Иван Вербов
Иван Вербов
15 мин. читать
188 показов
74 открытия

Хочу стать юиксером! Ответы практикующего UI/UX-дизайнера на частые вопросы учеников IT-школ

«Индивидуальности нужно сопротивление»
Мэттью Макконахи, «Зелёный свет»

Привет! Меня зовут Иван Вербов, я продуктовый UI/UX дизайнер. Последние два года я веду авторский курс «UI/UX дизайн для новичков» под патронажем крупной белорусской IT-школы: примерно по 1,5 месяца и с десятком выпускников к концу каждой группы. 

Недавно мне прилетело предложение поучаствовать в проекте создания серии видео-интервью об обучении в сфере IT, но проект в последний момент отменили. В итоге в моих черновиках остались полученные заранее вопросы, интересующие потенциальных учеников IT-школ, и соответственно, короткие записи с моими ответами. 

К слову, в процессе подготовки к интервью, я обратился к своим выпускникам, кто может поделиться релевантным опытом. И одна из моих слушательниц похвасталась, что только что получила оффер на первое место работы в небольшой IT компании. Конечно же, я подробно расспросил свою выпускницу (знакомьтесь, Анастасия, вот ее профиль на Behance), о том, как происходит сейчас поиск работы молодыми UI/UХ дизайнерами, и какие неочевидные моменты у этого процесса. 

Все эти материалы легли в основу статьи. Так что если прямо сейчас вы находитесь в поиске первого места работы в сфере UI/UX, либо еще пока решаете, стоит ли инвестировать в свое обучение UI/UX дизайну – эта статья именно для вас. А я, пожалуй, продолжу изложение в формате (несостоявшегося) интервью. Приятного чтения!

*** Свет, камера, мотор! Начало видео ***

Все изображения для статьи сгенерированы ИИ сервиса «Шедеврум»

Приветствие, знакомство: Как давно в профессии? Почему пошли в преподавание? Какой коммерческий опыт?

В отрасли UI/X и веб-дизайна я работаю больше 15-ти лет. Большую часть из них составило предпринимательство – разработка и поддержка веб-проектов. А последние годы я с головой погрузился в дизайн веб-приложений, работая в продуктовой компании. Все эти годы справедливо попадают в коммерческий опыт. И еще пожалуй, важно, что UI/UX – не первая моя профессия, еще я офицер запаса пограничных войск.

В преподавание я пришел абсолютно случайно, как бы это не звучало. В какой-то момент я решил перейти из фриланса в найм и опубликовал свое резюме, и неожиданно получил сразу несколько предложений от различных  IT-школ. Результат – моя авторская учебная программа и уже больше 50-ти выпускников под патронажем Академии BelHard.

Чем занимается UX в обычный рабочий день. Какие задачи выполняет? Какие основные сложности профессии?

Обычный рабочий день «юиксера»: получение задач, сбор данных, интервью, аналитика и конечно же кропотливая работа с Figma. Как минимум раз в неделю – презентации команде, стейкхолдерам (далее курсивом мои примечания: это люди или группы, которые влияют на проект), обсуждение результата и последующие корректировки. Если какие-то макеты уже находятся в разработке – взаимодействие с бизнес-аналитиками и программистами. Это если совсем коротко.

Возможно, мой ответ прозвучал заумно и сложно, но если вам нравится эта профессия, то слово «сложности» легко можно заменить на «особенности», в которых, в общем-то нетрудно разобраться. А «монотонная многочасовая работа» легко можно заменить на «медитация». И вообще, вместо слова «работа» я предпочитаю «создание», а еще сильнее – «игра»! Игра способна вовлечь и нас и наше окружение в процесс намного быстрее, согласитесь)) Поэтому я, как дизайнер, стараюсь внедрять игровые практики в командные процессы вокруг дизайна. Так что это не просто красивые слова. Хотя и совсем другая история.

Какие технические и soft навыки нужны для UX? Кому бы вы рекомендовали профессию UX? Какой характер, привычки, образ жизни?

