Обратились к экспертам в графическом и веб-дизайне, чтобы узнать, что происходит на рынке — и на что рассчитывать тем, кто осваивает профессию или развивается в ней.
В разработке материала помогли:
- Влада Цимбрикова — дизайнер и арт-директор в приложении Instories, наставница курсов «Графический дизайнер» и «Моушн-дизайнер» центре Яндекс Практикума.
- Анна Денисенко — дизайнер, основательница бюро Logo & Space, эксперт курса «Графический дизайнер» в Яндекс Практикуме.
Растёт спрос на кросс-функциональность
Чёткие определения направлений в дизайне не уходят в прошлое, но точно становятся менее строгими. Например, от графических дизайнеров всё чаще ждут навыков работы как с аналоговыми, так и с диджитал-носителями, умения создавать анимации, делать моушн-дизайн и верстать лендинги.
Этот тренд исходит не только от работодателей — осваивать широкий набор навыков естественно и для самих дизайнеров.
Когда-то можно было себе представить специалиста, который захочет заниматься, допустим, только брендингом. Сейчас это будет не интересно — ни заказчикам, ни, скорее всего, самим дизайнерам
Также растёт спрос на специалистов со смежными навыками, которые обычно не входят в скилсет дизайнера. Например, на людей с экспертизой в шелкографии, сложной допечатной подготовке или других узких и прикладных дисциплинах.
Нейросети — уже не тренд, но они с нами навсегда
Нейросети не заменили людей, но точно упростили им работу. Умение пользоваться моделями искусственного интеллекта — важный навык для современного графического или веб-дизайнера, при этом выбор конкретных инструментов не так важен. Это могут быть как популярные Midjourney со Stable Diffusion, так и узкоспециализированные сервисы, которые генерируют иконки, 3D-объекты или другие элементы дизайна. Освоить основные 10 нейросетей, который помогут усилить порфтолио можно на курс «Нейросети для дизайна» Яндекс Практикума.
Здорово, если навык работы с нейросетями подтверждён каким-нибудь сертификатом или сложным рабочим кейсом. Для работодателя это значит, что вы точно знаете, что такое промптинг, понимаете разницу между разными ИИ-моделями и можете использовать их в работе.
Умение пользоваться нейросетями важно не только для работодателей. В работе современного дизайнера в принципе много задач, которые можно поручить искусственному интеллекту. Например, ИИ-ассистенты могут создать конспект встречи с заказчиком, помочь в генерации идей или сгенерировать текст для вставки в мокап или интерфейс сайта для презентации.
Есть и альтернативная точка зрения: нейросети — это тренд прошлых лет, который идёт на спад.
Год назад все были в восторге от нейросеток. Умение ими пользоваться запрашивали везде, и все срочно этому учились. Сейчас дизайнеры и работодатели увидели конечность этого продукта и поняли, что искусственный интеллект не изменит будущее, а у нейросетей есть как плюсы, так и минусы
Согласно исследованию Solar Staff, в том или ином формате нейросетями пользуются больше половины опрошенных дизайнеров. Лидером стал ChatGPT, который применяют в работе 66,6% специалистов, а второе место занимает Midjourney.
Софтскилы не менее важны, чем хардскилы
В 2025 году у дизайнеров есть множество возможностей освоить хардскилы: научиться создавать брендинг и логотипы, верстать лендинги и интерфейсы, работать с композицией и типографикой. При этом эксперты, нанимающие начинающих дизайнеров в команды, отмечают, что хардскилы редко играют роль при найме. Скорее, это необходимая база, без которой трудно пройти первичный отбор или составить приличное портфолио.
Когда я нанимаю джунов, я почти никогда не смотрю на их хардскилы, ведь подтянуть необходимые навыки часто можно уже на проекте. Но если человек спорит, жалуется на правки после 18:00 или боится новых задач, то это точно станет проблемой
Вот на что ещё обращают внимание работодатели.
