«На курсе вы сделаете десяток проектов в портфолио», «Каждый студент находит работу еще в процессе обучения» — эти и многие другие обещания вы найдете в описаниях онлайн-курсов. Сегодня мы с комьюнити менторов для цифровых и графических дизайнеров Duo Sapiens расскажем, как презентовать себя работодателю и перейти к реальной работе дизайнером.
Само по себе изучение курсов — это замечательно. Дизайнеры топовых компаний делятся своим опытом, объясняют базу и учат работать в проф. софте. Но есть одно большое «НО»: как бы ни был хорош спикер, без собственного желания, усилий и энтузиазма находить и делать первые проекты — ничего не получится.
Вы можете пройти хоть миллион курсов, но так и не стать востребованным дизайнером. Пока вы не будете работать над собой и думать, какие же навыки важны компаниям, которые ищут дизайнеров, сертификат выпускника так и останется просто «галочкой».
Всем привет, на связи студия интерфейсов UXART, где мы вместе с командой стараемся делать интернет удобнее. Пишем эту статью совместно с ребятами из комьюнити менторов и менти Duo Sapiens, которые помогают дизайнерам всех грейдов наметить новые цели и выйти на новый уровень мастерства и карьеры.
Мы заметили, что многие новоиспеченные дизайнеры после прохождения онлайн-курсов сталкиваются с проблемами поиска и получения работы. Подумали, что это интересная и волнующая многих специалистов тема, и написали статью с 10 советами о том, что в этом случае делать.
Сегодня расскажем, как все-таки выделиться на фоне конкурентов и «запасть» в душу потенциальному работодателю с первого (или чуть больше) раза.
— Изучай компанию (UXART):
Хорошенько подготовиться перед собеседованием — один из важнейших пунктов, который выручит вас на первой встрече, в процессе написания сопроводительного письма или выполнения тестового задания. Будет круто, если перед отправкой своего резюме и портфолио вы дополнительно уделите 20-30 минут на изучение информации о компании, ее команде и работ в портфолио. Посмотрите на сайт и социальные сети.
Таким образом, вы сможете увидеть позиционирование компании, понять идеалы и взгляды на те или иные вещи. Вся эта информация в совокупности пригодится вам для дальнейшего общения с работодателем и обоснования, почему вы заинтересованы в этой работе. Например, отметите в сопроводительном письме, что делали проект похожий на *название их проекта из портфолио*. Или на собеседовании будете спокойно оперировать фактами про заказчиков.
— Общайтесь с другими дизайнерами (Duo Sapiens):
На входе в профессию вам понадобится плечо опытного коллеги — человека, который хорошо знает дизайн-рынок, ответит на многие вопросы на старте и поможет влиться в комьюнити. Важно знакомиться и общаться с другими дизайнерами, и — по возможности — выбирать работу в офисе, чтобы не замыкаться дома во время работы за ноутбуком. Так вы быстрее почувствуете себя частью дизайн-сообщества.
Где найти такого «проводника» в профессию? Например, вы можете обратиться к профессиональному ментору, познакомиться с коллегами на мероприятии или попросить фидбэк-сессию у арт-директора, за которым давно следите в социальных сетях. Важно, чтобы у человека была мотивация вам помочь и подходящий опыт, чтобы ответить на важные для вас вопросы.
— Эксперименты — это круто (UXART):
Можно смело придумывать новые форматы для демонстрации своих навыков. Если вы играете в компьютерные игры, то понимаете, что каждое нововведение привносит в проект что-то новое. Например, резкие геймплейные изменения, которые мотивируют игроков продолжать играть. И эти эксперименты могут восприниматься аудиторией по-разному. Это же можно сделать при трудоустройстве — вызвать эмоции и выделиться на фоне остальных.
Умеете в моушн? Сделайте ролик с демонстрацией ваших скиллов! Только закончили курс по 3D-моделированию? Покажите, как 3D-объекты могут круто смотреться на одном из кейсов студии. А если вы увлекаетесь программированием, то сделайте мини-визуальную новеллу с живым сторителлингом и демонстрацией своих работ.
