Всем привет, меня зовут Тата Зверева, я — дизайнер, а еще я — искусствовед. В этой рубрике, мы с вами попытаемся расширить мир дизайна и увидеть в искусстве много всего интересного и полезного. Для кого-то искусство может стать источником вдохновения, кто-то сможет узнать о своей профессии больше, а кто-то сможет использовать произведения искусства, как референсы.
В этой статье мы поговорим о современном искусстве и попытаемся ответить на несколько вопросов: «почему современное искусство такое странное и непонятное?», «зачем вообще обращать внимание на современное искусство, когда есть более понятное классическое?»и, наконец, «нужно ли дизайнеру современное искусство?».
Я не буду сейчас давать какие-то чёткие академические определения, не опишу предпосылки появления современного искусства, а сразу открою секрет и расскажу чем же занимается современное искусство.
Это искусство или нет?
Современное искусство ищет границы искусства, оно больше не занимается изучением «прекрасного». Оно не задается вопросом «что такое прекрасное» или «каким способом выразить это «прекрасное». Современное искусство задает вопрос «что такое искусство и где границы того, что мы называем искусством?». Этот факт позволяет искусству выйти за рамки живописи и классических паттернов художественного стиля, за рамки композиции и за рамки копирования мира и прийти, например, к абстракции. В понимании современного искусства художник больше не обязан выдавать «прекрасное», художник ищет свой уникальный способ выражения.
Это точно искусство?
Современное искусство проверяет зрителя на способность воспринимать, на отвращение, на интеллектуальную подготовку, оно всевозможными способами пытается понять что зритель считает искусством, а что — нет. Современное искусство — это искусство постоянно расширяющихся границ.
Художник = искусство?
Сегодня можно заметить тенденцию, как стили в искусстве разваливаются на персоналии. Современный художник — это и есть сам себе уникальный стиль. Современное искусство сложно поддается к какой-либо категоризации, схематизации, поэтому каждый современный художник — это художник своего стиля.
В современном искусстве мастерство исполнения уходит на второй план, теперь важно какие идеи и смыслы вкладывает в свои работы художник. Идея работы гораздо сильнее ее внешнего вида. В современном искусстве важна идея и ее уникальность, а исполнение вторично.
Современное искусство пришло к тому, что фигура художника стала более значима. До этого художник всегда был за своими работами, продукты его творчества репрезентировали его самого. В современном искусстве художник сам становится объектом искусства, он сам носитель искусства.
Так и зачем нужно это искусство?
И вот вы прочитали эту статью, а четкого ответа на вопрос «зачем же дизайнеру современное искусство?», так и не случилось. Поэтому я предлагаю снова прочитать этот текст, только замените слово «художник» на «дизайнера», а «современное искусство» на — «дизайн», и самостоятельно ответьте себе на этот вопрос.
Подписывайтесь на мой канал
Там выкладываю свои работы, пишу про дизайн и искусство