Alfa Digital
Alfa Digital
8 мин. читать
224 показа
40 открытий

Точка касания, или Как выстроить коммуникацию между командами внутри компании

Работа в крупных компаниях — это не только ДМС, пицца по четвергам и корпоративный мерч. Это большой поток информации, связанный и не очень с дизайном. Дейлики, ретро, грумминги, синки между командами, общие встречи дизайнеров, один-на-одины, дизайн-ревью, регулярные отчётные мероприятия и, конечно же, переписки в бесконечных чатиках.

Несмотря на расхожее мнение, крупные компании постоянно претерпевают множество внутренних изменений. Какие-то носят локальных характер, другие же влияют на работу компании в целом.

Дизайнер должен быть сосредоточен на проектировании, а, как водится, это задачка с большим количеством неизвестных. Чтобы начать работу, нужно подсобрать изрядное количество информации. Что-то можно раскопать в разного рода документации, что-то подскажут коллеги по команде, другие дизайнеры, менеджеры, представители бизнеса, а какие-то гипотезы можно происследовать на конечных пользователях.

В крупных компаниях работа над проектом может длиться несколько месяцев или даже лет. Посему документация устаревает, а носители знаний попросту выходят из команд.

Помимо информации важно иметь под рукой все инструменты для решения задачи, например, Figma, Framer или Miro. Дизайн-система — как раз один из таких инструментов. В случае Альфа-Бизнес команда дизайн-системы поддерживает более 100 команд силами двух дизайнеров, четырёх фронтовых разработчиков, владельца продукта и меня, дизайн-лида канала.

В статье я расскажу, как мы выстраивали коммуникацию между дизайн-системой и дизайн-сообществом. Статья будет интересна владельцам продуктов и инженерам, непосредственно работающим с дизайн-системой.

Что такое корпорация простым языком

Представьте себе маленькую деревню, десяток домов и одна улица. Люди достаточно осведомлены о том, что происходит у соседей, а значит и в деревне в целом. Тесное взаимодействие формирует общие ценности и стандарты.

Время шло, деревня расширялась, образовывались кварталы, районы. Информации становилось больше, и группки постепенно изолировались, сосредоточиваясь на чём-то локальном и конкретном. Районы начинают действовать и развиваться более независимо, продолжая оставаться частью одной деревни. В моей аналогии районы — это продуктовые стримы, группки состоят из продуктовых дизайнеров, а деревня, очевидно — компания. Если уж быть совсем точным, то у нас ещё административные округа есть, например, b2b- и b2c-направления.

Новое начало

В конце 2022 года мы перезапустили дизайн-систему, заново посмотрев на её структуру и принципы работы. Долгое время мы поддерживали версию с полным набором базовых компонентов, таких как: поля ввода, кнопки, простенькие таблицы, сетка тарифов и так далее. Помимо них было ещё несколько специфичных компонентов, созданных исключительно под Альфа-Бизнес, тогда ещё НИБ (аббревиатура внутреннего названия веб-версии интернет-банка для бизнеса, в расшифровке Новый Интернет-Банк).

Немного контекста

В банке существовала и другая дизайн-система — Core, которую использовали для физических лиц, на сайте и во внутренних продуктах. Со временем мы начали сильно разъезжаться по UI, что нам очень часто ставили в укор, мол, почему продукты розницы выглядят лучше?

Мы приняли решение отказаться от поддержки собственных базовых компонентов и перевести команды на Core, чтобы сосредоточиться на производстве уникальных решений, нужных только клиентам b2b-сегмента, например, сложных фильтров, супер-функциональных таблиц или специализированных виджетов. Чтобы всё заработало как надо, необходимо было обновить стандарты проектирования, применения компонентов, а также регулярно создавать новые.

Многое из документации было буквальным переносом на бумагу информации, собранной у «старожилов», тех, кто ещё помнил и мог объяснить, а почему оно вообще так делается и всё ли с этим ок.

В какой-то момент количество дизайнеров резко начало расти, а опытным ребятам пришло время двигаться дальше. Возник информационный разрыв — ещё не вся нужная информация была зафиксирована, а к команде дизайн-системы уже выстроилась очередь за ответами. Очевидно, что вопросы в огромном количестве полетели в чатик — нельзя было открыть Телеграм и не увидеть ряд красных глазочков, будто постоянно наблюдающих за тобой.

Всегда быть на связи

Какими бы классными и полезными ни были бы наши компоненты и паттерны, грош им цена, если про их существование никто не знает. Нам нужен был канал коммуникации между дизайн-системой и дизайн-комьюнити, который выполняет 3 следующие задачи:

  • Позволяет вовремя информировать дизайнеров о новостях
  • Имеет как можно больший охват
  • Позволяет собирать обратную связь

Канал должен быть привычным, эффективным с точки зрения временных затрат на его поддержку и, конечно же, понятным в использовании. Я не буду рассказывать, как мы размещаем компоненты в нашем сторибуке или как организуем пространство библиотеки в Figma. Речь пойдёт о коммуникации.

1. Канал в Телеграм

Без чатиков не обойтись. У нас их аж целых три:

  • Новостной

    Тут посты о новых паттернах и компонентах, а также репосты из других каналов, о которых, как мы считаем, было бы хорошо знать нашему дизайн-комьюнити.

  • Основной

    В нём множество тредов: в одном вопросы и обсуждения по таблицам, в другом спрашивают про паттерны. У тредов понятные названия, в которых трудно потеряться. Сразу понимаешь, куда идти. Большей популярностью пользуется тред «Скорая помощь по UX/UI», где можно просто задать вопрос. Самая прелесть чата в том, что информация остаётся, поэтому при желании можно найти ответ через поиск, если только это не какая-то уникальная ситуация, что даже лучше, потому что для нас это повод задуматься — а правильно ли оно сейчас работает?

