Наверняка каждый из нас сталкивался с «злобным критиком». Ну, тот самый, который разносит макеты или кейсы с позиции якобы супер жёсткого профессионала, хотя может даже не иметь своего портфолио или реального опыта работы. Зато знает, как надо в теории… кажется. Делает это нарочито грубо, жёстко и уничижительно.
Как будто нам и так не хватает своего внутренного критика, который постоянно критикует наши же труды, обесценивает вложенные силы и знания. Но нет! Найдётся тот, кто просто изольёт на бедного дизайнера тонны негативной, а главное зачастую бесполезной, т. е. пустой критики.
Давайте разберёмся, какая критика полезна и как, собственно, правильно критиковать чужие работы
1. Критика не должна быть злой, унижающей и обижающей автора, как специалиста или человека. Критика должна быть исключительно о работе, о решениях в макете, об ошибках. Но точно не «автор выпей яду» или «убейся об стену» (кто-то ещё помнит, когда мы так выражались?)) Критика должна быть написана с уважением к труду и достаточно бережно к эго автора.
2. Полезная критика строится на веских аргументах, точных указаниях где и что стоить изменить. Т.е. «всё г@вно, иди переделывай» — это пустая критика, потому что: а) не указано, что конкретно не так; б) почему оно не так; в) не объяснили, как сделать лучше.
3. Здорово, если критикующий подскажет, как сделать лучше или даже покажет примеры. Иногда критикующий прав в комментарии, что «вот тут надо изменить», но не всегда сам может знать или уметь объяснить, как сделать лучше. Так тоже бывает, это от нехватки опыта/знаний.
4. А сааамый добрый критик ещё и найдет хорошие моменты в работе и обязательно, в первую же очередь, скажет о них!
5. Самый идеальный вариант любой критики по «методу гамбургера» состоит из 3 этапов: найти и похвалить хорошее, аккуратно покритиковать «проблемные места», дать советы и снова похвалить работу.
А что же делать, если, например, вы начинающий дизайнер и пока не всё понимаете, но очень хочется поделиться своим мнением?
Хотя, наверно, это относится ко всем.
Почаще пишите «я-сообщения». Примеры: «мне кажется», «я бы сделал/попробовал вот так», «я сам только начал изучать дизайн, но читал, что лучше вот так». Избегайте прямых указаний автору, что и как ему «надо» сделать, лучше использовать слово «можно».
Есть ещё совет: посмотрите работы критикующего, чтобы понять насколько его опыт и советы могут быть релевантны для вас. Если вы видите, что в портфолио работы выше уровня, то можно попробовать прислушаться к советам. Или нет. Решать вам:)
И что же, скажете вы, если работы крутые и перед мной профи, но жестко уничтожает автора и его работу — имеет право?!
Нет, конечно! Опытным дизайнерам надо вспомнить себя. Все мы начинали, все ошибались (и продолжаем), все боялись выкладывать первые кейсы и критику. Да, раньше дизайн среда была очень токсичной, разговаривали в агенствах в основном матом, старшие обижали джунов. Но так быть не должно! Это не нормально, это токсично.