- Навык самопрезентации. Кейсы и портфолио — это лишь часть презентации дизайнера. Не менее важно уметь рассказывать о своей работе и представлять её в выгодном свете, причём чем лаконичнее, тем лучше. Вершина совершенства — elevator pitch, метод, при котором вы рассказываете о кейсе за время средней поездки на лифте.
Каким бы сильным ни был ваш дизайн, какой в нём толк, если вы не сможете презентовать его заказчику за 20 секунд?
- Самостоятельность. Дизайнерам без опыта важно нести ответственность за свою часть работы, самостоятельно оценивать сроки выполнения задач и прямо говорить о сложностях.
- Умение говорить о дизайне. Не все дизайнеры умеют давать конструктивную обратную связь о проектах друг друга. Важно не только уметь отличать качественный дизайн от некачественного, но и уметь объяснить, что именно делает его тем или другим.
Не все дизайнеры хотят стать арт-директорами, но всем одинаково важно уметь излагать свои мысли за рамками «красиво» и «некрасиво». Взаимный обмен обратной связью и правками повышает общий уровень команды»
- Навык общения в команде. Новички не должны создавать препятствий в работе с другими людьми. Хорошо, если даже при небольшом опыте джуниоры начинают делиться идеями и помогать стажёрам.
Дизайнеров возвращают с удалёнки
Ведущие диджитал-компании возвращают людей в офисы: Zoom вводит два обязательных дня на месте, Microsoft приходит к формату 50/50, а Amazon отменяет удалёнку как таковую.
Такая политика не во всех компаниях, но встречается всё чаще. Хуже всего, что если тебя обяжут приходить в офис два раза в неделю, ты уже привязан к стране и городу, в котором находишься
В компаниях поменьше тренд не так заметен — найти предложение с удалённой работой для дизайнера всё ещё реально. Но тенденция всё же прослеживается.
Зарплаты в сфере растут
Зарплаты графических и веб-дизайнеров растут от года к году. Так, по данным «Банки.ру», джуниоры в графическом дизайне в среднем зарабатывают 53 000 рублей, мидлы могут рассчитывать на 87 000 рублей, а синьоры — на 124 000 рублей. Веб-дизайнеры, по данным портала «Работа.ру», зарабатывают до 136 000 рублей, средняя зарплата в профессии — 66 000, а минимальная — 24 000 рублей.
Опыт некоторых экспертов говорит о более высоких зарплатах в сфере.
Я бы сказала, что крепкие джуниор-специалисты могут зарабатывать 40–80 тысяч рублей, мидл-дизайнеры — 100–150 тысяч, а синьоры — вплоть до 350
При этом есть множество факторов, которые влияют на уровень зарплат наравне с грейдом.
- Чтобы рассчитывать на зарплату на уровне рынка, дизайнеру важно собрать сильное портфолио, отлично владеть как хард-, так и софтскилами.
- У каждой компании свой подход к грейдам. Если в одной джуниорами считают дизайнеров без опыта коммерческой работы, то в других — специалистов хотя бы после года стажировки или работы на фрилансе. Также могут отличаться требования к мидлам и синьорам.
- Уровень зарплат сильно варьируется от страны к стране и от города к городу. Например, в Москве мидл-дизайнер может получать такую же зарплату, как синьор в небольшом российском городе.
Работодатели становятся требовательнее
Вместе с зарплатами растут и требования к дизайнерам. Например, кроме знания нейросетей, кросс-функциональности и развитых софтскилов, среди требований к дизайнерам появился навык визуального исследования. Если раньше было достаточно умения составлять мудборды, то теперь работодатели ожидают, что дизайнеры смогут детально продумывать реакции зрителя, рассматривать дизайн в контексте и структурированно обосновывать свои решения точными референсами исходя из задачи.
Также работодатели рассчитывают на IT-грамотность дизайнеров. Если вы работаете с цифровыми носителями, то вам необходимо знать их особенности и ограничения, ориентироваться в форматах видео и основах рендеринга, понимать, как работает код сайта. Писать программы пока ещё не нужно — но дистанция между дизайнерами и разработчиками точно стала чуть короче.