Экспериментируйте! Даже если эйчар не оценит неординарный подход, найдется тот, кто заберет вас с руками и ногами после такого перфоманса.
— Стажировка — это нормальный старт (Duo Sapiens):
Стажировка — это не пустая трата времени, а один из способов попасть на работу в студию, обрести новые навыки и инвестировать в своей карьерный рост. Начинающим дизайнерам, особенно после курсов, не стоит их избегать.
Да, пару месяцев вы будете работать бесплатно или получать символическую зарплату — это нормально. Пообщайтесь с командой и работодателем и выясните на берегу, как часто брали стажеров в штат, есть ли открытые вакансии сейчас, кто и в какой момент должен предложить вам оффер после завершения стажировки.
Если все пройдет удачно, то через пару месяцев вы будете работать в студии и получать зарплату джуниор-дизайнера.
— Упаковка имеет значение (UXART):
Многие дизайнеры (особенно начинающие) не понимают одной простой истины: главное — научиться грамотно презентовать себя. Вы, конечно, можете отправить работодателю обычный вордовский файл со всеми своими работами. Но согласитесь, что при оценке вас как дизайнера в команду, в первую очередь, будут смотреть на визуал.
Если вы не позаботились над упаковкой себя как специалиста, то работодатель заметит это, как только откроет письмо. Так вы сильно рискуете: файл с вашими проектами и достижениями даже не изучат, а приглашение на собеседование можно не ждать.
Дизайнеры обычно хороши в креативе, поэтому ваше резюме и кейсы должны быть оформлены круто и чисто с точки зрения визуала. Упаковывайте резюме в notion, делайте сайты-портфолио или придумайте еще более креативный способ подачи себя и своих проектов.Так вы сходу покажете ваш скилл и личный подход даже к такой задаче, как поиск работы.
Когда очередной соискатель кидает ссылку на гугл-диск с «джипегами» или вставляет картинки в Word... это прям, мягко говоря, не вызывает желания взять его на работу дизайнером :)
— Любая дизайн-студия подойдет для первой работы (Duo Sapiens):
Оптимальный карьерный трек после обучения: это первоначальная работа в дизайн-студии, затем переход в крупную компанию или стартап. После чего многие задумываются о том, чтобы открыть собственную студию и перейти в управление.
Перемещаясь между этими этапами в карьере зарплата будет расти в два раза, или более. Так что сначала поставьте цель минимум — устроиться в любую студию, где есть пару коллег-дизайнеров и куда вас готовы взять.
Откликайтесь на вакансии дизайнеров разного уровня, и на вакансии стажеров. Если такие не нашли в открытом доступе, то узнайте контакты HR и уточните, можно ли постажироваться бесплатно или попасть в команду junior-дизайнером. Многие известные на рынке дизайн-лиды и арт-директора начинали с небольших студий в регионах, а после делали крутую карьеру.
— Не только про работу, что по софт скиллам? (UXART):
Софт-скиллы — всегда важны при поиске и в самой работе дизайнером. Гибкие навыки — эмпатия, тайм-менеджмент и навык обратной связи помогут вам как во время поиска работы, так и в процессе общения с заказчиком и командой.
Нужно уметь доносить свои идеи и мнение заказчику / членам команды, и не бояться, что ваша работа или идеи могут не понравиться. Качайте софт-скиллы, чтобы не испытывать трудностей в работе и реальной жизни.
При прочих равных условиях, например, одинакового уровня портфолио, мы отдадим предпочтение тому, кто приятнее в общении, умеет ясно и четко изъясняться и располагает к общению в целом
Дизайнер станет частью команды и работодатель хочет, чтобы он легко влился в корпоративную культуру и хорошо общался с коллегами. Мог подсказать другим, что и где исправить, да и в целом помогал коллегам с креативами, постановкой задачи или мог поддержать, если нужно.
— Усильте кейсы в портфолио (Duo Sapiens):
В портфолио дизайнера должно быть от 3 до 7 сильных кейсов, которые не стыдно будет показать. После выпуска из онлайн-курсов может возникнуть ситуация, что у вас есть только «домашка» в виде учебных проектов (как и у одногруппников), но нет коммерческих заказов.
