Учебник DSGNERS!
Учебник DSGNERS!
8 мин. читать
3132 показа
355 открытий

Дизайнер виртуальной реальности — чем занимается, сколько зарабатывает и как им стать

VR-технологии — востребованная сфера для 3D-дизайнеров. В этой статье расскажем, чем занимается дизайнер виртуальной реальности, сколько он зарабатывает и как стать профессионалом в этой области.

Чем занимается дизайнер виртуальной реальности

Основные обязанности VR-дизайнера

  1. Разработка концепций и сценариев для VR-проектов. Детальное описание элементов виртуального мира: от сюжета до взаимодействия с пользователями. Работа начинается с исследования целевой аудитории и постановки целей, после чего создается концептуальная документация – сценарии использования, сюжетные линии и концептуальные наброски.
  2. Создание 3D-моделей и анимаций. Главная задача дизайнера VR — создать высококачественные 3D-модели и анимации. Для этого используют программы для 3D-моделирования – Maya и Blender. Реалистичная анимация нужна, чтобы пользователи максимально погрузились в виртуальный мир. Дизайнеры создают статические и динамические элементы, уделяют внимание деталям и физическим свойствам объектов.
  3. Интеграция аудиовизуальных элементов. Дизайнеры интегрируют звук, музыку и эффекты, чтобы создать полное погружение. Звуковой дизайн важен в восприятии виртуального мира, поэтому звуковые эффекты должны быть реалистичными и точно соответствовать событиям в VR-среде.
  4. Тестирование и отладка VR-контента. Тестирование и отладка VR-контента – многократные проверки и исправление ошибок. Дизайнеры работают вместе с тестировщиками и разработчиками, чтобы выявить и устранить проблемы: графические баги, оптимизация для разных VR-устройств.
VR-технологии популярны в образовательных и просветительских проектах

Инструменты и технологии

1. Программное обеспечение для 3D-моделирования. Для создания 3D-моделей дизайнеры VR используют программы Maya и Blender. Эти инструменты создают детализированные модели, анимации для виртуальных миров. 

Maya

  • Платформа: платная (есть бесплатная учебная версия для студентов)
  • Интерфейс: профессиональный, с высокой степенью настройки, требует привыкания
  • Интеграция: хорошая интеграция с программами Autodesk (AutoCAD, 3ds Max)
  • Моделирование: подходит для сложного полигонального и поверхностного моделирования, поддерживает NURBS
  • Анимация: много инструментов для анимации, включая риггинг и симуляции персонажей
  • Рендеринг: поддержка различных рендер-движков, включая Arnold (встроенный)
  • Использование в индустрии: используется в киноиндустрии и ААА-играх, в крупных студиях
Интерфейс Maya

Blender

  • Платформа: бесплатная и с открытым исходным кодом
  • Интерфейс: более дружелюбный для новичков, но требует времени на освоение
  • Интеграция: ограниченная интеграция с другими программами, но доступна через плагины
  • Моделирование: подходит для полигонального моделирования, скульптинга, не полноценно поддерживает NURBS, как Maya
  • Анимация: есть инструменты для анимации, поддержка риггинга и базовых симуляций, но их меньше, чем в Maya
  • Рендеринг: встроенные движки Cycles и Eevee для реалистичного и быстрого рендеринга
  • Использование в индустрии: применяется в малых студиях, инди-разработках и среди фрилансеров
Интерфейс Blender

2. Игровые движки. Unity и Unreal Engine — основные инструменты для разработки VR-контента. В них есть всё для создания интерактивных и иммерсивных виртуальных миров. 

Unity

  • Платформа: бесплатная версия с ограничениями, платные версии для коммерческих проектов по разным тарифам
  • Простота освоения: дружелюбный интерфейс и много обучающих материалов, подходит для новичков
  • Гибкость: поддержка многих платформ, включая мобильные устройства, VR и AR
  • Оптимизация: хорошо оптимизирован для слабого железа, популярен среди инди-разработчиков
  • Поддержка VR: поддержка большинства VR-гарнитур (Oculus, HTC Vive, PlayStation VR)
  • Скриптинг: использует C# для скриптинга
    Сообщество и ресурсы: огромное сообщество, много готовых ассетов и плагинов в Unity Asset Store
  • Рендеринг: меньше возможностей для фотореализма по сравнению с Unreal Engine, но более легкий и быстрый рендеринг
  • Использование в индустрии: используется для разработки мобильных игр и VR-приложений, в том числе в обучении и прототипировании
Интерфейс Unity

Unreal Engine

  • Платформа: бесплатная, но с отчислениями 5% от прибыли, если проект превышает порог дохода
  • Простота освоения: интерфейс трудный для обучения, но есть множество профессиональных ресурсов и уроков
  • Графика: возможности создания высококачественной, фотореалистичной графики
  • Поддержка VR: отличная поддержка VR-гарнитур с акцентом на высокое качество и производительность
  • Скриптинг: использует C++ и визуальные скрипты через систему Blueprints, что требует глубоких технических знаний
  • Сообщество и ресурсы: активное сообщество, Epic Games Marketplace с ассетами и инструментами
  • Рендеринг: продвинутые инструменты рендеринга – Lumen и Nanite для создания реалистичных сцен
  • Использование в индустрии: предпочитается для крупных проектов с высоким уровнем детализации и AAA-игр
Интерфейс Unreal Engine

3. VR-гарнитуры и контроллеры. Для тестирования и демонстрации проектов дизайнеры виртуальной реальности используют VR-гарнитуры и контроллеры. Oculus Rift и HTC Vive — самые популярные устройства с высоким качеством изображения и удобным использованием. 

