Сергей Ананьев
Сергей Ананьев
6 мин. читать
6451 показ
1489 открытий

Как дизайнеру организовать работу с клиентами без факапов. Гайд по хорошему сервису

Дизайнер на фрилансе — человек-оркестр: и маркетолог, и сейлз, и проектник, и исполнитель. В такой многозадачности сложно не допустить ошибок и быть профессионалом во всём и сразу. Разбираю самые частые ошибки и рассказываю, как их исправить.

Привет, я Сергей Ананьев, арт-директор веб-студии «Молния» и основатель Школы Молнии. Можно сколько угодно говорить о качестве дизайна и решении задач клиента. Это всё безусловно важно. Только вот заказчик скорее заметит, что ты не внёс его правку, чем неправильный отступ в макете. И нет, это не значит, что нужно забить на второе. Просто нужно выстроить процессы один раз и выполнять простые правила, чтобы первого не случилось. Для этого сейчас расскажу о типичных ошибках в работе с клиентами, и инструментах, которые помогут их не допускать. Погнали!

Ошибка №1. Оставлять клиента наедине со своими мыслями и не пушить

Как часто к тебе не заходят клиенты в работу? Вроде прошёл по бюджету, портфолио твоё оценил, а потом ушёл думать и пропал. Спойлер: он уже работает над проектом, но не с тобой. А всё потому что кто-то другой, но не ты, не отпустил его «подумать». 

Нужно помнить, что фрилансер только на 50% дизайнер. А на остальные 50% он сам себе менеджер, продажник и т. д. И если ты хочешь развиваться как фрилансер, и по итогу не париться с поиском клиентов, нужно общаться. Спрашивать о желаниях клиента и его критериях выбора. Фиксировать конкретное время на «подумать», а потом напоминать о себе. 

Ничего страшного не произойдёт, если ты напишешь или позвонишь потенциальному заказчику через пару дней и спросишь, как у него дела с принятием решения. Ты можешь предложить ему помощь в этом процессе, узнать, что его смущает и над чем он конкретно думает. Так ты выведешь его на полезный диалог: снимешь боли и страхи, отработаешь возражения и сформируешь доверительные отношения. И в качестве профита получишь новый проект. 

Ошибка №2. Не брать предоплату

Какая у тебя модель оплаты работы? Очень часто в начале пути фрилансер работает 50 на 50. Это неправильно. Если клиент захочет с тобой расстаться, и ты должен будешь вернуть часть денег, будет сложно доказать, какой объём работы ты проделал.

Лучше всего брать 100% оплату за каждый этап. Допустим, у тебя 4 этапа в проекте. Взяв полную оплату за 1-й этап, тебе не придётся возвращать деньги, если ты закончил его, а клиент решил с тобой расстаться. Исключением могут стать только крупные заказчики, которые могут диктовать свои правила.

Ошибка №3. Не проверять материалы и доступы сразу

Когда нужно начинать работу над проектом? Самый правильный путь — начинать работу сразу. Но мы все знаем, что всегда называем сроки с запасом, чтобы хватило времени доделать предыдущий проект, а ещё на прокрастинацию. Это нормальная история. Но лучше позаботиться обо всём заранее. 

Допустим, у тебя  есть пять дней. И ты уже пропустил три из них. А потом обнаруживается, что документы не открываются, ссылки битые, домены не работают. Тогда разговор с заказчиком будет очень неприятным. Ты ведь уже 3 дня работал, а обнаружил всё это только сейчас. Поэтому проверяй весь контент и доступы сразу, запрашивай всё необходимое, а потом уже оставляй клиента на несколько дней ждать результат.

Ошибка №4. Не проводить презентацию

Миллион правок после отправки макета? Обязательно проводи презентацию каждого этапа своей работы, аргументируй решения и отрабатывай возражения. Первые презентации определённо вызовут стресс и будут негативным опытом, но со временем ты научишься отбивать правки и найдёшь общий язык с клиентами.

В Молнии есть презентация сначала дизайн-концепции (три первых блока сайта с дизайном), а потом дизайна остальных блоков. Если клиенту нравится — всё хорошо. А если клиент недоволен — на этапе концепции проще поменять общее направление разработки.

Ошибка №5. Не фиксировать правки

Ты переписываешься с клиентом в чате, созваниваешься, работаешь. И тут всплывает вопрос: «А где правки, которые мы обсудили?». Поэтому сначала все вводные, а потом все правки фиксируй сразу в одном месте — документе или чате с клиентом.

