VR-технологии — востребованная сфера для 3D-дизайнеров. В этой статье расскажем, чем занимается дизайнер виртуальной реальности, сколько он зарабатывает и как стать профессионалом в этой области.
Чем занимается дизайнер виртуальной реальности
Основные обязанности VR-дизайнера
- Разработка концепций и сценариев для VR-проектов. Детальное описание элементов виртуального мира: от сюжета до взаимодействия с пользователями. Работа начинается с исследования целевой аудитории и постановки целей, после чего создается концептуальная документация – сценарии использования, сюжетные линии и концептуальные наброски.
- Создание 3D-моделей и анимаций. Главная задача дизайнера VR — создать высококачественные 3D-модели и анимации. Для этого используют программы для 3D-моделирования – Maya и Blender. Реалистичная анимация нужна, чтобы пользователи максимально погрузились в виртуальный мир. Дизайнеры создают статические и динамические элементы, уделяют внимание деталям и физическим свойствам объектов.
- Интеграция аудиовизуальных элементов. Дизайнеры интегрируют звук, музыку и эффекты, чтобы создать полное погружение. Звуковой дизайн важен в восприятии виртуального мира, поэтому звуковые эффекты должны быть реалистичными и точно соответствовать событиям в VR-среде.
- Тестирование и отладка VR-контента. Тестирование и отладка VR-контента – многократные проверки и исправление ошибок. Дизайнеры работают вместе с тестировщиками и разработчиками, чтобы выявить и устранить проблемы: графические баги, оптимизация для разных VR-устройств.
Инструменты и технологии
1. Программное обеспечение для 3D-моделирования. Для создания 3D-моделей дизайнеры VR используют программы Maya и Blender. Эти инструменты создают детализированные модели, анимации для виртуальных миров.
Maya
- Платформа: платная (есть бесплатная учебная версия для студентов)
- Интерфейс: профессиональный, с высокой степенью настройки, требует привыкания
- Интеграция: хорошая интеграция с программами Autodesk (AutoCAD, 3ds Max)
- Моделирование: подходит для сложного полигонального и поверхностного моделирования, поддерживает NURBS
- Анимация: много инструментов для анимации, включая риггинг и симуляции персонажей
- Рендеринг: поддержка различных рендер-движков, включая Arnold (встроенный)
- Использование в индустрии: используется в киноиндустрии и ААА-играх, в крупных студиях
Blender
- Платформа: бесплатная и с открытым исходным кодом
- Интерфейс: более дружелюбный для новичков, но требует времени на освоение
- Интеграция: ограниченная интеграция с другими программами, но доступна через плагины
- Моделирование: подходит для полигонального моделирования, скульптинга, не полноценно поддерживает NURBS, как Maya
- Анимация: есть инструменты для анимации, поддержка риггинга и базовых симуляций, но их меньше, чем в Maya
- Рендеринг: встроенные движки Cycles и Eevee для реалистичного и быстрого рендеринга
- Использование в индустрии: применяется в малых студиях, инди-разработках и среди фрилансеров
2. Игровые движки. Unity и Unreal Engine — основные инструменты для разработки VR-контента. В них есть всё для создания интерактивных и иммерсивных виртуальных миров.
Unity
- Платформа: бесплатная версия с ограничениями, платные версии для коммерческих проектов по разным тарифам
- Простота освоения: дружелюбный интерфейс и много обучающих материалов, подходит для новичков
- Гибкость: поддержка многих платформ, включая мобильные устройства, VR и AR
- Оптимизация: хорошо оптимизирован для слабого железа, популярен среди инди-разработчиков
- Поддержка VR: поддержка большинства VR-гарнитур (Oculus, HTC Vive, PlayStation VR)
- Скриптинг: использует C# для скриптинга
Сообщество и ресурсы: огромное сообщество, много готовых ассетов и плагинов в Unity Asset Store - Рендеринг: меньше возможностей для фотореализма по сравнению с Unreal Engine, но более легкий и быстрый рендеринг
- Использование в индустрии: используется для разработки мобильных игр и VR-приложений, в том числе в обучении и прототипировании
Unreal Engine
- Платформа: бесплатная, но с отчислениями 5% от прибыли, если проект превышает порог дохода
- Простота освоения: интерфейс трудный для обучения, но есть множество профессиональных ресурсов и уроков
- Графика: возможности создания высококачественной, фотореалистичной графики
- Поддержка VR: отличная поддержка VR-гарнитур с акцентом на высокое качество и производительность
- Скриптинг: использует C++ и визуальные скрипты через систему Blueprints, что требует глубоких технических знаний
- Сообщество и ресурсы: активное сообщество, Epic Games Marketplace с ассетами и инструментами
- Рендеринг: продвинутые инструменты рендеринга – Lumen и Nanite для создания реалистичных сцен
- Использование в индустрии: предпочитается для крупных проектов с высоким уровнем детализации и AAA-игр
3. VR-гарнитуры и контроллеры. Для тестирования и демонстрации проектов дизайнеры виртуальной реальности используют VR-гарнитуры и контроллеры. Oculus Rift и HTC Vive — самые популярные устройства с высоким качеством изображения и удобным использованием.
