Учебник DSGNERS!
Учебник DSGNERS!
12 мин. читать
3220 показов
1480 открытий

Предметная съемка в домашних условиях

Основы предметной фотосъемки помогают дизайнеру  визуализировать, сфотографировать и презентовать идеи, результаты работы — от айдентики на визитках и мерче до разработанного стула и интерьера.

Основы предметной съемки: что нужно знать

Виды предметной фотосъемки

  1. Lifestyle (иногда — интерьерная) — съемка, где предметы представлены в интерьере. Формат помогает визуализировать товар у себя дома и сравнить габариты, цветовое сочетание. Lifestyle-фото чаще всего используют в социальных сетях и на сайтах, в качестве рекламного баннера и в карточках товара. 
  2. Каталожная съемка — предметы снимаются на однотонном (чаще — белом или черном) фоне с минимальным дополнительным реквизитом. Кадры используют для интернет-каталогов и карточек товаров.
  3. Имиджевая съемка — полученные фотографии доносят до покупателя философию бренды и идею продукта. Предметы снимаются с дополнительным реквизитом, цветным фоном. Кадры публикуют в социальных сетях, сайтах, иных площадках присутствия бренда.
  4. Still life — натюрморт, предметный стайлинг без участия людей.
  5. Food-фотография — съемка привлекательных натюрмортных фотографий еды. Показывает блюдо, его особенности, иногда — процесс приготовления или ингредиенты.
  6. Flatlay-фотография — фото-композиция из предметов, которые выложены на горизонтальную поверхность. Камера установлена сверху, параллельно предметам.

Подготовка к предметной съемке дома

Чтобы фотосъемка удалась, а кадры действительно получились ценными и применимыми, заранее подготовьтесь.

Во-первых, разработать мудборд — визуализировать настроение, характер, цветовую гамму будущих кадров.

Во-вторых, подобрать референсы — опорные визуальные идеи или решения, которые помогут решить задачу. Можно подобрать референсы по свету, цвету, композиции, деталям. Но не копируйте полностью чужой кадр — используйте его для вдохновения и как основу для доработки.

В-третьих, подготовить чек-лист — список задач, реквизита для съемки, оборудования.

Выбор оборудования для домашней фотостудии

Покупать специальную камеру для предметной фотосъемки в домашних условиях не стоит. Для тренировок или разовых задач подойдет то, что уже есть — камера смартфона или старого фотоаппарата.

Тем более, особых, жестких требований к камере нет — результат зависит от настроек камеры, выстроенного освещения и выбранного фона.


Помните, если вам нужны кадры для портфолио или интернет-каталога — подойдет смартфон, если задача — снимки для крупноформатной печати, журнала, необходима камера с высоким разрешением.


Если же у вас есть или вы намерены приобрести камеру, то к ней необходимо подобрать правильный объектив. Лучший вариант — длиннофокусный макрообъектив. Дополнительно — более широкоугольный объектив.

Минимальный набор для профессиональной студийной съемки состоит из комплекта импульсного освещения, светорассеивающих насадок и белого предметного стола. Но для домашней фотосъемки арсенал оборудования меньше. Помимо камеры для удобства предметной съемки понадобится:

  • Штатив — обеспечивает стабильность положения камеры. Кадры будут четкими, не размытыми. Самым устойчивым считается штатив-тренога.
  • Лайткуб или фотобокс — заменяет одновременно предметный стол и рассеивающую насадку.
  • Прозрачная полка для лайткуба — на ней стоит фотобокс. Подставка должна быть прозрачной, чтобы пропускать свет от нижнего источника.
  • LED-свет — источник света, который использует светодиоды, может заменить импульсный источник. Идеально — три источника света, допустимо два.

Лайткуб или предметный стол можно заменить подручными средствами.

Например, альтернатива стола — лист белого картона большого размера или ватман. Его надо разметить на широкой поверхности (например, подоконнике или столе, придвинутом к стене) и с помощью опоры создать переход поверхностей.

Фитобокс можно сделать и собственными руками — из картонной коробки, оклеенной белой бумагой. Обложка книги, ткань платья, чистый подоконник или коробка для хранения вещей также можно сделать фоном.

Освещение для предметной фотографии в домашних условиях

Цветовая температура источников света должна быть одинаковой. Если не соблюсти это правило, то гармония снимка нарушится — одна сторона предмета будет холодных оттенков, другая — теплых. Отретушировать дефект будет сложно.

Стандартные цветовые температуры для светодиодных светильников:

  • 1500K–3500K — теплый белый желтого оттенка.
  • 3500K–5200K — нейтральный или дневной белый.
  • 5200K–6500K — холодный белый синеватых оттенков.

Идеально для съемки использовать три источника света: главный — дает основной, рисующий свет, заполняющий — подсвечивает тени, чтобы они не были слишком темными, резкими, дополнительный — подсвечивает фон, создавая эффект глубины кадра.

Схемы с одним источником освещения

Единственный источник света — норма, если резкие тени допустимы и, например, передают характер.

