Сегодня коснёмся непростой темы - имеет ли право ux/ui дизайнер выбирать с кем ему работать? Адепты курсов и успешных успехов без тени сомнения скажут: "Да! Выбирай только богатых и знаменитых". Новичок фрилансер скажет: "Надо брать любую работу. А с опытом брать только самых жирных".
Кажется всё просто
Пришёл клиент, ты посмотрел задачу, обсудил условия, взял предоплату и пошёл работать. Это - хорошая схема, если вы хоть немного разбираетесь в сфере, слышали о конкурентах клиента и представляете себе его целевую аудиторию. Если вам дали ТЗ, все материалы и ответили на все вопросы.
Если не разбираетесь в сфере, но умеете собирать и анализировать информацию, есть насмотренность - тоже вроде нормальный вариант.
Так что не так?
Иногда возникают проекты из смежных областей. Скажем, ты специализируешься на продающих лендингах, а тебя просят нарисовать логотип и визитку. Технически вроде не сложно. Но ты этого никогда не делал, и вряд ли будешь специлизироваться на визитках.
Или бывает, приходит клиент: "Сделай мне копию этого сайта. Цвета поменяем и ок. Логотип, правда тоже надо поменять. И картинки нужны другие. Шрифты тоже надо другие - мы должны отличаться". Ну вы поняли.
Бывает, что приходят очень сложные проекты. Продающий сайт элитного московского ЖК. Есть брендбук, лого, 3D-рендедры и маркетинговая стратегия. Но нужны красивые анимации в 3D, интерактивные схемы района и нестандартные переходы между экранами.
По-хорошему, надо задуматься. Но чаще мы просто кидаемся в омут с головой и надеждой. К сожалению, такой подход нередко приводит к плохим результатам. Клиент недоволен, сроки затянуты, бюджет уже себя не окупает, да и сам дизайнер устал.
Хорошо, если дизайнеру хватает ответственности довести дело до конца при любом раскладе. Хуже, когда он начинает уходить с радаров.
Проблема заключается в одной маленькой детали
Текущие условия рынка и маркетологи приучили дизайнеров гоняться за деньгами и заигрывать с клиентами. Именно заигрывание мешает трезво оценить входящую информацию по проекту, клиента и собственные силы.
Мы пытаемся всячески удержать клиента. Обещаем сделать то, в чём не разбираемся, сокращаем сроки, уменьшаем стоимость. Что угодно, лишь бы клиент заказал. "Любой каприз за ваши деньги", "Ввяжемся в драку, а там посмотрим", - всё это очень плохие стратегии.
Мой чеклист
Лично я разработал чеклист для новых проектов. За шесть лет, кажется, он не потерял своей актуальности.
Итак, для ответа на вопрос "брать или не брать", идём по списку:
1. Этот проект поможет мне достичь главной цели
Держите в голове вашу цель.Помните зачем вы вообще этим всем занимаетесь. Просто "нравится" - не вариант. UX/UI дизайн - это не свободное творчество.
2. Клиент видел мои работы и они ему нравятся
Ваша задача - публиковать работы. Задача клиента - понять, что результат будет именно таким.
Одно время я прямо спрашивал "Какие мои работы вам понравились?".
Если клиент не может ответить - он не знает, какой результат получит. Значит его ожидания не совпадут с реальностью.
3. Клиент согласен на предоплату
Предоплата - это нормальная практика в деловых отношениях. Процент варьируется, в зависимости от задачи и ваших дизайн-процессов. Разумеется, никаких тестовых заданий "для проверки ваших навыков".
4. Клиент согласен работать удалённо
Удивительно, но до сих пор встречаются люди, настаивающие на приезде к ним в офис в первом же сообщении.
Сначала попросите информацию о потенциальном проекте, материалы, ссылки.
В офис имеет смысл ехать на подписание договора. И то, сейчас есть ЭДО.
5. Мне понятна задача и я знаю как её сделать
Как раз про трезвую оценку собственных сил.
6. Задача связана только с дизайном
У меня часто бывали проекты, где требовалось не только спроектировать и нарисовать дизайн.
Но и активно поучаствовать в обсуждении бизнес-моделей, маркетинга и вещей не связанных с работой дизайнера.
UX - это исследования пользователей, UI - это внешний вид продукта, маркетинг - про рынок и продажи, бизнес вцелом - ответственность за всё вообще. Не берите на себя лишнего. Риски бизнеса - это риски клиента. Мы можем лишь честно помочь ему в рамках своей специализации.
7. Есть ТЗ, описание, фотографии, тексты
Всегда проверяйте что есть на старте. Спросите качественные фотографии продукта, тексты для размещения в макетах, контакты, логотип в векторе, брендбук, ссылки - что угодно.
8. Стоимость задачи от N-ой суммы
Демпинг - всегда плохая идея. Не опускайтесь ниже комфортной для вас суммы. Иначе потеряете интерес к проекту и будете раздражаться от каждой правки.
9. Процесс коммуникации
Некоторые отвечают на сообщения слишком медленно или слишком быстро. Некоторые быстро сканируют сообщения и не замечают важных моментов. Некоторые не отвечают на все ваши вопросы. Иногда встречаются грубые индивиды. Прерывайте некомфортное общение.
И самое главное
Проект должен быть созвучен вашим внутренним ценностям. В конечном итоге, только это поможет вам сделать для проекта всё возможное (даже в обход чеклиста), а клиенту получить лучшего исполнителя )