«Иллюстрация»: атлас по программе Британки
Программа Британки «Иллюстрация» длится 2 года, и за это время студенты в поисках собственного художественного голоса проходят через множество дисциплин и проектов, — все обучение построено вокруг брифов, чтобы на практике освоить инструменты иллюстрации (и не только иллюстрации). О каждом брифе — в прямой речи Ульяны Агбан, Милы Селениной и других преподавателей «Иллюстрации».
Чем иллюстратор отличается от современного художника
«Иллюстрация — профессия, в которой соединяются эти две роли, и сложно строго отделить одну от другой. Работа с материальными объектами и видео-форматами на нашей программе помогает стать специалистом широкого профиля», — Ульяна Агбан, преподаватель программы «Иллюстрация».
Иллюстраторы работают только на фрилансе?
«Вовсе нет. Можно стать арт-директором, преподавать, заниматься кураторской деятельностью. Можно работать иллюстратором в штате издательства, в медиа или в коммерческой компании», — Ульяна Агбан.
Могут ли выпускники Британки работать в коммерческой иллюстрации?
«Да. В наше время, когда технологии наконец-то способны по-настоящему посоревноваться с человеком, особенно важно развивать свой уникальный взгляд на мир, язык, способ чувствовать и выражать себя. Иллюстрация в сфере визуальных коммуникаций — в айдентике, упаковке — сейчас как никогда востребована, потому что она помогает дать проекту голос, добавляя еще одну интонацию.
Иллюстрация в айдентике — невероятно интересная область, где нужно создать визуальный язык, который будет одновременно уникальным и в то же время отчуждаемым от автора, масштабируемым и доступным для воспроизведения другими художниками.
На нашем курсе студенты учатся мыслить широко, но с акцентом на практическую реализацию своих творческих идей, что позволяет им уверенно работать в коммерческой иллюстрации, включая рекламу, брендинг и айдентику», — Мила Селенина, преподаватель программы «Иллюстрация».
Чем полезен бриф «ИЗМ»
Учеба начинается с поиска графического языка и генерации идей: студенты анализируют изображения, создают персонажей, работают с пространством, изучают технику рисования и много экспериментируют.
«Бриф так называется, потому что "-изм" — это суффикс, который используется в названиях художественных течений. В этом брифе студенту нужно сформулировать свой собственный «изм», анализируя работы других художников.
Нужно выбрать творческую интонацию и подобрать авторов, которые могли бы встроиться в это выдуманное эстетическое направление. Первостепенная задача — решить, какого эмоционального воздействия на зрителя студент хочет достичь. Затем предстоит сделать 10 графических серий.
Этот бриф —самый первый на программе, и лично для меня во время учебы он был , одним из самых ценных. Он дает инструменты, которые помогают разрисоваться, начать процесс генерации сюжетов для графических серий — здесь и начинается поиск себя как художника», — Ульяна Агбан.
Зачем современному иллюстратору уметь работать с нейросетями
Нейросети — это такой же художественный инструмент, как карандаш, масло, коллаж и все что угодно. Главное — для чего инструмент используется. Курс по нейросетям ведет Ира Троицкая, она с помощью искусственного интеллекта создает видео, короткие сценки и графику.
«Нейросети могут быть особенно полезны на первом этапе работы, когда нужно придумать много эскизов и выбрать из них один. Нейросети справляются с этой задачей прекрасно. Особенно здорово, что можно учить нейросети на собственных рисунках — это самое полезное и самое интересное. То есть ты скармливаешь ИИ свой материал и получаешь в ответ изображения, которые встраиваются в твой художественный язык. Но, конечно, это не универсальное решение для любого проекта, поэтому к нейросетям надо подходить так же осознанно и обоснованно, как к любым другим материалам», — Ульяна Агбан.
Чему учит бриф «Зин»
«Это прекрасная возможность попробовать себя в самиздате. Студенты создают маленькие книжечки, буклеты. Это максимально свободная и открытая история. Можно выбрать любой формат, который лучше всего подходит к задуманному высказыванию.
Зин, или книга художника — прекрасный формат, чтобы сформулировать высказывание и к тому же создать материальный объект. Книга — это дружелюбный к зрителю медиум, с его помощью можно выстроить диалог. Когда я сама училась на курсе, я сделала зин, который называется „Кожамыктар“. Я участвовала с ним в нескольких выставках самиздата в Новосибирске и в Москве, в итоге, моя работа попала в архив книг художника в музее „Гараж“, чему я очень рада. Я использую зин как возможность дополнить графическую или скульптурную серию, но также знаю художников, для которых зин — основное направление художественной практики», — Ульяна Агбан.
