Авито
Авито
10 мин. читать
1048 показов
285 открытий

Дизайнер в игре! Как превратить работу над продуктом в настолку

Привет! Я Таня Кацубо — дизайнер в Авито. Когда я только начинала работать, столкнулась с тем, что бо́льшая часть задач продуктового дизайнера — это не отрисовка макетов и создание удобного интерфейса, а согласования, бизнес-процессы, обсуждение рисков и метрик. Всё это казалось мне сложным и скучным, пока однажды я не заметила, как сильно это напоминает продуманную настольную игру. А я такое люблю.

В статье расскажу, как выстроены процессы в продуктовой команде Авито, покажу, с какими задачами сталкиваются дизайнеры, и попробую доказать вам, что если относиться к работе, как игре — то процессы могут быть куда увлекательнее. 

Статья будет интересна начинающим дизайнерам и тем, кто только пришёл в продуктовую команду и пока не понимает, как там выстроены процессы.


Дисклеймер

Мы с командой искали способ увеличить метрику конверсий в оплату с карточки товара. Процесс строился по методологии double diamond, а чтобы сделать процесс нагляднее — провела аналогию с настольной игрой и нарисовала карту. 

Некоторые шаги проработки продукта я опустила, чтобы не растягивать материал, и оставила этапы, где дизайнер участвует больше всего.

Про то, как мы используем методологию double diamond, я тоже не буду рассказывать подробно, но вы можете узнать об этом из статьи моего коллеги Кости Шадрина на Хабре:

👉 Статья «Продуктовые процессы в Авито» 


Узнаём правила игры — понимание задачи

Первый шаг в любой настольной игре — узнать правила: в чём смысл игры, какие условия нужно выполнить, чтобы победить, как выглядит карта и куда ходить. Такой же этап есть и в работе продуктового дизайнера. 

В начале квартала продакт приносит гипотезу, с которой команда будет работать — это и есть задача, которую будем решать. Картой для нас служит double diamond — стандартный путь продукта в компании от построения гипотезы до выхода в продакшен. Я визуализировала эту схему так, чтобы она стала похожа на настоящую карту для настольной игры:

Визуализация методики double diamond в виде карты

Получилось 2 острова: левый отражает процесс discovery, правый — delivery, а между ними ещё множество небольших этапов, которые проходят команды в процессе проработки продуктов. 

Расскажу подробнее про задачу, которую мы с командой решали.

Решили протестировать возможность покупки товаров в 1 клик на Авито. Сейчас стандартный пользовательский фолу покупки товара на Авито состоит из таких этапов: 

Человеку нужно перейти в чекаут, проверить товар, перейти в оплату, получить проверочный код и оплатить. В интерфейсе Авито процесс выглядит так:

Стандартный флоу покупки товара с доставкой на Авито

Продакт предложил протестировать возможность изменить этот флоу и сократить весь процесс покупки до одного шага — нажатия на кнопку «Купить в один клик». Проект мы так и назвали: «Реальный один клик». Цель нашей игры — увеличить метрику покупок из карточки товара. 

Но, как в любой игре, так и в продуктовом дизайне большинство задач имеют свои ограничения и сложности. Расскажу, что было у нас. 

Столкнулись с препятствиями — другие кнопки покупки на карточке товара. Дело в том, что купить товар из карточки объявления можно сразу несколькими способами: например, купить с доставкой, добавить в корзину и купить из неё, связаться с продавцом и договориться о сделке лично. 

Для всего этого на карточке товара есть отдельные кнопки, поэтому мы понимали, что добавление ещё одной могло повлиять на пользовательский флоу и снизить все метрики продукта. 

Сформулировали задачу: придумать блок, который отличался бы от всех остальных на карточке, не отпугивал пользователей и не занижал метрики по другим оплатам, а наоборот — растил конверсию в оплату. 

Победой в такой игре мы считаем зелёные результаты A/B-тестов и последующую раскатку продукта на пользователей Авито.

Мы с командой изучили правила «Игры» — обсудили, какие метрики хотим вырастить нашей гипотезой, подумали, будет ли фича удобной для пользователей, и построили пошаговый план работы. Настало время делать первый ход.

Первая фаза игры — дискавери 

На первом шаге игры ведущий обычно раздаёт карточки. В нашем случае такими карточками были тестовые макеты, которые мы отправляемся рисовать после обсуждения гипотезы. Без тестовых макетов делать ходы не получится. 

Проработали около ста вариантов расположения, формы и размера новой кнопки, вот несколько вариантов:

Стопка карт, с которыми начали игру

После проработки разных вариантов расположения и формы блока мы решили сделать его в нижней части карточки товара под основными кнопками действия: «Добавить в корзину», «Купить с доставкой». Сделали так, чтобы отделить кнопку покупки в один клик от других и не путать пользователей. 

Поместили на кнопку сумму оплаты, а ещё добавили рядом информацию о карте, чтобы сразу показывать, откуда спишут деньги. 

Получили на руки 100 карт с макетами для продукта «Реальный один клик». Теперь можно делать ход и двигаться на следующие поля для обсуждения макетов. 

