CreativePeople вместе с Humbleteam вот уже больше трех лет проводят удаленные стажировки. Меняются знания, повышаются требования, но цель остается одна — прокачать UX/UI-дизайнеров и взять их к себе в команду. 15 июня на вечернем эфире мы ответим на все ваши вопросы о стажировке в агентствах, а пока мы подготовили ответы на самые частые:
Что такое стажировка — и как она работает?
Стажировка — это формат, где обучение совмещено с получением опыта, когда вы работаете в команде над реальными проектами. Вы выполняете задачи и ежедневно получаете обратную связь от более опытных дизайнеров и арт-директоров. И самое главное, вы начинаете понимать, какие критерии качества вашей работы необходимы для того, чтобы быть полезным в работе над проектом.
Стажировка организована правильно, если используется старый и проверенный метод прокачки «мастер и подмастерье»: более опытный профессионал передает свои знания и прикладной опыт напрямую своему ученику. В своей стажировке мы объединили усилия двух компаний как раз для того, чтобы больше арт-директоров могли поучаствовать в прокачке навыков стажеров.
На стажировке есть два типа задач:
- Впитать в себя все теоретические знания, которые использует команда.
- Получить опыт в реальных проектах и научиться работать в связке с арт-директором.
Соотношение примерно 40/60. Лекции тоже есть, но изучаете вы только то, что пригодится дальше в работе. Иногда совсем необязательно знать много теории, чтобы быть полезным для компании — вам нужно знать ровно столько, сколько необходимо для вашего рабочего проекта. И делать работу быстро и качественно.
Правдивы ли стереотипы о стажировках?
На рынке есть стереотип, который пришел к нам из других профессий: стажеров нанимают только на примитивные задачи, чтобы разгрузить штатных специалистов.Юристы-стажеры перекладывают бумаги, будущие врачи смотрят на операции и выносят утки из-под пациентов, и так далее…
По аналогии может показаться, что задачи для стажеров-дизайнеров примитивные и неинтересные (в духе «Подвинь вот эту надпись на 10 пикселей вправо и сделай на 15% больше»). Но это давно не так. С них можно начать, но прокачивать людей нужно до нормальных задачек, которые приходится делать в 80% случаев. Иначе, они так и будут слабыми специалистами, которые не могут ничем толком помочь проекту.
Почему стажировок так мало?
Для любой стажировки нужно, чтобы в компании были высококвалифицированные специалисты, которые могут выделить время на тренировку и прокачку новых дизайнеров. К тому же, это недешевыйпроцесс: время арт-директора стоит дорого. И, если вы не продали его часы клиенту, это упущенная выгода. Пока вы тратите его время на прокачку других людей, компания не зарабатывает. И одной стажировки для новичка будет недостаточно, после оффера человек должен продолжить прокачку уже в команде, чтобы через 3-6 месяцев выйти на нужный уровень.
Таких компаний, которые могут так инвестировать в команду, на рынке немного. Еще меньше их среди агентств и студий: многие студии остаются в маленьком формате и не растут. Им просто не нужно привлекать дополнительных дизайнеров через стажировку. Одна-две вакансии в год закрываются обычным способом — публикация вакансий + тестовые + собеседования.
Кроме того, многие сильные специалисты уехали заграницу и перестали работать на высоких позициях в больших компаниях. Это проблема. Это полностью ломает модель, когда начинающих специалистов нанимали под наставничество сильных. Когда компания лишается арт-директора/дизайн-лида, про стажировки можно сразу забыть. Поэтому мы еще не скоро увидим бум на стажировки. Такой ситуации как в прошлом году уже не будет: когда более 80% компаний отказались от стажировок, а некоторые вообще прекратили найм новых специалистов.
Растет ли число стажировок в сфере?
Большие компании, в том числе банки и финтех, стали одними из первых, кто начал активно восстанавливать формат стажировок. Наибольшее количество стажировок проводят даже не дизайн-студии, а такие крупные корпорации, как Тинькофф, Альфа, МТС и Яндекс. Яндекс вообще является одним из наиболее ярких примеров: именно с них началась новая эра стажировок, когда они осознали, что им необходимы дизайнеры с конкретными навыками для работы над дизайн-проектами компании. Такая взаимная выгода способствует росту числа стажировок в сфере дизайна и становится ярким примером эффективного обучения и развития специалистов.
Мы в CreativePeople также пересмотрели свой подход к стажировкам, и несколько лет назад вернули их на регулярной основе. Несколько раз в год мы собираем команду из дизайнеров и с головой погружаем их в наши процессы.
Чем стажировка эффективнее онлайн-курсов?
Многие компании используют курсы как замену стажировкам. Некоторые сделали свои школы, выпускают курсы на базе больших платформ.
Курсы удобны тем, что работодатель среди множества студентов может мысленно отсеять ленивых, выделить самых талантливых и присмотреть их в качестве будущих соискателей. Но большинство после курсов сталкивается с трудностями в поиске работы. Мы знаем много хороших образовательных программ и интенсивов, но все они очень короткие.
Для сравнения: средний курс обычно состоит из 10 часов записанных лекций и такого же количество часов на самостоятельную работу (хорошо, если больше). А стажировка — это минимум 4 недели по 40 часов. А в нашем случае — это аж 8 недель! Получается, 20 часов курса против 320 часов стажировки. Вспомните, когда вы в последний раз тратили столько времени на прокачку?
Можно ли попасть на стажировку, если у вас нет опыта?
Можно, но это будет неэффективно. Представьте, что дизайн как иностранный язык: вы попадаете к самому сильному специалисту и начинаете с ним учить алфавит. Хотя могли бы выучить его сами или на курсах. Зато если вы уже имеете хорошую базу знаний, опытный наставник может вас значительно усилить. Чем сильнее вы приходите на стажировку, тем больше пользы вы получите от арт-директора. Странно учить элементарным вещам, когда можно прокачать уровень профессионализма.
В момент, когда собирается команда на стажировку, мы обычно подстраиваемся под уровень самого сильного стажера. Каждую неделю смотрим на рейтинг успеваемости, и, если человек не тянет (две недели подряд оказывается в конце списка), его отчисляют, чтобы слабый не снижал темп прокачки всех остальных.
Да, до финала доходят далеко не все. Но мы в вас верим!
Подписывайтесь на Telegram-канал CreativePeople, чтобы быть в курсе наших событий.