Николай Музыченко
Николай Музыченко
4 мин. читать
5155 показов
3264 открытия

Треппинг и оверпринт

Сложная и полезная статья, незнание которой часто приводит к нежелательным дефектам и браку тиража. Возможно, у вас бывали случаи, что на печати между элементами появляются тонкие белые линии, которых нет в макете, цветные элементы немного смещались и нарушали читаемость или задумку дизайна. В этой статье расскажу как от них избавиться.

В статье встречаются значения цветов в формате четырёх чисел через пробел, понимаем их как значения каждого цветового канала в CMYK (пример: для чистого черного это 0 0 0 100, для синего 100 70 0 0). Если какие-то термины тебе не понятны, прошу в комментарии, там отвечу, а также дополню статью пояснением термина.

Примеры возможного брака несовмещения цветов

Технически, наш макет печатается отдельными красками (C, M, Y, K, цвета PANTONE, белила) и путем поочередного наложения красок друг на друга, получается желаемое изображение.

Деление макета на цвета

Но к сожалению, физический мир не совершенен, поэтому в процессе печати каждая краска, независимо от остальных, может смещаться на небольшое расстояние. Сами производители печатного оборудования допускают смещение красок и его в указывают в технических характеристиках, обычно это значение от 0,1 до 0,3 мм. Что приводит примерно к такой картине на разных оттисках одного тиража:

Примерное смещение красок в процессе печати тиража

Такое смещение в тонких элементах, паттернах, мелком тексте сильно испортит желаемый дизайн. Разберём, как же скомпенсировать такие смещения в процессе допечатной подготовки макета.

Оверпринт

Смоделируем ситуацию, в которой на розовой плашке мы печатаем мелкие черные элементы: в макете располагаем розовый квадрат (0 60 0 0), а поверх его нужные объекты чистым черным цветом (0 0 0 100). Такая допечатная подготовка приведёт к тому, что из розовой плашки программа вычтет черные формы, получится белая выворотка на розовой плашке. А поверх этой выворотки будут печататься черным элементы, что при смещении красок приведёт к искажению макета.

Разные оттиски макета без включенного оверпринта

Поэтому, в файле макета, задаём черным элементам режим наложения. В иллюстраторе через панель Атрибуты (Attributes), в кореле через ПКМ (Наложение заливки или абриса):

Включение наложения в программах

Не забудьте включить «Просмотр наложения цветов» в иллюстраторе, или «Моделировать наложение» в кореле. Теперь розовая плашка будет печататься цельно, без вывороток, а черные элементы наложением, поверх плашки.

Разные оттиски макета с включенным оверпринтом

Если толщина линий шрифта или элементов дизайна тоньше 0,3 мм, то рекомендую обязательно использовать оверпринт. Учитывайте что розовый текст, при наложении на желтый фон станет красным, то есть краски отдельных каналов суммируются. Дополнительно попробуйте наложение разных цветов фреймов друг на друга, быстро поймёте как работает функция.

Треппинг

С оверпринтом понятно, он задаёт значения красок верхнего объекта нижнему, из-за чего итоговый цвет меняется. Как же быть, если надо сохранить цвет верхнего объекта? Для этого нужен треппинг, сразу скажу что треппинг для объектов тоньше 0,3 мм выглядит сомнительно, учитывайте это при разработке макета. И так, на прекрасном розовой (0 40 0 0) фоне расположим голубой (90 0 0 0) объект, без использования оверпринта и с ним.

Без овепринта на больших объектах и искажение цвета при его включении

Цвет исказился, чтобы оставить цвет прежним добавляем обводку 0,1 мм иконке, того же цвета, с включенным наложением. Или же делаем поверх иконки ей уменьшенную на 0,1 мм копию, а нижней включаем наложение. Значение треппинга и зависит от технического несовмещения красок печатной машины, эту информацию стоит запросить у типографии.

Печать с применением треппинга

Теперь мы избавились от искажения цвета иконки, и при смещении красок не появляются белые проплешины между разными цветами. Да появилась тонкая темная линия совмещения красок, но она наоборот добавляет контраста объектам. Если вы прям точно не хотите печатать с такой линией, то многие типографии просто откажутся так печатать или же увеличат цену в разы, так как контроль за идеальным совмещением красок приведёт к огромной отбраковке тиража.

Применение оверпринта и треппинга в допечатной подготовке макета обязательно для офсетной печати, флексографии и ротопечати. У цифровой печати смещение красок значительно меньше, поэтому используйте треппинг только для светлых текстов на смешанных черных фонах. О чем ниже)

Треппинг для выворотки

Когда в макете белые элементы находятся на составном черном фоне, то каждая краска печатается плашкой, а сам объект не печатается. Тем самым цвет с каждого канала заплывает на элемент, и появляется разноцветный подобный контур:

Печать выворотки без треппинга

Чтобы избавиться от подобного стоит добавить всем белым элементам внешнюю обводку в 0,1-0,2 мм из чистого черного цвета (0 0 0 100). Тем самым мы обрываем C M Y краски раньше, и уже к самому белому объекту подходит только краска из черного канала:

Печать выворотки с треппингом

Краски всё также продолжают хотично смещаться, независимо друг от друга, но мы обываем их раньше и прячем под черную краску, тем самым избавляемя от эффекта многоцветного контура.


Желаю поменьше косячить в печатных тиражах и поскорее разобраться с нюансами допечатной подготовки, отвечу на ваши вопросы в комментариях.
Также заглядывайте в мой тг-канал, там уже есть серия постов про флексопечать, отдельная статья про которую уже в разработке.

5155
9

Подпишитесь на еженедельный
дайджест

Редакция отбирает лучший контент за неделю и отправляет его на вашу почту

Cпасибо за подписку!

Письмо с подтверждением отправлено на адрес . Если вы не можете найти письмо во входящих, проверьте папку спама

  • Новые
  • Старые
  • Популярные

Рекомендации

только для зарегистрированных
только для зарегистрированных
Подтвердите действие
Точно?
Сообщение
Текст
Подтвердите действие