Если использовать естественный свет от окна, то предмет следует поставить на стол и посмотреть на него с разных ракурсов для определения самого красивого светового рисунка. Используйте штатив и длинную выдержку.

Если у вас искусственный источник света, разместите его сбоку и сверху от объекта. Чтобы смягчить тени — расположить отражатель с противоположной стороны от источника света.

Чтобы создать контровое освещение, разместите источник света за предметом — передаст объем предмета, но затемнит его переднюю часть. Высветлить ее поможет отражатель.

Схемы с двумя источниками освещения

Разместите источники света по диагонали: главный направлен на предмет, дополнительный — на фон. Первый создаст мягкий рисующий свет, второй — заполняющий, который добавит объема. Основной источник света можно расположить выше предмета, дополнительный —  на уровне объекта.

Оба источника света, выставленные по диагонали, можно направить на предмет. Тогда главный источник света, установленный впереди слева создаст рисующий свет, дополнительный источник, расположенный сзади справа, — «контровой» свет и добавит объем.

Оба источника света направьте на предмет с разных сторон под ракурсом три четверти на уровне или выше объекта.

[схема+результат]

Источники света поставьте слева и справа под углом ~90° относительно предмета. Оба источника создают заполняющий мягкий свето-теневой рисунок.

Схемы с тремя источниками освещения

Установите два источника света спереди от предмета под ракурсом три четверти, третий — по диагонали от одного из передних, направив его на предмет.

Если направить третий источник на фон, то получится фоновый свет, создающий больший контраст между объектом и задним планом.

Третий источник света может подсветить предмет или фон снизу.

Экспериментируя со схемам, используйте цветовые фильтры для источников света — Например, синий и розовый или красный, зеленый и красный, желтый и синий или фиолетовый, синий и фиолетовый и другие.

Фон для предметной съемки: варианты и рекомендации

Грамотно подобранный фон для предметной съемки не будет отвлекать от самого объекта, а дополнит сюжет.

Лучше сохранять фон простым, приятным, без кричащих акцентов. Он должен быть контрастным с главным объектом съемки или дополняющим — тех же цветовых оттенков, что и объект.

Существует две стандартные цветовые схемы, которые можно применить при выборе фона предметной фотографии:

  • Система валёров — градация цвета от светлого к темному. Понятия пришло из живописи и обозначает технику, когда один цвет размывается от темного к светлому.

  • Комплиментарные цвета — противоположные на цветовом круге, создают контраст между предметом и фоном.

Есть еще несколько правил: 

  • Фотофон должен быть матовым. Он не вызовет появление ненужных бликов.
  • Текстурный фон лучше использовать при съемке более крупных предметов и, когда в кадре планируется показать больше пространства.
  • Используйте влагостойкий материал фотофона — он дольше остается презентабельным и легко чистится.

Композиция и расстановка объектов

Выстраивать композицию можно по правилу третей.

Правило третей — принцип построения композиции, основанный на разделении кадра на три равные части по горизонтали и вертикали; основные элементы изображения располагаются в точках пересечения или вдоль линий.

Разделите кадр на три равные части по вертикали и горизонтали. Предметы, которые расположены в точках пересечения — акценты кадра, на них в первую очередь обращает внимание зритель. В настройках камеры есть возможность отображать сетку — она поможет применять правило на практике.

В симметричной композиции главный объект расположен строго в середине кадра, разделяя его пополам. Такая композиция создает ощущение неподвижности и покоя.

Ассиметричная композиция (в том числе и диагональная) показывает движение, динамику — здесь главный предмет в большей степени находится в одной из третей кадра.

Имеют значение и ракурсы.

Фронтальный — угол съемки, когда камера расположена прямо напротив объекта под прямым углом — отображает объект естественно и нейтрально.

Верхний или высокий ракурс — камера находится выше объекта съемки — делает полный обзор объекта, создает ощущение простора и свободы. Если высота подъема камеры малая, то передает ощущение контроля или превосходства над предметом.

Нижний или низкий ракурс — камера находится ниже предмета съемки — визуально делает объект большим и впечатляющим, подчеркивает значимость, передает восхищение.

Диагональный ракурс — объект снимается под углом и в вертикальной, и в горизонтальной плоскости — придает снимку динамику и энергию, в центре внимания — детали.  

Для предметной съемки чаще всего используют диагональный и верхний ракурс: кадр вмещает несколько объектов и передает объем, детали.

Техники макросъемки для мелких предметов

Для большей детализации предметов используют макросъемку. Для нее наиболее характерны диагональный и верхний с небольшим углом и высотой ракурсы.

Макросъемка не терпит тряски, поэтому установите камеру на штатив. Это поможет получить четкие и резкие снимки.

Чем ближе камера и фотограф к объекту — тем меньше на него падает света. Потому используйте больше источников и применяйте такие схемы освещения, чтобы камера не создавала тень. Шума на кадре будет меньше.

Используйте режим макросъемки на камере или приобретите макрообъектив — получатся качественные изображения с высокой детализацией.

Уделите внимание композиции — поэкспериментируйте. То, что сработает в обычной предметной съемке не будет выигрышно смотреться на макрокадре.