Пожалуй, лучший способ ответить на этот вопрос – обратиться к первой лекции курса. Начну с того, что многие начинающие дизайнеры, мягко говоря, преувеличивают значение «владения инструментами». Считать, что прохождение онлайн-курса по Figma, например, автоматически присваивает специальность Junior-дизайнера – это большое заблуждение (и бородатый предмет для шуток в нашей профессии)) Чтобы понять это, давайте пройдемся по развернутому списку качеств успешного дизайнера:

  1. Образованность и эрудиция. В своей работе дизайнерам требуется коммуницировать (интервьюировать, собирать «дано» для решения своих задач) с владельцами и топ-менеджментом компаний-клиентов, членами продуктовой команды. Все они, как правило, зрелые образованные люди, с которыми нужно уметь разговаривать на одном языке, на интересующие их темы. 

  2. Soft skills и storytelling – невозможно быть профессионалом в дизайне, если вы не в состоянии сформулировать свою идею и привести аргументы в её защиту, наладить взаимодействие с коллегами, поддерживать комфортные и продуктивные отношения в команде. Качественный UI/UX дизайн всегда связан с взаимодействием с другими людьми, иначе вы просто не сможете выполнить ожидаемые от дизайнера функции.

  3. Чувство прекрасного (как бы не хотелось добавить «врожденное», но нет – гены, карма и какие-то данные от природы способности здесь совсем ни при чем)) Речь о насмотренности. Ежедневное развитие своей насмотренности, из месяца в месяц и из года в год – единственный способ улучшать и поддерживать свое чувство прекрасного на профессиональном уровне. Постоянно.

  4. Хорошая физическая форма. Мозг – наш особенный орган тела, который требует очень много энергии и качественной работы всего организма. Его эффективность, скорость и творческая продуктивность на дистанции возможны только при здоровом образе жизни. Поэтому уже в начале карьеры успешного дизайнера желательно забыть о фото фрилансеров, развалившихся на пляже или на диване с раскрытым ноутбуком))  

  5. Сила духа. Здесь я позволю себе утверждение – дизайном могут заниматься только смелые люди! Неизвестность вызывает чувство страха. Поэтому очень немногие способны ответить на вызов творческой задачи. И далеко не каждый способен в итоге отстоять свое решение. К слову, именно с этим часто связаны сомнения с выбором профессии. Спойлер – многое решает искусство презентации, и это отдельная важная тема))

  6. Любознательность. Быть в курсе трендов UI/UX хорошо и даже нужно, но для творческой профессии этого недостаточно. Живой интерес ко всему, что нового (историю оставим на первый пункт – эрудицию) в кино, компьютерных играх, музыке, архитектуре, литературе, живописи, моде… продолжает формировать дизайнера, способного быстро предлагать изящные, актуальные и интересные решения, за которые охотно заплатят!

  7. Знание технологии. Как будет реализован предлагаемый дизайн? Какие программные инструменты (готовые решения, популярные библиотеки, фреймворки) при этом могут или должны быть использованы? Знание UI/UX-специалистом технических возможностей и ограничений значительно повышает качество, скорость и качество реализации, маржинальность продуктов с применением его дизайнерских решений.

  8. Знание психологии. Дизайнер работает с людьми и для людей. Логично, что на каждом этапе работы требуются прикладные знания того, как работает человеческий мозг: клиента – для успешного ведения переговоров и презентаций, потенциального потребителя – для  эффективного вывода на рынок нужного продукта или услуги, пользователя – для создания лучшего опыта взаимодействия с продуктом.

  9. Тайм менеджмент. Деятельность дизайнера встроена в дорогостоящие рабочие процессы команды. Результат должен поступать в нужном объеме, в лучшем качестве и в нужный срок. А для этого нужно умело управлять собственным ресурсом и временем.

  10. Владение инструментами. И важное дополнение, с учетом вышеизложенного – виртуозное! – позволяющее не только работать с максимальной эффективностью, но и быстро подключаться к проектам, коммуницировать с другими специалистами и так далее. Залог такого владения – постоянное развитие навыков работы со своим основным инструментом, в нашем случае – с Figma. 

Хотя я уделил достаточно внимания каждому пункту – это лишь стартовая точка, от которой начинается путь изучения и проработки нужных профессиональных навыков.