Не стоит отчаиваться, попробуйте придумать проект сами — например, разработать сезонный дизайн или коллаборацию для любимого бренда. Выполните задачу с той же проработкой и вниманием, что и реальный заказ. Такой проект вполне можно выложить в портфолио в формате до/после.
Другие варианты решения этой задачи — сделать дизайн для благотворительного фонда, конкурса среди дизайнеров, найти проект на фрилансе или через знакомых.
— Демонстрируй навыки (UXART):
Делай, а не говори — пожалуй, одно из важнейших действий на собеседовании. Например, если вас спросят про работу с auto layout, компонентами или дизайн-системами — имейте под рукой примеры кейсов. Так вы сможете наглядно показать, как у вас настроены компоненты, как именно применяете лейауты и выстроили дизайн-систему.Демонстрируйте свои навыки. Таким образом вы сможете заработать пару дополнительных баллов (и, опять же, выделиться на фоне других).
— Сопроводительные письма имеют вес (UXART):
До сих пор многие спецы просто отправляют работодателям свое портфолио без сопроводительных писем, без приветствия и объяснения, почему пробуются на эту вакансию. Если с маленькими компаниями это может сработать, потому что у них не так много соискателей, то с игроками покрупнее такой подход не прокатит.
Сопроводительное письмо — это небольшой рассказ о себе, в котором вам нужно зацепить своими навыками и желанием получить работу. Пишите честно и живо. Так, чтобы работодатель понимал, что вы хотите устроиться в компанию не (только) ради денег, а потому что вам понравился их вайб, хочется именно к ним. Главное писать об этом не фальшиво.
— Послесловие от Duo Sapiens
В этой статье мы рассказали, как от диплома о том, что вы дизайнер, перейти к настоящей работе по профессии. Базовые вещи для успеха в сфере: насыщенное хорошими кейсами портфолио, понятное сопроводительное письмо и постоянное общение с более опытными коллегами. Помните все, чему вас учили и идите дальше — теперь вы реальный игрок дизайн-рынка.
Если успеха в поиске работы все еще нет — не превращайтесь в «вечных студентов». Дело точно не в том, что вам нужен новый курс, двигайтесь дальше в поисках практики и опыта. Будьте мотивированы найти свою первую работу, в случае чего даже стажировку, чтобы реально войти в профессию дизайна. В случае трудностей попробуйте найти человека, который сопроводит вас на старте — ментора, друга или коллегу. Это нормально, что когда делаешь новое действие — появляются новые вопросы о том, как собрать работающее портфолио, пройти собеседование и работать в команде. Тогда дальше все будет, как обещали на онлайн-курсе: рост в квалификации и зарплате, трудоустройство и вхождение в комьюнити.
— Послесловие от UXART
Для меня эта статья весьма личная. Всем привет (как уместно говорить об этом в конце) я Никита, редактор в UXART. Закончил онлайн-курсы в этих ваших интернетиках и сталкивался со множеством проблем во время поиска работы.
Что я могу посоветовать в конце — будьте собой. Именно живых людей больше всего уважают на любой работе. Не притворяйтесь другим человеком и поступайте так, как поступили бы в своем кругу друзей/знакомых. Никогда, слышите, НИКОГДА не притворяйтесь кем-то другим. Так как в итоге в решающий момент, когда от вас будет зависеть все — вы облажаетесь.
Этой статьей мы хотели показать как же выходцам из онлайн-школ найти свою первую работу. Да, это может быть трудный и тяжелый путь. Но жизнь сама по себе никогда не была простой. Я очень надеюсь, что эта статья поможет вам и облегчит процесс поиска и трудоустройства на работу мечты. И если кому-то это действительно поможет, дайте знать в комментариях. Хочется быть полезными вам в этом вопросе.
Спасибо каждому за чтение этой статьи, подписывайтесь на соцсети наших друзей из Duo Sapiens и про наш тг-канал не забывайте. Наш фаундер Артём Конаков в своём тг рассказал про курсы и своё первое трудоустройство в детальном посте.
До скорых встреч!