У меня сложилось впечатление, что нынче только и разговоров что о «продающем» дизайне. Хотя цели графического дизайна гораздо шире. И чтобы это показать, я разберу для вас виды плакатов. На плакатах вообще удобно теорию графдизайна объяснять. Потому что плакат — фундаментальный формат. Он компактный, но при этом гибок в применении. Кстати, у себя на Курсе я обучаю именно на плакатах.
1) Убеждающие плакаты («продающие», ёпрст)
Тот вид плакатов, из-за которых я захотел написать пост. Им сейчас уделяется слишком большое внимание. В первую очередь из-за популярности на фрилансе дизайна карточек маркетплейсов. Это чисто коммерческие плакаты, главная задача показать товар и перечислить его характеристики с преимуществами:
P.S. Да, я понимаю, что карточки на маркетплейсах это вообще-то многостраничные карусели, а не плакаты. И правда, в рамках одного плаката сложно рассказать обо всех важных характеристиках и преимуществах продукта. Только вот для целостности этой статьи я всё равно рассматриваю их как плакаты.
Дизайн подобных плакатов убеждает в покупке. Но не продаёт. Он не может быть «продающим» чисто по логике. Ну то есть задача дизайнера в таком плакате убедить зрителя в покупке товара. А как убедить? Да подать информацию о товаре так, чтобы зритель всё быстро считал, и удобно переварил. Желательно при этом сделать дизайн плаката подходящий, чтобы тот раскрывал эмоции товара. Поэтому тут скорее так — удачный плакат подобного вида не будет мешать продаже товара, а будет восприниматься как единое целое с ним.
Итого, убеждающие плакаты:
- MAX коммерция. Нацелены убедить тебя купить товар или услугу.
- Будут перечислять характеристики продукта и выпячивать его преимущества.
- В таких плакатах возможно закрытие на действие (qr-код, промокоды, бонусы) с целью подталкивания к покупке.
2) Оповещающие плакаты (промо-плакаты)
Плакаты, которые призваны оповестить (promote) о каком-то событии. Это могут быть функциональные житейские плакаты (например о дате майского субботника) или это могут быть афиши мероприятий, выступлений:
Оповещающие плакаты для релизов и анонсов — это особо важная тема в мире кино. Например вот два плаката, которые выходили к релизу моего любимого фильма Одержимость (Whiplash):
Итого, оповещающие плакаты:
- Оповещают о каком-то событии (мероприятия, выступления, анонсы, релизы).
- Будут с привязкой ко времени и дате. Это важно.
- Могут быть указания наград, рецензий (как и в убеждающих макетах).
3) Имиджевые плакаты
Что такое Имидж? От английского image — образ. Имиджевые макеты призваны укреплять и развивать образ продукта в вашем сознании.
Эти макеты ни в чём вас не убеждают. В них нет рассказа о преимуществах продукта. Нет указания времени и дат. Нет QR-кодов для сканирования. Зато в таких плакатах будут знаменитые фразы героев и метафоричные образы. Чтобы вам получше въелся образ продукта (онлайн-сервиса, машины, фильма, музыканта). Для примера, продолжим смотреть плакаты фильма Одержимость (Whiplash):
Заметили, чем отличаются имиджевые плакаты Whiplash, от оповещающих? В имиджевых нет дат, нет попытки оповестить о релизе или анонсе фильма. Это плакаты скорее для тех, кто уже смотрел фильм.
В имиджевых плакатах вы часто будете видеть логотипы или крупные названия продукта. И образы, связанные с ним:
Часто имиджевые плакаты делаются фанатами фильмов, музыкантов, машин и так далее. Фанаты вообще золото любого бренда, потому что фанатский контент может взлететь не хуже дорогостоящей маркетинговой кампании, а делают его бесплатно по-любви. Начинающим графдизайнерам для портфолио я рекомендую делать именно такие, имиджево-фанатские плакаты. Совместите приятное с полезным.
Итого, имиджевые плакаты:
- Нацелены закрепить в твоей голове имидж (image) продукта или бренда.
- Любят брать из образа продукта метафоры и цитаты.
- Могут быть сделаны фанатами, а не дизайнерами на заказ.
- Часто они про фильмы, музыку, тачки.
4) Смысловые плакаты
Эти плакаты не привязаны к конкретной компании или продукту. Обычно делаются энтузиастами, чтобы выразить какую-то важную мысль, замотивировать или пофилосовствовать. В общем, плакаты от людей для людей. Такой плакат приятно повесить у себя дома, если вы разделяете его смыслы. Им можно кратко и графично передать какую-то мысль для своих друзей и знакомых:
Смысловые плакаты по своей цели близки к имиджевым. В том плане, что ни к чему тебя не призывают. Но имиджевые плакаты привязаны к продукту, а смысловые привязаны к самой жизни.
Итого, смысловые плакаты:
- Никак не связаны с коммерцией.
- Делаются людьми для людей.
- Выплеск эмоций, самовыражение.
- Плакат, где нет цели, есть только путь.
5) Обучающие плакаты
Плакаты, которые передают полезную (некоммерческую) информацию. Такая информация никак не связана с брендами или продуктами. Это именно учебная инфа, чтобы мы больше знали и были большие умницы:
Итого, обучающие плакаты:
- Никак не связаны с коммерцией.
- Их задача чтобы мы узнали что-то полезное.
- Здесь никто не будет пытаться закрывать вас на действие (хотя могут задать домашнюю работу :)
Подытожим
Итого, я выделяю 5 видов плакатов по своим целям:
1) Убеждающие (в покупке)
2) Оповещающие (promo)
3) Имиджевые
4) Смысловые
5) Обучающие
Примечательно, что каждый из этих видов плакатов может стать отдельной ультра-специализацией графического дизайнера. Что полезно, если вы фрилансите. Сможете запомниться клиентам своей спецификой. Успехов ;)
Если интересно, то заглядывай ко мне учиться.