— Как бы ты мог описать свой функционал?
— Мой функционал — управление во всех его проявлениях: проектами, задачами, бюджетами, дизайнерами и временем. Креативная часть, как возможность поработать руками, у меня есть, но присутствует в меньшей степени.
В этом как раз и есть возможности управления — настроить процессы так, чтобы дизайнеры занимались креативом и генерацией идей. А я больше отвечал за финальный «продукт».
— У тебя непростой и долгий путь от дизайнера до креативного директора. Поделись им подробнее.
— У меня довольно разнообразный опыт по части дизайна, который начался задолго до того, как я пришёл работать в студии и агентства. В 2001 мой старший брат купил книгу по созданию сайтов в программе Macromedia Dreamweaver. У брата это далеко не пошло, а вот меня очень заинтересовало. Первый сайт был очень простой по дизайну, на основе шрифтов и ярких фонов. Всё это выглядело плоско и неинтересно, и в тот момент я начал интересоваться тем, как можно улучшать функционал и внешний вид сайтов. Открыв для себя программу Macromedia Flash, которая в то время набирала популярность в мире, как инструмент для создания анимированных сайтов, я надолго ушел с головой в дизайн с использованием Flash-технологий. В то время было мало туториалов, поэтому приходилось покупать те немногие книги, которые продавались в России, или обмениваться на профильных зарубежных форумах (да, они раньше были популярны) информацией и опытом. В векторной программе Macromedia Flash я делал не только сайты, но и разные иллюстрации, логотипы, постеры.
К 2005 году у меня уже было небольшое, но разнообразное портфолио из работ, которые я делал как для себя, придумывая сам себе задание, так и для знакомых, друзей и заказчиков. В том же году я пришёл на работу в компанию «Новый Диск», которая создавала цифровой контент на CD/DVD дисках. В 2006 году я поступил на курс арт-директоров в «Британскую Высшую Школу Дизайна», к куратору курса Леониду Фейгину. В то же самое время я заинтересовался motion-дизайном, стал изучать Adobe After Effects, собирать свои собственные небольшие ролики и пошел работать в отдел broadcast-дизайна телеканала «ТНТ».
Потом были профильные дизайн-студии и агентства: Idea Group с разнообразными задачами по дизайну, Actis (Wunderman), где основной упор был на сайты, Front: Design с прекрасными Андреем Кожановым и Катей Тарасовой, где я многому научился и вырос до senior-дизайнера.
Ещё один интересный бэкграунд: в 2008 году я пришел в информационное агентство «РИА Новости» в отдел инфографики. Мне всегда нравилось структурировать информацию и делать акцент на главном за счёт дизайна. Это было замечательное время, интересные задачи, участие в фестивалях инфографики и типографики, мы даже летали в Буэнос-Айрес. Но время шло быстро, и я продолжил свой путь в брендинге.
Так, я пришел в одно из самых известных, уважаемых брендинговых агентств — Direct Design (сейчас DDVB — прим. ред.) к своему наставнику Леониду Фейгину. В DDVB были сложные, масштабные, но интересные задачи.
В LINII я пришёл как арт-директор в начале 2014 года. На тот момент студия была небольшая, но очень душевная, с классной командой ребят (Сергей Лавриненко, Дэн Головешкин, Света Туркина, Женя Зелаутдинова и Катя Никулина) и светлым офисом на Третьяковке. Проекты были разнообразные, в большей степени разные территориальные брендинги. Именно тогда я познакомился с Михаилом (прим. ред. — Михаил Губергриц), не только как с руководителем, но и как с другом, который всегда может поддержать, помочь и подсказать ответы.
В LINII было хорошо, но захотелось попробовать что-то своё, тем более я давно мечтал об этом. В том же году вместе с партнёром по бизнесу мы основали собственную дизайн-студию. Могу сказать, что это сложно, но очень интересно. Работая просто дизайнером на кого-то, ты не знаешь и не понимаешь многие процессы. Ты делаешь определенную часть и на этом успокаиваешься. Но когда ты становишься предпринимателем, необходимо желание к развитию и изучению всех процессов бизнеса. Мы многого не знали, и нам приходилось учиться с нуля, в некоторых случаях методом проб и ошибок. В начале у нас ничего не было, но нетворкинг и правильный подход к выполнению проектов позволил нам расти и делать разнообразные проекты для малого и среднего бизнеса. У нас была команда из 10 человек: дизайнеры, копирайтер, PR, менеджеры проектов и финансовый директор. Всё это время мы сотрудничали и общались с LINII.
В 2020 я вышел из своего бизнеса и перешёл обратно в LINII. С тех пор они сильно изменились, пришло много замечательных специалистов, а сами проекты приобрели федеральный и международный уровень. Михаил всегда был отличным руководителем, который дает возможности каждому развиваться, развивать других и расти. В моём случае важную часть сыграл прошлый богатый опыт.
Для LINII наступил этап роста и взросления агентства, который требует сильных, волевых решений и большей ответственности, самостоятельности людей. Так, к слову, появилось несколько дизайн-юнитов со своими креативными директорами во главе.
— Как устроен твой юнит и творческий отдел LINII?
Если говорить про общую структуру агентства, то всё разделено на отделы, в которых есть свои юниты, а в юнитах — разные специалисты. Например, в креативе два юнита под управлением двух креативных директоров — Юлии Плотник и меня. В каждом юните набор ребят схожий: junior-дизайнеры, middle-дизайнеры, senior-дизайнеры и арт-директора. Также у нас есть общие технические дизайнеры, которые помогают обоим юнитам собирать гайды и, например, готовить исходные файлы. Этот формат схож с небольшой дизайн-студией внутри всего агентства, которая самостоятельно функционирует, выполняет задачи, обсуждает бюджеты и сметы, принимает большинство решений и развивается.