И вот теперь я готов ответить на ваш вопрос – своим вопросом: настолько ли вы любите дизайн, чтобы связать с ним свою жизнь минимум на ближайшие лет 5, ато и 10? А теперь замените в этом длинном списке качеств успешного специалиста «UI/UX дизайн» на какую-то другую профессию – и вы получите примерно похожий профиль успешного: бизнес-аналитика, продукт-менеджера… 

Только в той профессии, к которой у вас лежит душа вы будете успешны, ведь сложностей на пути ее освоения для вас просто не будет – будут только интересные особенности и новые вызовы. Это точно UI/UX дизайн?! Тогда задавайте следующий вопрос! 

Что происходит с рынком найма сейчас? Какие прогнозы/тренды вы наблюдаете? Какие требования к джуниорам предъявляются на рынке? Какие вопросы ждут молодых на собеседовании? Какие советы вы можете дать джуниорам, которые ищут работу?

Я сделал «домашнее задание», готовясь к нашей встрече, а именно – созвонился и пообщался с нашей выпускницей, Анастасией, которая по прекрасному совпадению выходит на новое место работы уже в этот понедельник. Так что этим горячим данным всего несколько часов! (На самом деле прошло примерно полгода до выхода статьи, но материал не теряет актуальности)

Прямо сейчас рынок перегрет, на вакансию джуниор-дизайнера HR получает сотни откликов. Ситуация на рынке динамичная, так что в любом случае, нужно работать над качеством своего предложения на рынке: резюме, портфолио, чтобы быть впереди конкурентов. Это касается и джунов, и мидлов, и всех остальных – просто со своими нюансами. Так что, на мой взгляд, стоит концентрироваться именно на себе, независимо от обстановки. 

И использовать знания о рынке. Если HR получил 300 откликов, станет ли он вчитываться в «возраст» и «семейное положение» каждого кандидата, длинный текст «О себе»? Скорее всего нет, просто физически не сможет. А вот что он точно будет делать – буквально сканировать в каждом резюме, как поисковый робот, вхождение ключевых фраз, соответствующих вакансии. Используйте это знание, помогите HR: сделайте индивидуальное предложение, с сопроводительным письмом и полным набором контактов. На вопросе наличия портфолио, вы понимаете, я даже не останавливаюсь.

Возможно, в какой-то момент, на рынке будет один дизайнер на 100 вакансий, тогда можно будет просто сделать рассылку и ждать, кто предложит больше… но сегодня явно не тот случай)) Это шутка, конечно, но с долей правды – относитесь к складывающейся ситуации с прагматизмом и холодной головой. 

Кроме матчасти на собеседованиях часто вопросы касаются насмотренности – как именно соискатель работает над саморазвитием: какие ресурсы отслеживает, на кого подписан и т.д. Что логично, в непринужденной светской беседе (а проще говоря – болтовне) легко распознать человека увлеченного своим делом, способного привнести в команду что-то необычное и ценное.

Пару слов про знание английского – это обязательное требование в вакансиях от компаний, работающих с иностранными заказчиками или с международными командами в своих проектах. 

И еще один важный момент: везде где есть люди и есть деньги – будет и мошенничество. Хотя рынок и не на стороне соискателей, проверять потенциальных работодателей нужно обязательно. Отзывы можно найти на профессиональных площадках: сайтах, телеграм-каналах и др.

Какие перспективы развития карьеры открываются после завершения курсов? Чего ждут работодатели? Куда развиваться дальше? Какие скиллы прокачивать, что учить новичкам?

Мне кажется очень показательным пример Анастасии. В течение года после завершения нашего курса она еще оставалась на прежнем месте работы. За этот год прошла более углубленный курс с созданием дизайна приложения со всей документацией в качестве портфолио. В свободное время читала рекомендованные курсами книги, посещала онлайн и оффлайн семинары. И только с этим опытом и насмотренностью, она ушла с работы и за два с половиной месяца постоянных поисков трудоустроилась в небольшую продуктовую команду. Важно: с точным знанием, что ей предстоит делать и чем она может быть полезна компании-работодателю. 

