Основы предметной фотосъемки помогают дизайнеру визуализировать, сфотографировать и презентовать идеи, результаты работы — от айдентики на визитках и мерче до разработанного стула и интерьера.
Основы предметной съемки: что нужно знать
Виды предметной фотосъемки
- Lifestyle (иногда — интерьерная) — съемка, где предметы представлены в интерьере. Формат помогает визуализировать товар у себя дома и сравнить габариты, цветовое сочетание. Lifestyle-фото чаще всего используют в социальных сетях и на сайтах, в качестве рекламного баннера и в карточках товара.
- Каталожная съемка — предметы снимаются на однотонном (чаще — белом или черном) фоне с минимальным дополнительным реквизитом. Кадры используют для интернет-каталогов и карточек товаров.
- Имиджевая съемка — полученные фотографии доносят до покупателя философию бренды и идею продукта. Предметы снимаются с дополнительным реквизитом, цветным фоном. Кадры публикуют в социальных сетях, сайтах, иных площадках присутствия бренда.
- Still life — натюрморт, предметный стайлинг без участия людей.
- Food-фотография — съемка привлекательных натюрмортных фотографий еды. Показывает блюдо, его особенности, иногда — процесс приготовления или ингредиенты.
- Flatlay-фотография — фото-композиция из предметов, которые выложены на горизонтальную поверхность. Камера установлена сверху, параллельно предметам.
Подготовка к предметной съемке дома
Чтобы фотосъемка удалась, а кадры действительно получились ценными и применимыми, заранее подготовьтесь.
Во-первых, разработать мудборд — визуализировать настроение, характер, цветовую гамму будущих кадров.
Во-вторых, подобрать референсы — опорные визуальные идеи или решения, которые помогут решить задачу. Можно подобрать референсы по свету, цвету, композиции, деталям. Но не копируйте полностью чужой кадр — используйте его для вдохновения и как основу для доработки.
В-третьих, подготовить чек-лист — список задач, реквизита для съемки, оборудования.
Выбор оборудования для домашней фотостудии
Покупать специальную камеру для предметной фотосъемки в домашних условиях не стоит. Для тренировок или разовых задач подойдет то, что уже есть — камера смартфона или старого фотоаппарата.
Тем более, особых, жестких требований к камере нет — результат зависит от настроек камеры, выстроенного освещения и выбранного фона.
Помните, если вам нужны кадры для портфолио или интернет-каталога — подойдет смартфон, если задача — снимки для крупноформатной печати, журнала, необходима камера с высоким разрешением.
Если же у вас есть или вы намерены приобрести камеру, то к ней необходимо подобрать правильный объектив. Лучший вариант — длиннофокусный макрообъектив. Дополнительно — более широкоугольный объектив.
Минимальный набор для профессиональной студийной съемки состоит из комплекта импульсного освещения, светорассеивающих насадок и белого предметного стола. Но для домашней фотосъемки арсенал оборудования меньше. Помимо камеры для удобства предметной съемки понадобится:
- Штатив — обеспечивает стабильность положения камеры. Кадры будут четкими, не размытыми. Самым устойчивым считается штатив-тренога.
- Лайткуб или фотобокс — заменяет одновременно предметный стол и рассеивающую насадку.
- Прозрачная полка для лайткуба — на ней стоит фотобокс. Подставка должна быть прозрачной, чтобы пропускать свет от нижнего источника.
- LED-свет — источник света, который использует светодиоды, может заменить импульсный источник. Идеально — три источника света, допустимо два.
Лайткуб или предметный стол можно заменить подручными средствами.
Например, альтернатива стола — лист белого картона большого размера или ватман. Его надо разметить на широкой поверхности (например, подоконнике или столе, придвинутом к стене) и с помощью опоры создать переход поверхностей.
Фитобокс можно сделать и собственными руками — из картонной коробки, оклеенной белой бумагой. Обложка книги, ткань платья, чистый подоконник или коробка для хранения вещей также можно сделать фоном.
Освещение для предметной фотографии в домашних условиях
Цветовая температура источников света должна быть одинаковой. Если не соблюсти это правило, то гармония снимка нарушится — одна сторона предмета будет холодных оттенков, другая — теплых. Отретушировать дефект будет сложно.
Стандартные цветовые температуры для светодиодных светильников:
- 1500K–3500K — теплый белый желтого оттенка.
- 3500K–5200K — нейтральный или дневной белый.
- 5200K–6500K — холодный белый синеватых оттенков.
Идеально для съемки использовать три источника света: главный — дает основной, рисующий свет, заполняющий — подсвечивает тени, чтобы они не были слишком темными, резкими, дополнительный — подсвечивает фон, создавая эффект глубины кадра.
Схемы с одним источником освещения
Единственный источник света — норма, если резкие тени допустимы и, например, передают характер.
