Недавно пригласили меня выступить с лекцией в Москве, взял в поезд «Дженерейшен пи» Пелевина, которого не брал в руки лет 20. И вот сижу-читаю и натыкаюсь на смешную, забытую мной сценку, где университетский товарищ Вавилена Татарского приглашает его на работу в качестве криэйтора. Татарский его переспрашивает:
- Криэйтором — это творцом, если перевести?
- Творцы нам тут на х... не нужны, криэйтором, Вава, криэйтором.
Тогда, в конце 90-хх, когда роман сочинялся, слова креатив, криэйтор и креативность только входили в повседневный русский язык, но как мне видится сегодня с моей профессиональной кочки, слово то прижилось и стало общеупотребительным, но смысл его до сих пор не совсем ясен. Вернее так, большинство просто не улавливает разницу между творчеством и креативом. А разница существенная. Возможно, это связано с тем, что английское слово «creative» переводится на русский как «творческий», не знаю…
Вот, например, список креативных профессий, который я нашёл на портале для абитуриентов postupi, помогающем в выборе будущей профессии: дизайнер, художник, писатель, музыкант, композитор, режиссер, фотограф, архитектор, креативный директор. Большая часть профессий из списка не являются по факту креативными. Я бы решительно вычеркнул: писателя, музыканта, композитора и фотографа. Всё это – творческие профессии, к креативу не имеющие особого отношения и добавил – разработчика ПО, бизнес стратега и ещё ряд.
Попытаюсь объяснить свою позицию, никого не обидев. Творчество – процесс спонтанный, имеющий целью удовлетворение прошитой в человеческом психе потребности. Рабочий инструмент творчества – эмоциональный интеллект. Через творческий акт человек исследует себя, окружающий мир и выдаёт субъективный, личностно окрашенный результат. Симпатии зрителя настоящего творца мало волнуют. Он может не чувствовать дискомфорта и в положении «никем не понятого», испытывая мазохистское наслаждение от того, что он так тонок, так сложен для понимания большинства и бла-бла-бла…
Креатив – это алгоритм поиска оптимального решения трудно решаемой задачи. Рабочим инструментом тут является рациональный интеллект. Рациональный способ думания позволяет принимать глубокие, продуманные решения, отличающиеся высоким уровнем системности. В основе большинства креативных технологий лежит способность находить тончайшие причинно-следственные связи там, где их наличие поначалу не просматривается. Креативность — это не столько состояние души, или врождённый талант, сколько набор технологий. Навык управления креативностью принадлежит к высокопрофессиональным навыкам и требует постоянной тренировки мозга.
Алан Флетчер (1931 – 2006), один из самых влиятельных персонажей британского графического дизайна, создатель студии Pentagram пишет: «Дизайнерам графикам необходимость развивать способность к «мозговой акробатике», чтобы ум мог манипулировать реальностью, избегая банальностей. Эффективный дизайнер должен обладать доверчивостью ребенка, преданностью евангелиста и выносливостью военного моряка». Па-па-па-пам! Мощно сказано…
Я постоянно наблюдаю подмену одного другим, особенно в контексте дизайн образования. Дизайнерская молодёжь, берясь за проект, хочет рефлексировать и эмоционировать, и сопротивляется тому, чтобы анализировать и синтезировать. Один мой очень неглупый товарищ, дизайнер и педагог, как-то пошутил на эту тему: «Хороший дизайнер от плохого отличается тем, сколько раз он в процессе проектирования включает мозг» и добавил: «Большинство вообще не знает где он включаются». Грубо, конечно, но убийственно точно. Креативный процесс – вообще энергозатратное занятие, заниматься чистым творчеством в дизайне и проще и приятнее, однако дизайн – это управляемая коммуникация, со всеми вытекающими.
Хочу пригласить подписчиков Dsgners, в свой уютный ламповый бложек в Телеграмм. Основная масса – выпускники моей онлайн школы Айдентика, но есть там и «старички», Петя Банков, Коля Шток ну и целый ряд менее известных широкой публике дизайнеров, одним словом – компания более чем приличная. Говорим о дизайне, делимся опытом, книжками и всем, чем Бог послал. Залетайте: https://t.me/+eGC5bJnb27M0YzNi