— Три совета, которые ты бы дал себе, молодому дизайнеру, в прошлом?
— Мечтать и ставить цели. Всё обязательно сбывается.
— Учиться искусству красноречия, чтобы уметь презентовать себя и свои работы, а также эффективно коммуницировать с людьми.
— Путешествовать и узнавать мир. Там столько всего интересного.
— С какими проектами ты работаешь сейчас?
— В основном, это средний и крупный бизнес, корпоративный и потребительский сегменты. Мы много работаем с брендом детской одежды Lassie. Заложив основы айдентики и ритейла, мы, как носители исходного ДНК, продолжаем развивать и улучшать этот бренд. Отличная команда со стороны заказчика и полное взаимопонимание, как говорится, «на одной волне».
Есть комплексные проекты по винным брендам. После ребрендинга SimpleWine чаще всего именно винные проекты попадают ко мне в команду. Но я на самом деле рад, потому что люблю хорошее вино. А еще из текущих проектов — IT-компания, крупная российская корпорация, бренд красок Talatu и автотовары.
— Приходится ли иногда «брать шашки в руки»? Сколько в процентном соотношении у тебя занимает административная деятельность?
— Всё бывает, тем более иногда хочется поделать что-то руками, помедитировать через крафт. Но, конечно, будучи креативным директором, большую часть времени я занимаюсь управленческими задачами. Если вычислять проценты, то это 85% на 15%.
Какие есть варианты развития карьеры дизайнера?
Классический путь — вырасти из junior-дизайнера в креативного директора или даже, дизайн-директора. Пойти на сторону клиента (in-house), либо открыть свой собственный бизнес — дизайн-студию.
— Какой опыт получает дизайнер в LINII?
— Тут всё зависит от самого дизайнера. У нас есть все возможности, чтобы расти и развиваться: в виде разнообразных проектов, потому что мы не in-house продуктовые команды, которые работают над одними и теми же проектами. В виде поддерживающей и опытной команды: мы за то, чтобы делиться опытом и помогать молодым ребятам. И конечно же, в виде встреч и коммуникаций с заказчиками, тут у каждого есть возможность самому презентовать свою работу.
Главное — хотеть делать, делать это хорошо, быть внимательным к деталям, быть инициативным и вдохновлять своим примером других.
— Кто или что сыграло значительную роль в твоём профессиональном взрослении?
— Здесь сразу два важных события. Первое — когда я поступил в 2006 году в Британскую Высшую Школу Дизайна на курс «Визуальные коммуникации. Подготовка арт-директоров» к мэтру дизайна Леониду Фейгину. Я очень благодарен ему за то, что он был и остается моим наставником. И это касается не только дизайна, но и, например, ораторского искусства. Фейгин — прекрасный оратор, которого хочется слушать. Я часто пересматриваю его выступления. Особенно нравится TEDx с его участием — бодро, интересно и с юмором он рассказывает про то, как стать счастливым.
Второе — этап создания собственной дизайн-студии вместе с партнёром по бизнесу. Только окунувшись в собственный бизнес, я узнал, что, кроме умения делать хороший дизайн, нужно обладать ещё управленческими навыками, собирать команды, отвечать за бюджеты, коммерческие предложения и вести бухгалтерию, уметь коммуницировать с людьми, презентовать себя и работу агентства, быть хорошим оратором, стать HR-специалистом, нанимать и увольнять людей, искать и менеджерить проекты. И всё это тебе приходится узнавать самому, идя через густой туман, спотыкаясь, попадая в ловушки, выбираться и идти дальше. Или перенимать опыт и знания от коллег по цеху, идти учиться на курсы и тренинги по бухгалтерии, ораторскому искусству, студийной фотосъемке, стратегии, неймингу, управлению бизнесом и так далее.
Будучи просто дизайнером, ты делаешь свою часть работы и далеко не всегда осознаешь, насколько глубока кроличья нора.
— Каких сотрудников ты подбираешь и как мотивируешь?
— Я очень ценю вдумчивых, проактивных и инициативных ребят. Не важно, какую позицию они занимают — стажер, junior-специалист, middle-специалист, senior-специалист. У всех есть право голоса и собственного мнения. Я не давлю никого своим авторитетом или регалиями. Для меня важно, чтобы ребята «раскрывались», сами предлагали идеи, решения, пусть даже нестандартные. А ещё здорово, когда у человека есть автономность и внутренний датчик самоконтроля — мы все взрослые и ответственные. Моя задача — помочь, поддержать и направить. А если всё итак хорошо, то поблагодарить.
Для вновь прибывших ребят мы устраиваем 15-минутки, где они персонально знакомятся со всей командой. Это помогает выстроить мостик доверия к новым людям, узнать ближе человека, найти общие интересы, настроить биохимию.
Кроме того, каждый месяц я провожу созвон с обратной связью, один на один, где прошу поделиться впечатлениями, хорошими или не очень, всё по-честному. Здесь я открыто говорю и внимательно слушаю. Для руководителя это тоже точка роста и развития — выстроить правильную атмосферу, где все работают и общаются без пафоса и токсичности, без подковерных игр, недосказанности и недопонимания.
— Самые сложные решения, которые тебе приходилось принимать в ходе рабочего процесса?
— Всегда непросто увольнять другого человека, но что поделать — это часть работы и эффективности всего агентства. Я считаю, что всё, что не делается, к лучшему.
— Как бы ты себя охарактеризовал как руководителя?
— Спокойный, системный, слышащий и слушающий.