Если использовать естественный свет от окна, то предмет следует поставить на стол и посмотреть на него с разных ракурсов для определения самого красивого светового рисунка. Используйте штатив и длинную выдержку.
Если у вас искусственный источник света, разместите его сбоку и сверху от объекта. Чтобы смягчить тени — расположить отражатель с противоположной стороны от источника света.
Чтобы создать контровое освещение, разместите источник света за предметом — передаст объем предмета, но затемнит его переднюю часть. Высветлить ее поможет отражатель.
Схемы с двумя источниками освещения
Разместите источники света по диагонали: главный направлен на предмет, дополнительный — на фон. Первый создаст мягкий рисующий свет, второй — заполняющий, который добавит объема. Основной источник света можно расположить выше предмета, дополнительный — на уровне объекта.
Оба источника света, выставленные по диагонали, можно направить на предмет. Тогда главный источник света, установленный впереди слева создаст рисующий свет, дополнительный источник, расположенный сзади справа, — «контровой» свет и добавит объем.
Оба источника света направьте на предмет с разных сторон под ракурсом три четверти на уровне или выше объекта.
Источники света поставьте слева и справа под углом ~90° относительно предмета. Оба источника создают заполняющий мягкий свето-теневой рисунок.
Схемы с тремя источниками освещения
Установите два источника света спереди от предмета под ракурсом три четверти, третий — по диагонали от одного из передних, направив его на предмет.
Если направить третий источник на фон, то получится фоновый свет, создающий больший контраст между объектом и задним планом.
Третий источник света может подсветить предмет или фон снизу.
Экспериментируя со схемам, используйте цветовые фильтры для источников света — Например, синий и розовый или красный, зеленый и красный, желтый и синий или фиолетовый, синий и фиолетовый и другие.
Фон для предметной съемки: варианты и рекомендации
Грамотно подобранный фон для предметной съемки не будет отвлекать от самого объекта, а дополнит сюжет.
Лучше сохранять фон простым, приятным, без кричащих акцентов. Он должен быть контрастным с главным объектом съемки или дополняющим — тех же цветовых оттенков, что и объект.
Существует две стандартные цветовые схемы, которые можно применить при выборе фона предметной фотографии:
-
Система валёров — градация цвета от светлого к темному. Понятия пришло из живописи и обозначает технику, когда один цвет размывается от темного к светлому.
- Комплиментарные цвета — противоположные на цветовом круге, создают контраст между предметом и фоном.
Есть еще несколько правил:
- Фотофон должен быть матовым. Он не вызовет появление ненужных бликов.
- Текстурный фон лучше использовать при съемке более крупных предметов и, когда в кадре планируется показать больше пространства.
- Используйте влагостойкий материал фотофона — он дольше остается презентабельным и легко чистится.
Композиция и расстановка объектов
Выстраивать композицию можно по правилу третей.
Разделите кадр на три равные части по вертикали и горизонтали. Предметы, которые расположены в точках пересечения — акценты кадра, на них в первую очередь обращает внимание зритель. В настройках камеры есть возможность отображать сетку — она поможет применять правило на практике.
В симметричной композиции главный объект расположен строго в середине кадра, разделяя его пополам. Такая композиция создает ощущение неподвижности и покоя.
Ассиметричная композиция (в том числе и диагональная) показывает движение, динамику — здесь главный предмет в большей степени находится в одной из третей кадра.
Имеют значение и ракурсы.
Фронтальный — угол съемки, когда камера расположена прямо напротив объекта под прямым углом — отображает объект естественно и нейтрально.
Верхний или высокий ракурс — камера находится выше объекта съемки — делает полный обзор объекта, создает ощущение простора и свободы. Если высота подъема камеры малая, то передает ощущение контроля или превосходства над предметом.
Нижний или низкий ракурс — камера находится ниже предмета съемки — визуально делает объект большим и впечатляющим, подчеркивает значимость, передает восхищение.
Диагональный ракурс — объект снимается под углом и в вертикальной, и в горизонтальной плоскости — придает снимку динамику и энергию, в центре внимания — детали.
Для предметной съемки чаще всего используют диагональный и верхний ракурс: кадр вмещает несколько объектов и передает объем, детали.
Техники макросъемки для мелких предметов
Для большей детализации предметов используют макросъемку. Для нее наиболее характерны диагональный и верхний с небольшим углом и высотой ракурсы.
Макросъемка не терпит тряски, поэтому установите камеру на штатив. Это поможет получить четкие и резкие снимки.
Чем ближе камера и фотограф к объекту — тем меньше на него падает света. Потому используйте больше источников и применяйте такие схемы освещения, чтобы камера не создавала тень. Шума на кадре будет меньше.