О керамике и скульптуре
Этот бриф студенты выполняют на территории керамической мастерской Британки. Тут можно научиться работать на гончарном круге, лепить скульптуры вручную, делать глазурный обжиг.
«Керамическая скульптура — прекрасный формат для самовыражения: можно добиться разных эффектов благодаря глазури и разным составам глин. На курсе есть занятие, когда мы создаем скульптуры из смешанных материалов. Еще все студенты могут посещать столярную мастерскую и делать скульптуры с помощью специальных инструментов.
Работа с объемными объектами учит и в графике мыслить свободнее», — Ульяна Агбан.
Про каллиграфию и леттеринг, а также типографику и плакат
«Брифы по леттерингу и типографике помогают научиться работать с текстом и интегрировать его в иллюстрацию. Это будет полезно, например, в работе над обложками, упаковками или плакатами», — Ульяна Агбан.
Комикс. Как стать профессиональным автором?
В этом модуле студенты изучают сценарное мастерство и особенности многоэкранного изображения, а в итоге создают собственный комикс, который можно добавить в портфолио или отправить на опен-колл в издательство.
«Здесь совет по профессиональному продвижению такой же, как и в любой другой сфере — делать то, что интересно, и работать с важными для вас сюжетами. Лучше всего участвовать в опен-коллах издательств. Иностранные комиксные журналы тоже часто их проводят. Участие в конкурсах — это всегда лучший старт, чтобы начать публиковаться», — Ульяна Агбан.
Живопись. Где работают современные художники?
Главная часть профессионального пути современного художника — участие в выставках и маркетах современного искусства.
«Следите за опен-коллами, которые проводятся в галереях, отправляйте портфолио, как только открывается прием заявок. Наблюдайте за работами других художников. На программе уделяется достаточно много времени живописи, и это прекрасная возможность научиться работать с маслом. В этом году помимо куратора программы Тани Иванковой модуль по живописи ведет еще Яков Хомич, прекрасный современный художник», — Ульяна Агбан.
3D-графика
3D-графику, которой учат на курсе «Иллюстрация», можно использовать для очень широкого спектра задач: от создания статичных иллюстраций до работы с видео и создания скульптур, которые можно напечатать на 3D-принтере.
«3D — это всегда очень эффектно и поэтому востребовано в индустрии. Иллюстрация, сделанная в таком формате, цепляет зрителя и заставляет задержать свое внимание. Это происходит, потому что объемные и подробные изображения органически нравятся всем. А если сдобрить технологию крепкой метафорой и историей, то это комбо точно найдет своего зрителя и заказчика. Компании используют трехмерную графику в разных вариациях, начиная от красивой визуализации своего продукта и заканчивая созданием отдельного иллюстративного 3D-мира, в который погружается этот продукт», — Варя Щука, преподаватель программы «Иллюстрация».
Анимация
«На этом модуле студенты пробуют сделать свой маленький мультфильм, который включает в себя работу из разных областей анимации. Обычно мультфильмы делает не один человек, а целая команда: аниматор, художник по персонажам, художник по фонам, раскадровщик, режиссер и другие. В индустрии нужны скиллы и, как правило, люди оттачивают один из них.
То, что мы делаем с ребятами, — это авторская анимация, где один человек делает все. На этом модуле у студентов есть возможность посмотреть, что им ближе всего и, если понравится, определиться со специализацией в анимации.
Индустрия анимации сейчас в неплохом состоянии — есть реальная возможность сделать ее своей профессией и зарабатывать деньги. На рынке есть и крупные студии: „Союзмультфильм“, „Паровоз“ и много маленьких. Можно заниматься авторской анимацией, можно устроиться работать в студию в другой стране. Также анимация востребована в рекламе и социальных проектах. Это интересная и сложная работа, в ней много ремесленности. Анимация должна действительно нравиться вам как профессия, и тогда все будет возможно», — Илья Шекиладзе, преподаватель программы «Иллюстрация».
Модуль по детской книге
«Результатом этого брифа становится полноценная книга, которую можно отправлять в издательство и публиковать. Студент научится работать над всеми стадиями процесса создания книги, начиная от придумывания сюжета и заканчивая разработкой обложки, версткой, созданием иллюстраций и написанием текста», — Ульяна Агбан.
Поиски уникального творческого метода для иллюстраторов в стенах Британки длятся 2 года, но для тех, кому удобнее учиться дистанционно — у нас есть курс «Иллюстрация. Онлайн». Здесь работают те же преподаватели, а в основе учебы — освоение инструментов из смежных дисциплин и практические занятия, помогающие творческому росту. Это программа для тех, кто хочет набраться смелости и начать заново, посмотреть на знакомую профессию под другим углом, найти собственный почерк через эксперименты или стать увереннее в своих навыках. Ближайший поток начинает учебу в ноябре 2024 года.