Дизайн-мышление — концепция создания продуктов и услуг, ориентированных на интересы человека. Она позволяет быстро пройти путь от идеи до результата через этапы понимания потребителя. Выявление его реальных потребностей. Генерации и выбора ключевых идей. Создания и тестирования прототипа на реальных пользователях.
В основе дизайн-мышления лежат факты
- Ошибки помогают найти оптимальное решение;
- Идеи воплощаются в прототипы;
- Коммуникация с пользователем;
- Командная работа. Генерация идей.
Дизайн-мышление помогает избежать трёх классических ошибок
1. Проект запускается по той причине, что он «классный»
2. У проекта не проработано ценностное предложение. Очень часто проект просто повторяет за кем-то из ниши.
3. В продукте часто нет чёткой модели монетизации. Дизайн-мышление сразу выявляет, сколько и за что готов платить клиент, таким образом становится сразу понятно сколько можно заработать на проекте и какими способами.
Этапы дизайн-мышления
Эмпатия. На этом этапе мы разбираемся, что делают люди для того, чтобы решить определенную проблему. Наша цель на данном этапе — найти ответы на следующие вопросы: в чем заключается ключевая проблема нашего клиента/продукта? Какая информация нам нужна, чтобы решить проблему клиента/сделать продукт совершенным? Чтобы найти ответы на эти вопросы, мы пользуемся такими методами, как наблюдение, поиск информации в открытых источниках, интервьюирование, эксперимент.
Фокусировка. На этом этапе мы обрабатываем полученную информацию и формируем для себя общую картину. Цель фокусировки — получить вопрос клиента, на который нам нужно найти ответ.На этом этапе мы работаем с так называемыми “персона-моделями” — характерными пользователями продукта. Изучаем их стиль жизни, поведение и потребности для того, чтобы найти оптимальное решение проблемы.
Генерация идей. Думаем над способами и путями решения проблемы. Проводим мозговой штурм, где каждый из участников команды высказывает столько идей, сколько может придумать. Идеально, если в команде работают специалисты из разных областей. Цель — получить максимум идей и подходов.
Выбор идеи. Отсортировать рабочие идеи поможет диаграмма Венна: она представляет собой три пересекающихся круга — ценность для бизнеса, польза для человека, технические возможности. В центре пересечения всех трех сфер находится ваш сервис. Соответственно, мы выбираем идеи, которые одновременно ценны для бизнеса, полезны потребителям и технически реализуемы.
Прототип. Одна из основ дизайн-мышления. Он нужен и для решения проблемы и, если это не получилось с первого раза, для генерации новых идей.
Тестирование. На этом этапе вы смотрите, как ваш потенциальный пользователь будет взаимодействовать с прототипом. Очевидно ли для него решение, которое вы предлагаете? Какие сложности у него возникают при взаимодействии с прототипом? Наблюдайте за его действиями, ставьте ему задачи, что делать с прототипом. Спрашивайте у людей, что их не устраивает в модели, какие неудобства возникают.