Используйте режим макросъемки на камере или приобретите макрообъектив — получатся качественные изображения с высокой детализацией.
Уделите внимание композиции — поэкспериментируйте. То, что сработает в обычной предметной съемке не будет выигрышно смотреться на макрокадре.
Работа с отражениями и блестящими поверхностями
При съемке блестящих предметов — металлических, драгоценных, стеклянных, объектов с глянцевым покрытием — важно правильно подбирать и фон, и схему освещения и угол съемки. Возникающее отражение от предмета или блики на нем можно использовать в своих интересах, создавая необычные сочетания.
Если все-таки стоит задача сделать блики более мягкими, то используйте отражатели или диффузоры — рассеивают жесткий, направленный свет, делают его мягче, создавая эффект естественного освещения.
Чтобы полностью избавиться от нежелательных бликов и отражений, применяйте поляризационный светофильтр. Он способен «убрать» отражения даже на лобовом стекле автомобиля. Если необходимо добиться глубокого фона без бликов, используйте бархат. Он поглощает свет и не дает световых рефлексов.
Постобработка снимков: базовые шаги
Необходимый минимум в обработке снимков:
- Выровнять тональность, сбалансировать тени, средние тона и светлые участки. Здесь поможет работа с кривыми и локальное применение инструментов «Осветление», «Затемнение» и «Впитывание».
- Убрать мелкие отвлекающие элементы или несовершенства с помощью точечной коррекции — пылинки, царапины, пятна. Используйте инструменты «Штамп», «Клонирование» или «Пипетку» и «Кисть».
- Баланс белого и цветокоррекция устраняют нежелательные оттенки, создает естественный цветовой баланс. Также борются с недостаточной насыщенностью цветов, освещением, избыточной яркостью или неправильной цветопередачей.
Все эти инструменты есть в в основных программах, используемых в индустрии: Adobe Photoshop, Adobe Lightroom, Luminar AI, GIMP.
Ошибки начинающих в предметной съемке и как их избежать
Начинающие фотографы допускают ошибки в предметной съемке и на этапе продумывания кадров и композиций, и на этапе настройки оборудования, иногда промахи случаются и во время ретуши. В чем чаще всего ошибаются, создавая предметную съемку?
-
Пересвеченные снимки и недостаточная контрастность. При высокой экспозиции кадр выглядит блеклым и невыразительным, детали теряются.
Экспериментируйте с настройками экспозиции, но если съемку проводите в автоматическом режиме, то при прибегните к экспозиционной компенсации — это скорректирует яркость снимка. -
Неправильная композиция и отсутствие фокуса на главном.
Если предмет получился размытым, то смените автоматический фокус камеры на ручной. Не забывайте про правило третей, искусственно делая акцент на важном. -
Проблема с декорациями.
Избегайте захламления кадра — вокруг главного объекта не должен царить хаос. При этом отсутствие декораций и «пустой» кадр будет скучным и примитивным. Найдите баланс.
Полезные аксессуары и хитрости для улучшения результатов
Для улучшения результатов съемки можно приобрести дополнительное оборудование:
- Софтбокс — насадка на источник света. Создает мягкий рассеянный свет без резких бликов.
- Отражатель или рефлектор — создает равномерное освещение и уменьшает тени на объекте съемки.
- Дистанционный спуск — помогает снимать на расстоянии.
- Фильтры — насадки на объектив камеры. Придают кадру нужный оттенок, смягчают свет, отсекают лишнее.
- Вспышка или импульсный фотоосветитель — добавляет дополнительное освещение в условиях недостаточного света.
- Системы крепления и монтажа — надежно фиксируют объекты и камеру в пространстве, на разной высоте и ракурсах. Например, при создании эффекта парения предмета.
- Фоны — разноцветные и текстурные фоны создадут нужный визуальный эффект и настроение кадра.
Советы и лайфхаки для съемки предметов
-
Используйте реквизит. Он помогает показать область применения предмета, его характер. Иногда реквизит можно использовать как ассоциацию для передачи философии бренда.
-
Используйте заполняющий свет в освещении для предметной съемки — он выделяет все детали и текстуры предмета, помогает контролировать контрастность изображения и предотвращает переосвещение или затемнение объекта.
-
Используйте красочные фоны. Они придадут настроение и характер снимкам. К тому же стандартный белый фон сделает снимок похожим на мокап.
-
Снимайте в формате RAW. Он облегчит последующую обработку снимка и даст кадр в более высоком качестве.
-
Ищите детали и реквизит вне дома. Для разнообразия можно использовать лесной мох, уличный асфальт, траву с газона и многое другое, на что хватит фантазии.
Базовые знания композиции, законов светотени и фотоискусства и практика в этом направлении даст больше возможностей для творчества и разнообразия подходов к созданию собственных проектов.