Oculus Rift
- Цена: более доступный вариант, чем HTC Vive
- Простота использования: удобный и легкий, требует минимальной настройки для начала использования
- Дисплей: OLED-дисплеи с разрешением 1080x1200 на каждый глаз, частота обновления 90 Гц
- Контроллеры: Touch-контроллеры, эргономичные и интуитивно понятные, поддержка отслеживания рук
- Отслеживание: использует внешние сенсоры для 6DoF (шесть степеней свободы), требует установки нескольких датчиков в комнате
- Экосистема: глубокая интеграция с платформой Oculus Store, а также поддержка игр и приложений из SteamVR
- Комфорт: удобное оголовье и возможность длительного использования без утомления
- Совместимость: работает с ПК средней мощности, рекомендуется мощное железо для оптимальной работы
HTC Vive
- Цена: дороже, но предлагает дополнительные опции и аксессуары
- Простота использования: сложная настройка с установкой базовых станций для отслеживания
- Дисплей: OLED-дисплеи с разрешением 1080x1200 на каждый глаз, частота обновления 90 Гц
- Контроллеры: Vive-контроллеры с сенсорной панелью, поддерживают отслеживание рук и другие расширения функций
- Отслеживание: использует систему Lighthouse с базовыми станциями для точного 6DoF отслеживания в пространстве
- Экосистема: поддержка SteamVR и Viveport, доступ к большому количеству VR-контента
- Комфорт: меньший акцент на удобство носки, возможно утомление при длительном использовании
- Совместимость: требует мощного ПК, особенно для игр с высоким качеством графики и сложными сценами
Сколько зарабатывает дизайнер виртуальной реальности
Средний уровень заработной платы
- Начинающие специалисты. Зарплата начинающих дизайнеров виртуальной реальности в России — от 50 000 до 80 000 рублей в месяц. Это зависит от уровня образования, навыков и опыта, а также региона работы.
- Опытные профессионалы. Опытные дизайнеры VR, имеющие несколько лет опыта и портфолио успешных проектов, зарабатывают от 100 000 до 200 000 рублей в месяц. Заработок зависит от уровня мастерства, сложности проектов и работодателя.
- Руководители проектов. Руководители проектов в сфере VR получают от 200 000 рублей. Их задачи — дизайнерская работа, управление командой, координация проектов и взаимодействие с клиентами.
Факторы, влияющие на заработок
- Географическое расположение. Заработная плата дизайнеров VR варьируется в зависимости от региона. В Москве и Санкт-Петербурге уровень зарплат выше по сравнению с другими городами.
- Уровень опыта и квалификации. Чем опытнее специалист и чем больше успешных проектов в портфолио, тем выше заработок. Грамотное оформление портфолио и интересные кейсы часто ценятся больше, чем стаж.
- Тип работодателя (стартап, крупная компания, фриланс). В крупных компаниях и международных корпорациях зарплаты выше, чем в стартапах. Фрилансеры зарабатывают по-разному, в зависимости от количества и сложности проектов, а также от своей репутации на рынке
Как стать дизайнером виртуальной реальности
Образование и курсы
Высшее образование. Чтобы стать дизайнером виртуальной реальности, рекомендуется получить высшее образование в области графического дизайна, компьютерной графики или смежных специальностях. Многие университеты предлагают программы, которые включают курсы по 3D-моделированию, анимации и разработке игр.
Специализированные курсы и сертификаты:
1. Курс "Разработчик VR с нуля до PRO" от Skillbox
- Стоимость: 256 000 рублей (возможна рассрочка)
- Время прохождения курса: 12 месяцев
- Наличие сертификата: Да, выдается по завершению курса
2. Курсы “Unity AR” и “Blender с нуля” от itProger
- Стоимость: “Unity AR” — 2500 рублей, “Blender с нуля” — бесплатно
- Время прохождения курса: “Unity AR” — 5 часов видеоматериалов.
- Наличие сертификата: Да, выдается по завершению курса (для “Unity AR”)
3. Курс “VR СТАРТ” от EV Toolbox
- Стоимость: от 9800 до 26800 рублей.
- Время прохождения курса: 2-4 месяца
- Наличие сертификата: Да, выдается по завершению курса
4. Курс "VR-интенсив" от Stepik (автор курса: школа дизайна Contented)
- Стоимость: Бесплатно (возможна плата за сертификат)
- Время прохождения курса: 2 недели
- Наличие сертификата: нет
Практические навыки и опыт
- Портфолио проектов. Создание портфолио — важный шаг для начинающего дизайнера VR. Оно должно включать примеры работ, демонстрирующие мастерство в создании 3D-моделей, анимаций и интеграции аудиовизуальных элементов. Используйте университетские проекты и работы, выполненные в рамках онлайн-курсов. Также можно придумать и описать кейс самостоятельно, отметив его в портфолио как тренировочный.
- Стажировки и практическая работа. Стажировки в компании, занимающейся VR-разработками, или участие в реальных проектах помогут приобрести нужные навыки и улучшить портфолио. Участие в небольших проектах на фрилансе или создание собственных VR-приложений станет хорошим стартом. Также отслеживайте хакатоны и конкурсы для дизайнеров виртуальной реальности.