maryco design studio
maryco design studio
5 мин. читать
8846 показов
2047 открытий

Шрифтовая шпаргалка: от классических правил типографики до трендовых инструментов

60% успеха дизайн-проекта заключается в грамотном подборе шрифта, потому что именно он выполняет одну и ключевых функций — общение с аудиторией через слова. Часто дизайнеры недооценивают, как важно развивать навыки работы со шрифтом и не учат базу, из-за чего проседают их скиллы, глубина подхода и уровень качества проектов. Правила типографики варьируются в зависимости от научного источника и требований разных типографий — команда дизайн-студии maryco рассказала, какие из них, действительно, пригодятся в ежедневной работе и как их применять.

«Это база»: разбираем основы шрифтовой грамотности

Чтобы экспериментировать со шрифтами и придумывать необычные приёмы, нужно освоить базовые правила. Они являются частью обучения по профессии, и их можно найти в открытом доступе, например, в журнале TypeToday. Мы прокомментируем ключевые:

Интерлиньяж наборного текста зависит от того, для какого носителя сделан наш дизайн — цифрового или печатного, а также от шрифта и его плотности, кегля, длины строки и других параметров. При этом, опираясь на бест практис, оптимальный интерлиньяж 120-160%. Для печатных носителей — 90-120%.

Длина строки в среднем должна быть от 58 до 72 символов вместе с пробелами и запятыми. Это идеальный вариант, при котором человек легко прочитает текст и его глаза не устанут. Так, чтобы читателю было комфортно, дизайнеру стоит заморочится и, действительно, проверить количество символов, особенно если он начинающий дизайнер :)

— Лучше всего основные правила работы с пунктуацией в русском языке описаны в памятке Ria rules авторства Ильи Рудермана. Советуем выучить их постоянно повторять и практиковать. Потом вы заметите, что даже банальный выбор формата кавычек перестанет быть для вас вопросом и в ежедневном письменном общении, что уж говорить о дизайн-проектах. Это «жирный плюс, когда ты устраиваешься на работу в крупную студию, потому что арт-директора, как правило, обращают внимание на мелочи, а умение обращаться с типографикой (даже в смс-сообщениях) профессионалу видно невооруженным глазом.

— Что касается переноса слов, то стоит запомнить, что все союзы и предлоги переносятся на следующую строку. Исключения — это части сложных предлогов и наречий, например, «что-то» или «какой-нибудь». Однако, здесь нужно смотреть на контекст — иногда ради красоты и целостности можно пренебречь этим правилом, но это очень редкое исключение. А вот тире всегда остается на строке выше и переносится только вместе со словом.

— Обращайте внимание на «вдов» — это одно слово на целой строке в конце абзаца или очень короткая строка в конце текста или страницы. А также на «сироток» — это висячая строка, которая попадает на начало новой страницы или колонки. Их нужно избегать. Например, если у нас есть блок текста, и в конце одно маленькое слово, то нужно «подбить» весь блок кернингом. То же самое стоит сделать, если на следующую страницу переходит пара строчек предыдущего. В любом случае, на текст важно смотреть, как на композиционные блоки, чтобы они оставались целостными, а не рваными.

Это правило является аксиомой для печатных- и диджитал-носителей, но что касается веб, к сожалению, мы не можем учитывать все нюансы и иногда жертвуем правилами типографики, хотя и там существует много инструментов для работы с ней.

— К «висячей пунктуации» относятся, например, кавычки или длинное тире — пунктуация по краям слов. Верное решение — «включать» висячую пунктуацию в строку, тогда у нас образуются визуально ровные края. Это называется оптической компенсацией. За линию набора слева выносятся кавычки, скобки, буллиты. За линию набора справа (когда край ровный) — кавычки, скобки, точки, запятые.

— Ну и конечно, необходимо следить за читабельностью текста. Это из важных критериев качества текста в проекте, который с опытом можно быстро определять «визуально». Если дизайнер выбрал мелкий шрифт в рамках конкретного макета, и его трудно разглядеть без усилий — это просто не будет работать для читателя.

5 советов: как выбирать шрифты для проекта?

— Прежде всего, нужно понимать, о чем ты пишешь, в каком объёме. В зависимости от этого выбирать шрифт. Например, в статье важно, чтобы человеку было максимально легко её прочитать, там не нужны замороченные шрифты. А вот если ты дизайнишь плакат, то можешь покреативить, чтобы произвести эффект «вау».

— Ещё нужно быть аккуратными с трендовыми шрифтами. В одно время таким был Montserrat, и многие дизайнеры использовали его, не задумываясь, подходит он под идею проекта или нет. Такая ошибка может привести к потере уникальности бренда, а значит, шрифт не выполняет свою функцию.

Используйте лицензии и не скачивайте шрифты из ВКонтакте :) Есть шрифты, которые доступны к персональному использованию, тогда можно их юзать в своем блоге, но не в коммерческих целях. Если MyFonts ушли из России, это не значит, что там нельзя купить шрифты — можно, например, в шрифтовых студиях: TypeToday и здесь, TypeType, Paratype, Brownfox и Typefaces.

— Если вы набираете текст на русском языке, используйте шрифты с хорошей кириллицей (а не болгарицей, например :) Где все буквы построены правильно. У TypeToday есть крутая подборка на этот счёт.

— Когда вы выбрали один шрифт, подумайте, как он будет мэтчиться с другими. Например, если мы берем акцидентные и наборные, то стоит аккуратно их «свести», чтобы где-то были открытые буквы, а где-то закрытые. Или поработать на контрасте — где одна часть будет акцидентная и привлекать внимание, а вторая — максимально простая и читабельная.

Инструменты, которые помогут оптимизировать работу с типографикой

Все теоретические правила типографики важно знать и уметь применять в своей работе. При этом, в 2023 году существуют разные инструменты, которые автоматизируют этот процесс. Делимся любимчиками:

— Плагин Figma SBOL Typograph. Он сделает всю «грязную» работу за дизайнера, а именно: заменит букву «е» на «ё» в словах, где она должна употребляться, расставит неразрывные пробелы, уберёт висячие предлоги и союзы, исправит кавычки.

— Инструмент Типограф от Студии Лебедева подойдёт для работы с сайтами: он приведёт в порядок экранную типографику, например, заменит тире на дефисы или поправит кавычки.

— Сервис Орфограммка поможет расставить пунктуацию и поправить орфографию на нужном отрезке текста.


Студия графического дизайна maryco

Дизайн-сообщество в Telegram

8846

Подпишитесь на еженедельный дайджест с лучшими материалами

Каждый понедельник редакция отбирает и отправляет по почте самые интересные и полезные материалы за неделю.

Cпасибо за подписку!

Теперь каждый понедельник вам будет приходить на почту дайджест. Никакого спама, обещаем!

Читать ещё

Лучшее

Похожее

только для зарегистрированных
только для зарегистрированных
Подтвердите действие
Точно?
Сообщение
Текст
Ошибка загрузки файла
Рекомендуем {optim_res}px или больше. Вес файла не более 5МБ. Вы можете загрузить изображение в формате JPG, JPEG, HEIC, PNG или GIF.
Подтвердите действие