Ksenia Krylova
Ksenia Krylova
3 мин. читать
6459 показов
1907 открытий

Пользовательские сценарии

В разных компаниях и у разных дизайнеров свои фреймворки, опыт и потребности. В русскоязычных источниках дополнительную путаницу вносит перевод user flow, task flow, user scenarios, user journey и даже иногда cjm, как сценариев. Эта заметка не претендует на абсолютную истину — просто делюсь личным опытом.


Сценарий — это путь пользователя из начального состояния к достижению своей цели. Сценарии делятся на основной, дополнительные и экстренные. Основной сценарий — это самый короткий путь до цели. Ответвления от него называются дополнительными сценариями. Есть ещё экстренные — это всякие ошибки.

Насколько подробными и детализированными составлять сценарии зависит от потребностей дизайнера

При обсуждении с заказчиком нового продукта полезно набросать путь пользователя крупными мазками. При проектировании интерфейса дизайнеру нужна более детальная проработка. При исследовании работы пользователей с уже существующим продуктом сценарии могут быть очень подробными, чтобы ничего не упустить.

Как я делаю сценарии

Я составляю сценарии в фигджеме. В некоторых компаниях приняты строгие нотации для сценариев. Мне в работе это не нужно, мне важнее простота и скорость.

Сначала обозначаю точку входа. Можно начать с первого экрана, который видит пользователь, или с первого действия (особенно полезно, когда пользователь выполняет задачу в нескольких приложених): «Стартовый экран», «Открывает вызов такси», «Получил задание от начальника сделать выгрузку» и т.д.

Потом результат — пользователь достиг своей цели, «Получил заказ с едой», «Вызвал такси», «Скачал выгрузку».

Между ними прописываю шаги, которые пользователь должен совершить, чтобы достичь результата кратчайшим способом.

Основной сценарий

Сценарий всегда пишу от лица пользователя — важно мыслить не экранами, а действиями. То есть не «система выводит попап со справочной информацией», а «пользователь видит справочную информацию». Это позволяет не уйти в придумывание фич на ходу и не привязываться к интерфейсным элементам (например, по ходу проектирования я пойму, что нужен не попап, а подсказка прямо в интерфейсе).

Потом составляю дополнительные сценарии. Например, кратчайший путь авторизации — через смс, но есть и альтернативный через почту. Вот это — дополнительный сценарий. Или при заказе такси пользователь не просто указал точку назначения, а решил почитать про разные тарифы и отошел от основного сценария. Таких ответвлений может быть много.

Потом — экстренные сценарии. Что может пойти не так? Например, не пришёл код подтверждения, отключился интернет в процессе поиска машины, не смог найти необходимую информацию.

Очень важно, чтобы все сценарии куда-то приводили — или к выходу из сценария (например, направляем пользователя в поддержку) или к финальному результату. Не должно быть ситуаций, когда в сценарии ответвление никуда не ведёт. В реальности это значит, что мы бросили пользователя и он не знает, что делать дальше.

Если сценарий получается очень запутанный и сложный, лучше разбить его на несколько маленьких: например, отдельно прописать сценарий авторизации, отдельно заказа еды, отдельно — оставления чаевых. Абсолютно ок, если сценарий будет очень коротким. Это лучше, чем разбираться в слишком сложных схемах.

О пользе сценариев

  1. Составляя сценарии, вы думаете со стороны пользователя и его потребностей, а не со стороны продукта и разработки. Так делать удобные продукты гораздо проще, а шанс, что новая фича будет слишком сложной или вообще ненужной сильно уменьшится
  2. Команда и заказчик сразу понимает, о чём вы говорите, а вы понимаете их — синхронизироваться во мнениях со схемой перед глазами намного легче
  3. Когда видишь сценарий использования продукта, становится понятнее, куда можно внедрить новую фичу
  4. Имея на руках сценарий очень легко писать гипотезы и задания для юзабилити тестирования

Больше о дизайне пишу в своём телеграм-канале Неразрывный дизайн 🙃

6459

Подпишитесь на еженедельный дайджест с лучшими материалами

Каждый понедельник редакция отбирает и отправляет по почте самые интересные и полезные материалы за неделю.

Cпасибо за подписку!

Теперь каждый понедельник вам будет приходить на почту дайджест. Никакого спама, обещаем!

Читать ещё

Лучшее

Похожее

только для зарегистрированных
только для зарегистрированных
Подтвердите действие
Точно?
Сообщение
Текст
Ошибка загрузки файла
Рекомендуем {optim_res}px или больше. Вес файла не более 5МБ. Вы можете загрузить изображение в формате JPG, JPEG, HEIC, PNG или GIF.
Подтвердите действие