  • Про паттерны

    Дизайнеры делают взносы в дизайн-систему, подключаясь к работе над компонентами, или берутся описать определённый паттерн. В нём есть треды по конкретным решениям, где можно вести обсуждение как во время разработки, так и после.

Конечно же, вопросы задаются и в личной переписке, но мы ничего не имеем против, потому что обычно в этот момент обсуждаются какие-то специфические кейсы, а для нас это возможность заглянуть внутрь продукта.

2. Регулярные встречи по паттернам

Команда дизайн-системы — это такая же продуктовая команда и работает она по спринтам, поэтому цикличность укладывается в 2 недели. Каждый первый понедельник мы устраиваем встречу по паттернам. На ней мы рассказываем актуальные новости, делимся планами.

Когда нам требуется собрать фактуру, мы напрямую обращаемся за помощью к дизайнерам — кто как не они знают о реальных кейсах и практиках. Например, на последней встрече мы объявили, что работаем над переработкой мобильной версии компонента и нам нужно помочь подсобрать фактурку. Макеты полетели на доску, а кое-кто из дизайнеров вызвался помочь покрутить компонент.

Оставшееся время мы посвящаем разбору актуальных кейсов. Любой из дизайнеров может заранее записать свой вопрос в специальную форму, поэтому зачастую встреча превращается в своего рода грумминг, где пересекаются экспертизы дизайнеров разных продуктов. Приходит не так много народа, но уже есть постоянные участники, что отрадно!

3. Консультации

Мы начинали с командных консультаций. Дизайн-лиды объединили дизайнеров по общему признаку, например, схожести продуктов. Встречу проводил один из дизайнеров команды дизайн-системы. Там обсуждались новости дизайн-системы и корректность применения тех или иных решений в реальных сценариях.

Группки не были равными, где-то 3 человека, а где-то 8. Не все приходили, поэтому иногда командные консультации превращались в персональные. Суммарно подобные встречи могли занимать порядка 16 часов в спринт, что помимо общения в чатах — огромное количество времени.

Сейчас мы отказались от подобного формата и перешли на консультации по записи и почти втрое сократили время — теперь в спринт проходит 6 часовых встреч в фиксированное время, а дизайнер самостоятельно записывается на консультацию, а главное, заранее указывает вопрос в карточке встречи, чтобы ребята из ДС имели понимание, что будет обсуждаться, и могли подготовить грамотный ответ.

Имена героев вымышлены или являются совпадением

Мы верим, что подобный формат не только позволит нам посвящать больше времени на разработку новых элементов, но немного подстегнёт самостоятельность дизайнеров.

4. Встречи с ПО и разработчиками

Клиенты и дизайнеры не единственные наши пользователи. Владельцы продуктов и разработчики непосредственно контактируют с дизайн-системой. Информация о планах, возможностях и зависимостях помогают сделать работу более эффективной, а результат — предсказуемым. Пока нам удалось провести только одну подобную встречу, после которой владелец продукта написал: «Из этой встречи я узнал больше о дизайн-системе, чем за всё время до этого», приятно.

Плотное начало года не позволило нам развернуться на полную мощность, но мы не теряем надежду и верим, что подобный формат поможет нам лучше понять своих пользователей, а им в свою очередь иметь прямой канал для обратной связи.

Выводы

Вы и ваши коллеги из других команд и департаментов трудятся, чтобы конечному пользователю было хорошо и удобно, да так, что он готов за это платить. Только разговаривая и обмениваясь мнениями друг с другом, развиваемся мы сами и банк в целом. Исходя из своего опыта, я бы определил 4 критерия, которые нужно учитывать при выстраивании коммуникации:

  • Понятный язык

    Это касается подачи информации и её вида. Кому-то таблички со светофорами, кому-то яркие картинки и макеты. Человек не обязан сходу начинать понимать ваш воробьиный язык, полный специфических терминов и англицизмов. В ваших же интересах, чтобы вас услышали.

  • Гибкость

    У всех свой ритм, расписание, часовой пояс в конце концов. Бывают кейсы уровня «сейчас или никогда», а кто-то может себе позволить припарковать задачку и вернуться за информацией позже. Используйте разные инструменты, а ваши пользователи сами выберут наиболее удобный.

  • Актуальная документация

    Что написано пером, как говорится. Благодаря общему доступу, любой желающий может выяснить необходимое, воспользовавшись поиском. Помимо этого, на информацию удобно ссылаться. Не круто тратить время, отвечая на одни и те же вопросы по 100 раз, если ответ может быть «Читай, вот ссылка».

  • Нужно слушать

    Если все вокруг говорят, что что-то не так, возможно, так и есть. Верить этому не нужно, но проверить стоит. Получать обратную связь критически важно для развития и понимания «А мы вообще в ту сторону движемся?». Формат монолога больше не работает, люди хотят общения.

Стоит стремиться к тому, чтобы вся необходимая информация и средства были у дизайнера под рукой и вместо того, чтобы добавлять новые шаги в и без того сложные процессы, стать их частью, внося как можно меньше изменений с максимальной пользой.


А как в вашей компании выстроена коммуникация между разными командами и подразделениями? С какими трудностями сталкивались вы, и от чего болит больше всего?

Автор:
Алексей Кухта, ведущий дизайнер цифровых продуктов в Альфа-Банке

224

Подпишитесь на еженедельный
дайджест

Редакция отбирает лучший контент за неделю и отправляет его на вашу почту

Cпасибо за подписку!

Письмо с подтверждением отправлено на адрес . Если вы не можете найти письмо во входящих, проверьте папку спама

Рекомендации

только для зарегистрированных
только для зарегистрированных
Подтвердите действие
Точно?
Сообщение
Текст
Подтвердите действие