Британская высшая школа дизайна
Британская высшая школа дизайна
8 мин. читать
438 показов
124 открытия

«Иллюстрация»: атлас по программе Британки

«Иллюстрация»: атлас по программе Британки

Программа Британки «Иллюстрация» длится 2 года, и за это время студенты в поисках собственного художественного голоса проходят через множество дисциплин и проектов, — все обучение построено вокруг брифов, чтобы на практике освоить инструменты иллюстрации (и не только иллюстрации). О каждом брифе — в прямой речи Ульяны Агбан, Милы Селениной и других преподавателей «Иллюстрации».

Чем иллюстратор отличается от современного художника

«Иллюстрация — профессия, в которой соединяются эти две роли, и сложно строго отделить одну от другой. Работа с материальными объектами и видео-форматами на нашей программе помогает стать специалистом широкого профиля», — Ульяна Агбан, преподаватель программы «Иллюстрация».

Иллюстраторы работают только на фрилансе?

«Вовсе нет. Можно стать арт-директором, преподавать, заниматься кураторской деятельностью. Можно работать иллюстратором в штате издательства, в медиа или в коммерческой компании»,Ульяна Агбан.

Могут ли выпускники Британки работать в коммерческой иллюстрации?

«Да. В наше время, когда технологии наконец-то способны по-настоящему посоревноваться с человеком, особенно важно развивать свой уникальный взгляд на мир, язык, способ чувствовать и выражать себя. Иллюстрация в сфере визуальных коммуникаций — в айдентике, упаковке — сейчас как никогда востребована, потому что она помогает дать проекту голос, добавляя еще одну интонацию.

Иллюстрация в айдентике — невероятно интересная область, где нужно создать визуальный язык, который будет одновременно уникальным и в то же время отчуждаемым от автора, масштабируемым и доступным для воспроизведения другими художниками.

На нашем курсе студенты учатся мыслить широко, но с акцентом на практическую реализацию своих творческих идей, что позволяет им уверенно работать в коммерческой иллюстрации, включая рекламу, брендинг и айдентику», — Мила Селенина, преподаватель программы «Иллюстрация».

Чем полезен бриф «ИЗМ»

Учеба начинается с поиска графического языка и генерации идей: студенты анализируют изображения, создают персонажей, работают с пространством, изучают технику рисования и много экспериментируют.

«Бриф так называется, потому что "-изм" — это суффикс, который используется в названиях художественных течений. В этом брифе студенту нужно сформулировать свой собственный «изм», анализируя работы других художников.

Нужно выбрать творческую интонацию и подобрать авторов, которые могли бы встроиться в это выдуманное эстетическое направление. Первостепенная задача — решить, какого эмоционального воздействия на зрителя студент хочет достичь. Затем предстоит сделать 10 графических серий.

Этот бриф —самый первый на программе, и лично для меня во время учебы он был , одним из самых ценных. Он дает инструменты, которые помогают разрисоваться, начать процесс генерации сюжетов для графических серий — здесь и начинается поиск себя как художника»,Ульяна Агбан.

Бриф «ИЗМ», работы Ульяны Агбан, выпускницы и преподавательницы программы «Иллюстрация»
Бриф «ИЗМ», работа Маши Гребенниковой, выпускницы программы «Иллюстрация»

Зачем современному иллюстратору уметь работать с нейросетями

Нейросети — это такой же художественный инструмент, как карандаш, масло, коллаж и все что угодно. Главное — для чего инструмент используется. Курс по нейросетям ведет Ира Троицкая, она с помощью искусственного интеллекта создает видео, короткие сценки и графику.

«Нейросети могут быть особенно полезны на первом этапе работы, когда нужно придумать много эскизов и выбрать из них один. Нейросети справляются с этой задачей прекрасно. Особенно здорово, что можно учить нейросети на собственных рисунках — это самое полезное и самое интересное. То есть ты скармливаешь ИИ свой материал и получаешь в ответ изображения, которые встраиваются в твой художественный язык. Но, конечно, это не универсальное решение для любого проекта, поэтому к нейросетям надо подходить так же осознанно и обоснованно, как к любым другим материалам», Ульяна Агбан.

Чему учит бриф «Зин»

«Это прекрасная возможность попробовать себя в самиздате. Студенты создают маленькие книжечки, буклеты. Это максимально свободная и открытая история. Можно выбрать любой формат, который лучше всего подходит к задуманному высказыванию.

Зин, или книга художника — прекрасный формат, чтобы сформулировать высказывание и к тому же создать материальный объект. Книга — это дружелюбный к зрителю медиум, с его помощью можно выстроить диалог. Когда я сама училась на курсе, я сделала зин, который называется „Кожамыктар“. Я участвовала с ним в нескольких выставках самиздата в Новосибирске и в Москве, в итоге, моя работа попала в архив книг художника в музее „Гараж“, чему я очень рада. Я использую зин как возможность дополнить графическую или скульптурную серию, но также знаю художников, для которых зин — основное направление художественной практики», Ульяна Агбан.

Зин Ульяны Агбан «Кожамыктар»
Зин «Спутник», Таня Старовойтова, выпускница программы «Иллюстрация»
Авторская книга «Мама, бильгам», Екатерина Гущина, выпускница программы «Иллюстрация»

О керамике и скульптуре

Этот бриф студенты выполняют на территории керамической мастерской Британки. Тут можно научиться работать на гончарном круге, лепить скульптуры вручную, делать глазурный обжиг.