Работа с отражениями и блестящими поверхностями

При съемке блестящих предметов — металлических, драгоценных, стеклянных, объектов с глянцевым покрытием — важно правильно подбирать и фон, и схему освещения и угол съемки. Возникающее отражение от предмета или блики на нем можно использовать в своих интересах, создавая необычные сочетания.

Если все-таки стоит задача сделать блики более мягкими, то используйте отражатели или диффузоры — рассеивают жесткий, направленный свет, делают его мягче, создавая эффект естественного освещения.

Чтобы полностью избавиться от нежелательных бликов и отражений, применяйте поляризационный светофильтр. Он способен «убрать» отражения даже на лобовом стекле автомобиля. Если необходимо добиться глубокого фона без бликов, используйте бархат. Он поглощает свет и не дает световых рефлексов.

Постобработка снимков: базовые шаги

Необходимый минимум в обработке снимков:

  1. Выровнять тональность, сбалансировать тени, средние тона и светлые участки. Здесь поможет работа с кривыми и локальное применение инструментов «Осветление», «Затемнение» и «Впитывание».
  2. Убрать мелкие отвлекающие элементы или несовершенства с помощью точечной коррекции — пылинки, царапины, пятна. Используйте инструменты «Штамп», «Клонирование» или «Пипетку» и «Кисть».
  3. Баланс белого и цветокоррекция устраняют нежелательные оттенки, создает естественный цветовой баланс. Также борются с недостаточной насыщенностью цветов, освещением, избыточной яркостью или неправильной цветопередачей.

Все эти инструменты есть в в основных программах, используемых в индустрии: Adobe Photoshop, Adobe Lightroom, Luminar AI, GIMP.

Ошибки начинающих в предметной съемке и как их избежать

Начинающие фотографы допускают ошибки в предметной съемке и на этапе продумывания кадров и композиций, и на этапе настройки оборудования, иногда промахи случаются и во время ретуши. В чем чаще всего ошибаются, создавая предметную съемку?

  1. Пересвеченные снимки и недостаточная контрастность. При высокой экспозиции кадр выглядит блеклым и невыразительным, детали теряются.

    Экспериментируйте с настройками экспозиции, но если съемку проводите в автоматическом режиме, то при прибегните к экспозиционной компенсации — это скорректирует яркость снимка. 

  2. Неправильная композиция и отсутствие фокуса на главном.

    Если предмет получился размытым, то смените автоматический фокус камеры на ручной. Не забывайте про правило третей, искусственно делая акцент на важном.

  3. Проблема с декорациями.

    Избегайте захламления кадра — вокруг главного объекта не должен царить хаос. При этом отсутствие декораций и «пустой» кадр будет скучным и примитивным. Найдите баланс.

Полезные аксессуары и хитрости для улучшения результатов

Для улучшения результатов съемки можно приобрести дополнительное оборудование: 

  • Софтбокс — насадка на источник света. Создает мягкий рассеянный свет без резких бликов.
  • Отражатель или рефлектор — создает равномерное освещение и уменьшает тени на объекте съемки.
  • Дистанционный спуск — помогает снимать на расстоянии.
  • Фильтры — насадки на объектив камеры. Придают кадру нужный оттенок, смягчают свет, отсекают лишнее.
  • Вспышка или импульсный фотоосветитель — добавляет дополнительное освещение в условиях недостаточного света.
  • Системы крепления и монтажа — надежно фиксируют объекты и камеру в пространстве, на разной высоте и ракурсах. Например, при создании эффекта парения предмета.
  • Фоны — разноцветные и текстурные фоны создадут нужный визуальный эффект и настроение кадра.

Советы и лайфхаки для съемки предметов

  1. Используйте реквизит. Он помогает показать область применения предмета, его характер. Иногда реквизит можно использовать как ассоциацию для передачи философии бренда.

  2. Используйте заполняющий свет в освещении для предметной съемки — он выделяет все детали и текстуры предмета, помогает контролировать контрастность изображения и предотвращает переосвещение или затемнение объекта.

  3. Используйте красочные фоны. Они придадут настроение и характер снимкам. К тому же стандартный белый фон сделает снимок похожим на мокап.

  4. Снимайте в формате RAW. Он облегчит последующую обработку снимка и даст кадр в более высоком качестве.

  5. Ищите детали и реквизит вне дома. Для разнообразия можно использовать лесной мох, уличный асфальт, траву с газона и многое другое, на что хватит фантазии.


Базовые знания композиции, законов светотени и фотоискусства и практика в этом направлении даст больше возможностей для творчества и разнообразия подходов к созданию собственных проектов. 


3220
0

Подпишитесь на еженедельный
дайджест

Редакция отбирает лучший контент за неделю и отправляет его на вашу почту

Cпасибо за подписку!

Письмо с подтверждением отправлено на адрес . Если вы не можете найти письмо во входящих, проверьте папку спама

Рекомендации

только для зарегистрированных
только для зарегистрированных
Подтвердите действие
Точно?
Сообщение
Текст
Подтвердите действие