяйте свои действия на наличие заботы о себе и на объём пользы и вреда. А как вы отдыхаете и переключаетесь от работы?

Кейс: Страх перед новыми сложными задачами

Если дизайнер недавно в профессии и ещё не сталкивался с принципиально новыми для себя задачами — это не страшно! Вспомните о поставленных целях. Подумайте, как выполнение подобной задачи приблизит вас к задуманному. После этого разложите по шагам необходимые действия, которые позволят решить эту задачу. Что необходимо выяснить, узнать, изучить, чтобы эта задача была решена? Кто может подсказать где искать нужную информацию: постановщик задачи, члены команды, руководитель, сила тематических сообществ? Лучший способ не думать о том, насколько задача кажется необъятной и сложной, а выстраивать понятную последовательность из маленьких шагов для её решения. Будет полезно фиксировать план действий в блокноте, отмечать пройденные шаги и обозначать полученные результаты.


Даже когда дизайнер уже далеко не новичок в профессии, может возникать преграда в виде новых и неизведанных ранее типов задач. Или задач с уровнем высокой степени важности, от чего повышается страх от мысли с ними не справиться. Что делать тогда?


Во-первых, разрешить себе выполнить задачу неидеально. Присутствие ошибок в неизведанной для вас задачи — это нормально. Если вы допускаете что ошибки могут быть, совсем не обязательно что они проявятся на самом деле. Определить критерии выполнения задачи и подсчитать возможные риски. Заложить время в тайминг на возможную доработку некоторых нюансов, если таковые возникнут.


Во-вторых, хороший дизайнер уже имеет богатый опыт за плечами. Справиться можно с любой задачей, ведь у специалиста есть понимание системных подходов, масштабирования методов и применение их к новым задачам, какими бы сложными они ни казались. Можно также сверяться с заранее подготовленным планом решения. По итогу презентовать результат вместе с попунктным описанием последовательности шагов решения будет куда проще, чем без этого списка. Верьте в свой опыт и знания, и все получится!

Интерес дизайнера

Интерес — важный компонент мотивационной модели, который помогает поставить цель и определить мотив для своей деятельности.

Этот компонент зачастую не осознается человеком. В таком случае, определение целей и дальнейшая деятельность может идти вразрез истинному интересу, вызывая дискомфорт, раздражение, лень и выгорание.

Как определить интерес?

Деньги — не интерес. Красивая должность, которую дизайнер стремится указать у себя в профиле — не интерес. Признание общественности, к которому стремится дизайнер — не интерес.


Интерес — это то, на чём вы можете залипнуть. Это то, ради чего вы можете отложить в сторонку сериал или поход с друзьями в бар. Интерес — это когда вы увлечены чем-то так, что другие дела могут пройти мимо вас незаметно. Интерес — это повседневные действия, которые вы выполняете регулярно и получаете от них удовольствие.


Абсолютно верно то, что и сериал и поход с друзьями в бар могут представлять интерес для человека. Вопрос в том, насколько эти дела являются сонаправленными поставленным целями? Сколько пользы и вреда от просмотра сериала и похода в бар? Являются ли эти действия переключением с целью организации отдыха для дизайнера, или же они преобладают в его расписании и отвлекают от основной деятельности?


Интерес, как неявный элемент мотивационной модели, призван сфокусировать истинное внимание и определить сонаправленность всех векторов деятельности человека. Собираюсь ли я закрывать свои потребности с помощью осознаваемого мной интереса, продолжением которого станут мои дальнейшие цели и мотивы? Этот вопрос будет полезно задавать себе при формировании мотивационной модели и при периодической ее корректировке для более точного и эффективного приближения к поставленным целям.


А что для вас является интересом в профессии? Зачем вы в дизайне?

Выводы

Если дизайнер думает что «Сложный и скучный проект» может являться причиной его выгорания, то противоположность в виде «Интересного и занимательного проекта» не станет фактической мотивацией и причиной вовлечённости в работе.