Заказчик не будет структурно объяснять, что и где нужно поменять много раз. Абсолютно нормально, если в процессе обсуждения ты будешь останавливать клиента, конкретизировать и записывать мысли и правки.

И обязательно нужно проговорить с клиентом список изменений после завершения обсуждения. Так ты обезопасишь себя на случай претензий — можно будет просто показать фиксацию созвона.

Ошибка №6. Вносить правки ситуативно

Клиенты могут бесконечно накидывать идеи для изменений раз за разом, если ты их никак не ограничиваешь. Поэтому собирай правки единые итерации, а когда клиент будет что-то накидывать после нескольких таких итераций ты можешь сказать: «Стоп, после 2-й итерации правки платные».

Достаточно упаковать все правки в один файл, согласовать их с клиентом и можно приступать к внесению изменений, а следующие вбросы: «А ещё вот это давай покрутим. И здесь поиграемся» можно относить уже к следующей итерации, если предыдущий пак правок уже согласован.

Ошибка №7. Хранить файлы для одного проекта в разных местах

Здесь коротко и просто. В чате с заказчиком легко потерять все файлы, которые вы обсуждали. Поэтому все данные о проекте должны быть в одном месте. Используй единую систему хранения: создай отдельные папки на диске под каждый проект, где будешь хранить все шрифты, логотипы и референсы, необходимые для работы. Или сразу закрепляй все присланные клиентом материалы в чате, чтобы не потерять.

Ошибка №8. Не следить за сроками

Растягивание сроков — это нормально? Нет, поэтому за ними нужно следить, и здесь ты сам себе менеджер. Когда проект небольшой, то достаточно просто зафикисировать сроки каждого этапа в чате. Но, когда ты имеешь дело с многостраничными сайтом без диаграммы Ганта не обойтись.

Диаграмма Ганта — это инструмент, который позволяет планировать и отслеживать сроки каждого этапа проекта. Можно сравнивать планируемый график и фактический. Очень удобно в случаях, когда затягивает сроки клиент, а обвиняют вас. Можно показать дорожную карту проекта и сравнить с изначальным планом.

Ошибка №9. Назначать созвон день в день

Как часто ты слышал фразу: «Я сегодня не могу, давайте через неделю». Чтобы таких ситуаций не происходило, фиксируй дату и время следующей коммуникации сразу. Для созвонов и презентаций нужно выделять и обсуждать время заранее. 

И даже если клиент ещё ничего не заказал и уходит «на подумать», всё равно лучше спросить, когда можно будет снова связаться, чтобы узнать о результатах его решения.

Ошибка №10. Не проводить финальный созвон

Нормальной практикой является проведение финального созвона с итоговым согласованием. Во время такого созвона клиент сможет дать тебе правки, которые ты внесёшь в реальном времени. Но успешным такой созвон будет только при условии, если правки будут согласованы и одобрены окончательно.

Пунктуальность, фиксация и навык постоянно держать руку на пульсе проекта станут хорошими привычками для работы с клиентами. Не нужно бояться — переспрашивать, уточнять, проговаривать, писать и звонить. Клиент — живой человек, у которого также могут быть сомнения, изменения в графике или банальная лень. Но когда дело дойдёт до презентации готового результата и оплаты, заказчик будет спрашивать обо всём подряд. И к этому нужно быть готовым — аргументировать, отбивать возражения и доказывать свою точку зрения.

Получить больше коммуникативных навыков, научиться вести проекты на уровне веб-студии №1, понять, как выстроить процессы и избавиться от боязни клиентов, презентации и правок можно на курсе «Флешка с клиентами».

6451

Подпишитесь на еженедельный дайджест с лучшими материалами

Каждый понедельник редакция отбирает и отправляет по почте самые интересные и полезные материалы за неделю.

Cпасибо за подписку!

Теперь каждый понедельник вам будет приходить на почту дайджест. Никакого спама, обещаем!

Читать ещё

Лучшее

Похожее

только для зарегистрированных
только для зарегистрированных
Подтвердите действие
Точно?
Сообщение
Текст
Ошибка загрузки файла
Рекомендуем {optim_res}px или больше. Вес файла не более 5МБ. Вы можете загрузить изображение в формате JPG, JPEG, HEIC, PNG или GIF.
Подтвердите действие