«Керамическая скульптура — прекрасный формат для самовыражения: можно добиться разных эффектов благодаря глазури и разным составам глин. На курсе есть занятие, когда мы создаем скульптуры из смешанных материалов. Еще все студенты могут посещать столярную мастерскую и делать скульптуры с помощью специальных инструментов.

Работа с объемными объектами учит и в графике мыслить свободнее», — Ульяна Агбан.

Иллюстрации, нанесенные на фарфоровые тарелки. Проект Ксении Волковой «Подвиги папы», студентки программы «Иллюстрация»
Работы Алексея Гельда на программе «Иллюстрация»

Про каллиграфию и леттеринг, а также типографику и плакат

«Брифы по леттерингу и типографике помогают научиться работать с текстом и интегрировать его в иллюстрацию. Это будет полезно, например, в работе над обложками, упаковками или плакатами»,
Ульяна Агбан.

Проект «Что если» Анастасии Пепеляевой, выпускницы программы «Иллюстрация»

Комикс. Как стать профессиональным автором?

В этом модуле студенты изучают сценарное мастерство и особенности многоэкранного изображения, а в итоге создают собственный комикс, который можно добавить в портфолио или отправить на опен-колл в издательство.

«Здесь совет по профессиональному продвижению такой же, как и в любой другой сфере — делать то, что интересно, и работать с важными для вас сюжетами. Лучше всего участвовать в опен-коллах издательств. Иностранные комиксные журналы тоже часто их проводят. Участие в конкурсах — это всегда лучший старт, чтобы начать публиковаться», Ульяна Агбан.

Комикс Алины Ямбаевой, студентки программы «Иллюстрация»

Живопись. Где работают современные художники?

Работы Насти Титовой, студентки программы «Иллюстрация»

Главная часть профессионального пути современного художника — участие в выставках и маркетах современного искусства.

«Следите за опен-коллами, которые проводятся в галереях, отправляйте портфолио, как только открывается прием заявок. Наблюдайте за работами других художников. На программе уделяется достаточно много времени живописи, и это прекрасная возможность научиться работать с маслом. В этом году помимо куратора программы Тани Иванковой модуль по живописи ведет еще Яков Хомич, прекрасный современный художник»,Ульяна Агбан.

3D-графика

3D-графику, которой учат на курсе «Иллюстрация», можно использовать для очень широкого спектра задач: от создания статичных иллюстраций до работы с видео и создания скульптур, которые можно напечатать на 3D-принтере.

«3D — это всегда очень эффектно и поэтому востребовано в индустрии. Иллюстрация, сделанная в таком формате, цепляет зрителя и заставляет задержать свое внимание. Это происходит, потому что объемные и подробные изображения органически нравятся всем. А если сдобрить технологию крепкой метафорой и историей, то это комбо точно найдет своего зрителя и заказчика. Компании используют трехмерную графику в разных вариациях, начиная от красивой визуализации своего продукта и заканчивая созданием отдельного иллюстративного 3D-мира, в который погружается этот продукт»,Варя Щука, преподаватель программы «Иллюстрация».

Анимация

«На этом модуле студенты пробуют сделать свой маленький мультфильм, который включает в себя работу из разных областей анимации. Обычно мультфильмы делает не один человек, а целая команда: аниматор, художник по персонажам, художник по фонам, раскадровщик, режиссер и другие. В индустрии нужны скиллы и, как правило, люди оттачивают один из них.

То, что мы делаем с ребятами, — это авторская анимация, где один человек делает все. На этом модуле у студентов есть возможность посмотреть, что им ближе всего и, если понравится, определиться со специализацией в анимации.

Индустрия анимации сейчас в неплохом состоянии — есть реальная возможность сделать ее своей профессией и зарабатывать деньги. На рынке есть и крупные студии: „Союзмультфильм“, „Паровоз“ и много маленьких. Можно заниматься авторской анимацией, можно устроиться работать в студию в другой стране. Также анимация востребована в рекламе и социальных проектах. Это интересная и сложная работа, в ней много ремесленности. Анимация должна действительно нравиться вам как профессия, и тогда все будет возможно»,Илья Шекиладзе, преподаватель программы «Иллюстрация».

Модуль по детской книге

«Результатом этого брифа становится полноценная книга, которую можно отправлять в издательство и публиковать. Студент научится работать над всеми стадиями процесса создания книги, начиная от придумывания сюжета и заканчивая разработкой обложки, версткой, созданием иллюстраций и написанием текста»,Ульяна Агбан.

Книга Дарины Греховой, студентки программы «Иллюстрация»

Поиски уникального творческого метода для иллюстраторов в стенах Британки длятся 2 года, но для тех, кому удобнее учиться дистанционно — у нас есть курс «Иллюстрация. Онлайн». Здесь работают те же преподаватели, а в основе учебы — освоение инструментов из смежных дисциплин и практические занятия, помогающие творческому росту. Это программа для тех, кто хочет набраться смелости и начать заново, посмотреть на знакомую профессию под другим углом, найти собственный почерк через эксперименты или стать увереннее в своих навыках. Ближайший поток начинает учебу в ноябре 2024 года.

438
0

Подпишитесь на еженедельный
дайджест

Редакция отбирает лучший контент за неделю и отправляет его на вашу почту

Cпасибо за подписку!

Письмо с подтверждением отправлено на адрес . Если вы не можете найти письмо во входящих, проверьте папку спама

Рекомендации

только для зарегистрированных
только для зарегистрированных
Подтвердите действие
Точно?
Сообщение
Текст
Подтвердите действие