Если дизайнер думает что «Отсутствие предоставленного плана работ» может являться причиной его выгорания, то противоположность в виде «Предоставленного подробного плана работ, которому остается только следовать» также не может стать фактической мотивацией. 


Если дизайнер думает что «Отсутствие времени на личные проекты и хобби» может являться причиной его выгорания, то противоположность в виде «Обилия свободного времени на личные проекты и хобби» всё также не уберегает дизайнера от истинных причин выгорания.

Про выгорание

Выгорание — это побочный эффект отсутствия контроля. Взятие на себя стольких дел, сколько дизайнер не готов брать, приводит к выгоранию. Забота о теле, отдых и закрытие незавершенных дел станут профилактикой от выгорания.

Про деньги

Если дизайнер воспринимает деньги не как цель, а как побочный эффект своей деятельности, то он будет по-настоящему полезным.

Про мотивацию

Истинный профессионал получает удовольствие от своей деятельности. Выполняет свою работу с радостью и улыбкой. Отчётливо понимает какие действия совершает и какой комплексный результат из этого следует.

 

Краткая инструкция по работе с мотивацией

1. Сформулировать свою мотивационную модель

  • Определить свои интересы

  • Осознать свои потребности

  • Поставить себе цели

  • Определить свои ценности, которые будут служить мотивом для достижения этих целей

2. Для постановки цели задавать себе три вопроса:

  • Кем вы хотите быть?
  • Что вы выбираете для этого делать?
  • Что вы выбираете для этого иметь?


3. Научиться работать со своей ленью

  • Проаналазировать свои действия, приносящие удовольствие от бездействия
  • Вернуться к мотивационной модели, проанализировать свои интересы, потребности, цели и мотивы
  • Оценить объем пользы и вреда от любого своего проявления (от любых действий и бездействий)
  • Разрешить себе не быть идеальным
  • Запретить себе работать во время отдыха

4. Научиться работать со своими страхами

  • Смещать фокус своего внимания за рамки возникающих препятствий
  • Определять точки своего роста, находящиеся за возникшими препятствиями
  • Сопоставлять эти точки роста, со своими целями
  • Планомерно двигаться к точкам своего роста, преодолевая препятствия

5. Проводить профилактику выгорания

  • Закрывать незавершенные дела
  • Не брать на себя столько дел, сколько вы не сможете осилить
  • Анализировать свои действия с точки зрения заботы о себе
  • Анализировать свои действия с точки зрения вклада в свое развитие
  • Анализировать свои действия с точки зрения подтверждения своих ценностей

6. Думать о будущем для того, чтобы быть в настоящем

  • Мысли о достижении целей будут определять ваши действия в настоящем
  • Корректировать свои действия, относительно поставленных целей
  • Корректировать свои цели, если меняются интересы или потребности

7. Сделать свою регулярную деятельность союзником

  • Определить проявление своих талантов в вашей деятельности
  • Организовать свою регулярную деятельность, обеспечивая себя неизбежным ростом и развитием
  • Организовать свою регулярную деятельность, обеспечивая других людей пользой от вашего труда

Успешный дизайнер имеет сонаправленные мысли и действия. Эти семь пунктов могут помочь сопоставить ваши действия с мыслями и организовать вашу регулярную дизайнерскую деятельность так, чтобы извлекать из нее максимальную пользу.

Мы разобрали эту тему в интересной беседе нашего подкаста. Смотрите и слушайте 1-й выпуск десятого сезона «Дизайн прост» про мотивацию дизайнера.

Всем добра, любви и творческих успехов!

997
0

Подпишитесь на еженедельный
дайджест

Редакция отбирает лучший контент за неделю и отправляет его на вашу почту

Cпасибо за подписку!

Письмо с подтверждением отправлено на адрес . Если вы не можете найти письмо во входящих, проверьте папку спама

Рекомендации

только для зарегистрированных
только для зарегистрированных
Подтвердите действие
Точно?
Сообщение
Текст
Подтвердите действие