Задумывался ли ты, когда подписывал плейсхолдер в строке поиска: а правильно ли я это сделал? Есть ли вообще правила, как это должно выглядеть? И вообще, зачем что-то писать, если и так понятно, что это строка поиска? Сейчас разберемся.
Меня зовут Вика, я старший проектировщик интерфейсов в Nedra, и сегодня рассмотрим на примерах, что и в каких случаях писать в плейсхолдере строки поиска.
Немного теории
Лбюбой плейсхолдер — это подсказка, которая помогает понять, что делать с полем. Формулировка зависит от нескольких параметров:
- Цель интерфейса
Если цель экрана — найти товар, плейсхолдер должен подсказать, что и как искать. А если цель — создать новый объект (заметку, пост, заказ), плейсхолдер подскажет, что именно нужно написать. - Тип данных
Например, число, текст, дата. В этом случае плейсхолдер должен помочь пользователю ввести правильный формат (ДД/ММ/ГГ, +7 (999) 123-45-67). - Аудитория
Опытным пользователям достаточно обозначения поля, когда бабулям/дедулям нужно что-то более конкретное, например, нажмите сюда и напишите, что ищете. - Контекст
Учитываем где, когда и в каком состоянии пользователь вводит данные. Например, в дороге или сидя за компьютером.
А теперь разберемся, что и когда нужно писать в строке поиска:
1. Призыв к действию
Пример
«Введите запрос» «Начните вводить название» «Найдите нужный товар»
Когда использовать
Если поиск — основная функция платформы, например, в поисковых системах, маркетплейсах, каталогах товаров и услуг. Помогает сразу направить пользователей к действию и снизить когнитивную нагрузку.
2. Что можно искать
Пример
«Искать заметки, категории или метки» «Найдите свои файлы и документы» «Быстрый поиск по задачам»
Когда использовать
Если есть ограничения и лишь часть данных доступна для поиска. Например, поиск осуществляется только по id, названию или описанию. Особенно полезно в системах, где данные разнородны или поле поиска многофункциональное.
3. Область поиска
Пример
«Искать в каталоге» «Поиск по сообщениям» «Найти среди заказов»
Когда использовать
Если система делится на разделы (например, сообщения, видео, каналы), а поиск ограничивается только текущим разделом.
4. Наводящий вопрос
Пример
«Куда хотите поехать?» «Что вы ищете?» «Какой фильм хотите посмотреть?»
Когда использовать
Плейсхолдер в виде вопроса подходит, когда поиск предполагает открытый ввод данных и пользователю нужно направление. Такой формат помогает сделать взаимодействие проще и интуитивнее.
5. Примеры запросов
Пример
«Борщ, тирамису, паста карбонара» «Розовое платье» «Как отпраздновать 14 февраля?»
Когда использовать
Если у пользователей широкий выбор вариантов, и они могут не знать, как сформулировать запрос.
6. Ничего лишнего
Пример
«Поиск» «Найти»
Когда использовать
Если интерфейс требует чистоты и минимализма, чтобы не перегружать пользователя лишними деталями. Или сам поиск — это второстепенная функция, а не ключевой сценарий платформы.
Итог
Если поиск не имеет ограничений и является второстепенной/дополнительной функцией, плейсхолдер более чем достаточно просто обозначить - «Поиск», «Найти». Однако в случаях, когда поиск — это ключевой сценарий взаимодействия с интерфейсом, правильная подсказка играет огромную роль. Она не только поможет пользователю быстрее сориентироваться, но и снизет вероятность ошибок, повысит удобство и доверие к системе. Так что не забываем, что детали решают)