Теперь ей предстоит год упорной работы по профессии перед тем, как ей откроются новые возможности на рынке труда: с опытом работы от одного года найти предложения намного проще. Это крепкая стратегия – за 5 лет выйти на достойные условия работы в новой (и любимой!) профессии.


А вот что мне хочется донести всем тем, кто сейчас выбирает себе учебный курс: пожалуйста, точно отдавайте себе отчет – пройти короткий курс за полтора-два месяца и войти в профессию также, как это сделал кто-то, инвестировав в себя полтора-два года, просто по логике вещей, не получится.


Так что, если вы определились с профессией UI/UX дизайнера, следующий шаг – принять решение о том, как именно инвестировать в свое развитие. 

Внимательно выберите курс под свои требования и возможности. При выборе учебного заведения и курса я бы советовал в первую очередь обращать внимание на отзывы о конкретных учителях (наставниках, менторах, тренерах) – продуктивный контакт с опытным наставником самое ценное и дорогое, что может предложить обучение. 

Инвестиции – это не только про деньги, в первую очередь – это про наше время. Читайте книги, подписывайтесь на каналы опытных дизайнеров и успешных студий, посещайте тематические семинары, благо выбор источников информации сейчас просто огромный и многое доступно совершенно бесплатно. И возвращаясь к наставничеству и менторству: практические советы от опытного специалиста, в каком направлении двигаться и каких ошибок стоит избегать – могут сильно сэкономить ваше время, речь идёт про месяцы и даже годы. 

В итоге вам предстоит создать и сохранять баланс между финансовыми и временными вложениями в свой развитие, научиться отслеживать и поддерживать темп профессионального роста. На протяжении всех лет в профессии.

Зарплаты: сколько платят новичкам? Какой потолок зарплат в отрасли UI/UX-дизайна? Какие перспективы в отрасли?

В моем ответе не будет цифр, сразу перематывайте на следующий тайм-код, или выключайте видео, если вас в нем интересовал только этот вопрос))

На какую бы роль вы не претендовали в компании (дизайнер, программист, тестировщик и т.д.) определяющим в размере зарплаты является то, что именно компания приобретет с вашим появлением. А когда вы только начинаете свой профессиональный путь – возможно, компании даже придется инвестировать в вас время более опытных сотрудников – на ваше обучение и менторство. Поэтому вполне закономерно, что больших зарплат для специалистов, делающих первые шаги в профессии, работодатели не предлагают. И этим же продиктовано частое требование к кандидатам на позицию Junior «с опытом не менее 1-го года» – как минимум, такой молодой специалист выдержал проверку реальными задачами и не сбежал из профессии!

Ваша возможная стратегия в этом контексте – в первые годы продолжайте осмысленно и спокойно инвестировать в себя, при этом удерживая в поле зрения ближайшие 5 лет. На этом отрезке вашей жизни можно получить достойный профессиональный опыт и выйти на соответствующий вашим ожиданиям и рынку уровень зарплаты. У кого-то получится достичь нужного уровня быстрее – отлично! Ну а если динамика не удовлетворяет, возможно, какие-то процессы в карьерной стратегии стоит пересматривать и улучшать. Для этого нужно раз в полгода подводить итоги, сверяться со своими планами. 

Давайте применим тот же подход к вопросу о ваших перспективах в отрасли UI/UX-дизайна. При должном старании и любви к своему делу уже в скором будущем ваша работа не будет ограничиваться созданием красивых и удобных интерфейсов, нет. Она будет улучшать работу всей продуктовой команды, ускорять процессы продажи вашего продукта и повышать его маржинальность. Это та самая история win-win, от которой выигрывают все – и вы, и ваш работодатель или заказчик, и пользователи ваших продуктов!

И соответственно, год от года будет расти ваша ценность на рынке дизайнеров в целом. Если вы любите свое ремесло, вы просто будете идти вперед, принимая ответственность за более сложные задачи и каждый раз переходить на следующий уровень. И уже с этой точки зрения, я могу вам с уверенностью сказать – никакого потолка нет! 

