Алина Соболева
Алина Соболева
3 мин. читать
3216 показов
1003 открытия

Как правильно критиковать работы других людей или какая критика полезна

Наверняка каждый из нас сталкивался с «злобным критиком». Ну, тот самый, который разносит макеты или кейсы с позиции якобы супер жёсткого профессионала, хотя может даже не иметь своего портфолио или реального опыта работы. Зато знает, как надо в теории… кажется. Делает это нарочито грубо, жёстко и уничижительно.

Как будто нам и так не хватает своего внутренного критика, который  постоянно критикует наши же труды, обесценивает вложенные силы и знания. Но нет! Найдётся тот, кто просто изольёт на бедного дизайнера тонны негативной, а главное зачастую бесполезной, т. е. пустой критики.

   

Давайте разберёмся, какая критика полезна и как, собственно, правильно критиковать чужие работы

1. Критика не должна быть злой, унижающей и обижающей автора, как специалиста или человека. Критика должна быть исключительно о работе, о решениях в макете, об ошибках. Но точно не «автор выпей яду» или «убейся об стену» (кто-то ещё помнит, когда мы так выражались?)) Критика должна быть написана с уважением к труду и достаточно бережно к эго автора.

2. Полезная критика строится на веских аргументах, точных указаниях где и что стоить изменить. Т.е. «всё г@вно, иди переделывай» — это пустая критика, потому что: а) не указано, что конкретно не так; б) почему оно не так; в) не объяснили,  как сделать лучше.

3. Здорово, если критикующий подскажет, как сделать лучше или даже покажет примеры. Иногда критикующий прав в комментарии, что «вот тут надо изменить», но не всегда сам может знать или уметь объяснить, как сделать лучше. Так тоже бывает, это от нехватки опыта/знаний.

4. А сааамый добрый критик ещё и найдет хорошие моменты в работе и обязательно, в первую же очередь, скажет о них!

  

5. Самый идеальный вариант любой критики по «методу гамбургера» состоит из 3 этапов: найти и похвалить хорошее, аккуратно покритиковать «проблемные места», дать советы и снова похвалить работу.

А что же делать, если, например, вы начинающий дизайнер и пока не всё понимаете, но очень хочется поделиться своим мнением?

Хотя, наверно, это относится ко всем.

Почаще пишите «я-сообщения». Примеры: «мне кажется», «я бы сделал/попробовал вот так», «я сам только начал изучать дизайн, но читал, что лучше вот так». Избегайте прямых указаний автору, что и как ему «надо» сделать, лучше использовать слово «можно».

  

Есть ещё совет: посмотрите работы критикующего, чтобы понять насколько его опыт и советы могут быть релевантны для вас. Если вы видите, что в портфолио работы выше уровня, то можно попробовать прислушаться к советам. Или нет. Решать вам:)

И что же, скажете вы, если работы крутые и перед мной профи, но жестко уничтожает автора и его работу — имеет право?!

Нет, конечно! Опытным дизайнерам надо вспомнить себя. Все мы начинали, все ошибались (и продолжаем), все боялись выкладывать первые кейсы и критику. Да, раньше дизайн среда была очень токсичной, разговаривали в агенствах в основном матом, старшие обижали джунов. Но так быть не должно! Это не нормально, это токсично.

  

Будьте добрее к людям!
Нам всем всегда нужна поддержка и доброе слово:)

3216
1

Подпишитесь на еженедельный
дайджест

Редакция отбирает лучший контент за неделю и отправляет его на вашу почту

Cпасибо за подписку!

Письмо с подтверждением отправлено на адрес . Если вы не можете найти письмо во входящих, проверьте папку спама

  • Новые
  • Старые
  • Популярные

Рекомендации

только для зарегистрированных
только для зарегистрированных
Подтвердите действие
Точно?
Сообщение
Текст
Подтвердите действие