Oculus Rift

  • Цена: более доступный вариант, чем HTC Vive
  • Простота использования: удобный и легкий, требует минимальной настройки для начала использования
  • Дисплей: OLED-дисплеи с разрешением 1080x1200 на каждый глаз, частота обновления 90 Гц
  • Контроллеры: Touch-контроллеры, эргономичные и интуитивно понятные, поддержка отслеживания рук
  • Отслеживание: использует внешние сенсоры для 6DoF (шесть степеней свободы), требует установки нескольких датчиков в комнате
  • Экосистема: глубокая интеграция с платформой Oculus Store, а также поддержка игр и приложений из SteamVR
  • Комфорт: удобное оголовье и возможность длительного использования без утомления
  • Совместимость: работает с ПК средней мощности, рекомендуется мощное железо для оптимальной работы
Oculus Rift S

HTC Vive

  • Цена: дороже, но предлагает дополнительные опции и аксессуары
  • Простота использования: сложная настройка с установкой базовых станций для отслеживания
  • Дисплей: OLED-дисплеи с разрешением 1080x1200 на каждый глаз, частота обновления 90 Гц
  • Контроллеры: Vive-контроллеры с сенсорной панелью, поддерживают отслеживание рук и другие расширения функций
  • Отслеживание: использует систему Lighthouse с базовыми станциями для точного 6DoF отслеживания в пространстве
  • Экосистема: поддержка SteamVR и Viveport, доступ к большому количеству VR-контента
  • Комфорт: меньший акцент на удобство носки, возможно утомление при длительном использовании
  • Совместимость: требует мощного ПК, особенно для игр с высоким качеством графики и сложными сценами
HTC Vive Pro

Сколько зарабатывает дизайнер виртуальной реальности

Средний уровень заработной платы

  • Начинающие специалисты. Зарплата начинающих дизайнеров виртуальной реальности в России — от 50 000 до 80 000 рублей в месяц. Это зависит от уровня образования, навыков и опыта, а также региона работы.
  • Опытные профессионалы. Опытные дизайнеры VR, имеющие несколько лет опыта и портфолио успешных проектов, зарабатывают от 100 000 до 200 000 рублей в месяц. Заработок зависит от уровня мастерства, сложности проектов и работодателя.
  • Руководители проектов. Руководители проектов в сфере VR получают от 200 000 рублей. Их задачи — дизайнерская работа, управление командой, координация проектов и взаимодействие с клиентами.

Факторы, влияющие на заработок

  1. Географическое расположение. Заработная плата дизайнеров VR варьируется в зависимости от региона. В Москве и Санкт-Петербурге уровень зарплат выше по сравнению с другими городами.
  2. Уровень опыта и квалификации. Чем опытнее специалист и чем больше успешных проектов в портфолио, тем выше заработок. Грамотное оформление портфолио и интересные кейсы часто ценятся больше, чем стаж.
  3. Тип работодателя (стартап, крупная компания, фриланс). В крупных компаниях и международных корпорациях зарплаты выше, чем в стартапах. Фрилансеры зарабатывают по-разному, в зависимости от количества и сложности проектов, а также от своей репутации на рынке
Кадр из VR-игры Nope Challenge

Как стать дизайнером виртуальной реальности

Образование и курсы

Высшее образование. Чтобы стать дизайнером виртуальной реальности, рекомендуется получить высшее образование в области графического дизайна, компьютерной графики или смежных специальностях. Многие университеты предлагают программы, которые включают курсы по 3D-моделированию, анимации и разработке игр. 

Специализированные курсы и сертификаты:

1. Курс "Разработчик VR с нуля до PRO" от Skillbox

  • Стоимость: 256 000 рублей (возможна рассрочка)
  • Время прохождения курса: 12 месяцев
  • Наличие сертификата: Да, выдается по завершению курса

2. Курсы “Unity AR” и “Blender с нуля” от itProger

  • Стоимость: “Unity AR” — 2500 рублей, “Blender с нуля” — бесплатно
  • Время прохождения курса: “Unity AR” — 5 часов видеоматериалов.
  • Наличие сертификата: Да, выдается по завершению курса (для “Unity AR”)

3. Курс “VR СТАРТ” от EV Toolbox

  • Стоимость: от 9800 до 26800 рублей.
  • Время прохождения курса: 2-4 месяца
  • Наличие сертификата: Да, выдается по завершению курса

4. Курс "VR-интенсив" от Stepik (автор курса: школа дизайна Contented)

  • Стоимость: Бесплатно (возможна плата за сертификат)
  • Время прохождения курса: 2 недели
  • Наличие сертификата: нет

Практические навыки и опыт

  1. Портфолио проектов. Создание портфолио — важный шаг для начинающего дизайнера VR. Оно должно включать примеры работ, демонстрирующие мастерство в создании 3D-моделей, анимаций и интеграции аудиовизуальных элементов. Используйте университетские проекты и работы, выполненные в рамках онлайн-курсов. Также можно придумать и описать кейс самостоятельно, отметив его в портфолио как тренировочный.
  2. Стажировки и практическая работа. Стажировки в компании, занимающейся VR-разработками, или участие в реальных проектах помогут приобрести нужные навыки и улучшить портфолио. Участие в небольших проектах на фрилансе или создание собственных VR-приложений станет хорошим стартом. Также отслеживайте хакатоны и конкурсы для дизайнеров виртуальной реальности. 
3132
0

Подпишитесь на еженедельный
дайджест

Редакция отбирает лучший контент за неделю и отправляет его на вашу почту

Cпасибо за подписку!

Письмо с подтверждением отправлено на адрес . Если вы не можете найти письмо во входящих, проверьте папку спама

Рекомендации

только для зарегистрированных
только для зарегистрированных
Подтвердите действие
Точно?
Сообщение
Текст
Подтвердите действие