Рост требований связан с ростом конкуренции. Эксперты — дизайнеры и нанимающие менеджеры — отмечают, что откликов на вакансии с каждым годом приходит всё больше, и если раньше позиция закрывалась за пару месяцев, то сейчас для этого достаточно трёх недель, значительная часть из которых уходит на отсев кандидатов по портфолио.
Несмотря на конкуренцию, у начинающих дизайнеров есть все шансы найти работу. Эксперты объясняют свой оптимизм тем, что работодателей тоже стало много, они более вдумчиво относятся к дизайну и чаще ищут конкретных людей под свои цели.
Конкуренция точно выросла. Но и работодатели больше ценят дизайн, потому что видят, как он помогает выполнить цели бизнеса. Я бы не советовала бросаться на всё подряд. Если сможешь найти своё поле и стать в нём одним из лучших — мэтч с работодателем будет вопросом времени
С учётом возросшей конкуренции эксперты рекомендуют закладывать на поиск работы полтора месяца: по паре недель на отклики, тестовые задания и собеседования. Но это оптимистичный сценарий с учётом того, что у дизайнера продуман ключевой элемент для найма — портфолио.
Портфолио — залог успеха
Больше 90% кандидатов на популярных позициях отсеиваются по портфолио. Это значит, что без него хард- и софтскилы становятся неважными: в условиях высокой конкуренции дизайнеры просто не дойдут до тестового задания или интервью.
Чтобы пройти отбор по портфолио, нанимающие дизайнеры рекомендуют уделить внимание трём критериям.
- Количество проектов. Идеальное количество — от трёх до пяти работ. Если их больше, то какие-то неизбежно будут выглядеть хуже на фоне других и испортят общее впечатление.
- Выбор проектов. Проекты должны быть связаны с бизнесом работодателя и спецификой конкретной позиции. Например, нет смысла показывать лендинги, если фокус в опубликованной вакансии — на айдентику и брендинг.
«Самое важное для работодателя при выборе — то, как вы справитесь с его задачами. Убедитесь, что портфолио это показывает. Просто красивые картинки в этом не помогут
- Наличие реальных проектов. В настоящей практике дизайнера всегда есть ограничения, связанные с бюджетом, носителями, фирменным стилем или специфическими ожиданиями заказчика (или что хуже — их полным отсутствием). Даже идеальные проекты в вакууме не показывают, как специалист справляется с работой в таких сложных условиях.
Сильное портфолио — первое, что стоит продумать при трудоустройстве. С ним вы сможете обойти большинство других кандидатов ещё до собеседования. При этом эксперты рекомендуют избегать излишней самокритичности и перфекционизма.
Есть дизайнеры, которые могут два года доделывать портфолио в погоне за идеалом. Это потерянное время. Портфолио всегда будет недостаточно хорошим, полным или актуальным
С учётом параллельной работы на создание качественного портфолио стоит заложить пять-шесть месяцев. Этого должно быть достаточно, чтобы проработать кейсы и оформить их на Behance.
Если вы хотите начать путь в графическом или веб-дизайне, структурировать свои знания или пополнить портфолио, присмотритесь к курсам «Графический дизайнер» или «Веб-дизайнер» в Яндекс Практикуме.
Программы отвечают требованиям времени: на них вы будете развивать как хард-, так и софтскилы, пройдёте модуль по работе с нейросетями и проработаете портфолио с учебными и реальными проектами в Мастерской Практикума. У обоих курсов есть бесплатные вводные части — они помогут оценить обучение и принять решение.
А если вы ещё не знаете, каким дизайнером стать, пройдите бесплатный курс «Какую профессию выбрать в дизайне». За два часа вы познакомитесь с основными направлениями, поймёте, чем занимаются графические и веб-дизайнеры, дизайнеры интерфейсов и дизайнеры в IT, — и узнаете, как стать одним из них.