В завершении своего ответа попробую опередить комментарии в духе «дизайнеров на рынке без вас много, пробиться невозможно». Это очень частое возражение, на самом деле)) Более того, много лет общаясь напрямую с клиентами на фрилансе, я часто слышал похожее суждение про самые разные отрасли бизнеса. И все они сводятся к пониманию того, что мы живем в эпоху изобилия, в котором услуг и товаров в принципе больше, чем нужно. И это не повод опускать руки! 

Вспомните свой личный опыт поиска подрядчика на любые работы или услуги: ремонта, репетиторства, бухгалтерии и т.д. Специалистов в начале поиска всегда будет много, но стоит немного уточнить критерии и вдруг окажется, что подходящих кандидатур почти нет! И к хорошим специалистам приходится записываться сильно заранее, потому что остальное их время уже расписано, причем за хорошую плату!

С этой точки зрения UI/UX дизайнер, выполняющий свою работу качественно и точно в срок, ничем не отличается от других востребованных профессионалов. И вполне логично, что когда такой дизайнер найден, ни команда, ни работодатель (или клиент), не захотят с ним расставаться, пока не решат все свои вопросы – а это месяцы и годы взаимовыгодного сотрудничества.

Как вы обучаете учеников? Как вы сочетаете теорию и практические задания для получения реального опыта?

Я преподаю короткий вводный курс, который помогает слушателям определиться с тем, что такое UI/UX-дизайн на практике и готовы ли они связать с ним свое будущее. По умолчанию курс на 70% состоит из лекций и общения, остальные 30% – практическая работа. 

Но при желании каждый может изменить баланс для себя в любую сторону. Например, можно просто сделать небольшой сет из кнопок «на зачёт», а можно по собственной инициативе устроить супер-проект создания комплекта из сотен кнопок различных видов и состояний! И так делают многие ученики, что каждый раз меня очень радует! А можно и просто прослушать курс, не выполняя домашку, то есть получить 100% лекций. В этом случае слушатель просто получит справку о прохождении курса (без сертификата), и некоторых выпускников этот вариант вполне устраивает. 

Такой подход к выполнению практической работы подсвечивает важные процессы. Слушатель получает четкое понимание, способен ли он «впахивать на этой работе», как минимум, так же как его конкуренты – соседи по партам)) А я, в свою очередь – обратную связь о каждом ученике: его способностях, увлеченности, усердии. Личные результаты, планы и возможные перспективы мы обсуждаем с каждым выпускником на последнем занятии. 

И здесь же стоит отметить, что до конца курса еще ни одной группы в полном составе не доходило. Что тоже хороший результат, ведь на старте понять, что UI/UX дизайн не для тебя (слишком сложно, долго, неопределенно), кому-то позволяет сэкономить время для каких-то других начинаний. Если по итогам просмотра этого видео кто-то пришел к такому же выводу – значит мы тоже хорошо поработали)) Кто больше не хочет в UI/UX дизайн?! Поставьте, пожалуйста, лайк этому видео!

Кто же, наоборот, загорелся еще сильнее от перспектив и особенностей профессии – тоже ставьте лайк и пишите в комментариях, что именно вас вдохновляет на серьезные изменения в своей жизни, чтобы со временем получить работу своей мечты)) А я в завершение только могу пожелать вам удачи, как и всем кто смотрел это видео! 

*** Завершение видео. Камера, мотор, свет ***

Надеюсь вам была полезна эта статья, если так – буду признателен за обратную связь в комментариях. А если у вас есть желание оставаться на связи – добро пожаловать в мой телеграм-канал @uxseniorjunior (он только начал свою работу).

Спасибо за уделенное время! И, еще раз обращаясь к книге Мэттью Макконахи, пусть во всех начинаниях вам будет сопутствовать зеленый свет!

Нравится 1
188
1

Подпишитесь на еженедельный
дайджест

Редакция отбирает лучший контент за неделю и отправляет его на вашу почту

Cпасибо за подписку!

Письмо с подтверждением отправлено на адрес . Если вы не можете найти письмо во входящих, проверьте папку спама

  • Новые
  • Старые
  • Популярные

Рекомендации

только для зарегистрированных
только для зарегистрированных
Подтвердите действие
Точно?
Сообщение
Текст
Подтвердите действие