Отправились на поле «Дизайн комитет» со стопкой макетов. Дизайн комитетом мы в Авито называем группу арт-директоров и других лидов, к которым можно обратиться, чтобы получить советы по доработке макетов. 

Я собрала вводные по задаче, написала вопросы и пошла с этим к коллегам. 

Переместились на поле «Дизайн комитет»

Арт-директора помогли мне проработать аудиторию новой фичи, сделать оформление более простым, а кнопку более заметной. 

И тут у меня есть совет:

💡 На каждом шаге игры обращайтесь за помощью к диско-команде или другим дизайнерам. Делать это можно неограниченное количество раз, но важно чётко формулировать проблему и вопросы, иначе всё только усложнится, а советы будут размытыми и добавят вам новых проблем.

После обсуждения макетов с арт-директорами и нескольких раундов доработки мы готовы делать следующий шаг — двигаться к продакту для согласования. 

Двинулись на поле «Продакт». 

Двигаемся к полю «Продакт»

Он помог финализировать макеты, определил дальнейшие шаги и дал доступ к следующему этапу — delivery.

После обсуждений и согласований с командой, мы решили разместить блок «Купить в один клик» внизу карточки товара и с этим макетом двинулись на остров, где живут разработчики. 

Финальные макеты, с которыми мы пошли к команде разработки:

Интерфейс блока «Реальный один клик» для светлой и тёмной тем

Вторая фаза игры — деливери 

Переходим на поле develop

Получили на руки пачку сложностей. На участке develop правила немного меняются. Карты тут — это уже не макеты дизайнов, которые мы разрабатывали на прошлом шаге, а технические ограничения. Вот несколько карт, которые получили мы: 

Колода с техническими ограничениями для разработки нового блока «Купить в один клик»

Обычно дизайн продуктов не существует в вакууме. Когда гипотеза доходит до этапа delivery, появляются дополнительные вводные, например, сложности с отображением элементов на экранах, с разным разрешением, ограничения системы оплаты, несоответствие макетов после разработки тому, что закладывал дизайнер, юридические тонкости.

Все эти поля дизайнер тоже проходит вместе с командой и шаг за шагом дорабатывает макет. 

Так как наш продукт был связан с оплатой товаров, первое поле, на которое мы отправились — отдел финансов.

Перешли на поле «Финансы». Нужно было узнать у коллег, какие возможности и ограничения у нас есть. Например, в первой фазе игры мы поместили рядом с кнопкой оплаты логотип банка и номер карты пользователя, которая подключена к Авито.

Слева от кнопки «Оплатить» хотели показывать логотип банка

Когда пришли в отдел финансов, оказалось, что определять банк и отображать его логотип в интерфейсе мы не умеем, зато умеем показывать платёжную систему привязанной карты. Например: Visa или MasterCard. 

Получив новые вводные, я пошла перерисовывать макеты. В результате получился такой набор карт:

Заменили логотип банка на логотипы платёжных систем

После доработок на поле финансов мы с командой отправились к юристам.

Двинулись на поле «Юристы». Так как мы хотели сделать оплату в один клик быстрой и простой, то добавили на макет кнопку «Купить в один клик». Если у пользователя в мобильном приложении подключена банковская карта, то оплата должна происходить автоматически после нажатия. 

Вот как это выглядело в интерфейсе:

Первая версия кнопки оплаты

Но юристы объяснили, что делать такую кнопку небезопасно. Человек может случайно нажать на неё, и деньги тут же спишутся с карты. Чтобы идти дальше, нам нужно было найти решение, как защитить пользователей от мискликов и при этом оставить оплату быстрой и простой. 

В итоге решили сделать слайдер вместо кнопки. Проработали разные варианты и остановились на таком:

Кнопка «Оплатить» превратилась в слайдер, который нужно «потянуть» для оплаты

Чтобы произвести оплату, человеку теперь нужно провести пальцем слайдер до конца, и только тогда деньги спишутся с карты. Благодаря такому решению, мы сделали процесс оплаты более осмысленным и защитили пользователей от мискликов. 


💡 Прежде чем отрисовывать новый элемент, проверьте, нет ли его в вашей дизайн-системе. Советую на всех этапах пути как можно чаще обращаться к вашей дизайн-системе. Скорее всего, там уже есть часть решений, которые используются в продукте. Вы сможете взять оттуда готовый вариант дизайна и не будете тратить время на доработки. 

Помните, что задача дизайнера в продуктовой команде — не придумать самый красивый интерфейс, а протестировать гипотезу и получить инсайты от пользователей как можно скорее. На языке продактов — сократить time to market. 


Пошли на поле «Разработка». На одном из предыдущих шагов мы решили, что будем делать слайдер с надписью «Купить в один клик» — такое решение поможет избежать случайных нажатий. А чтобы привлекать внимание пользователей к новой фиче, коллеги из дизайн комитета посоветовали нам добавить анимацию с переливом цветов на надписи «Купить в один клик». 

С этим запросом мы и пришли в команду разработки. Но в процессе проработки анимации слайдера мы с разработчиками столкнулись со сложностями и получили пачку новых карт.

Нужно было решить проблемы прежде чем переходить к финальному A/B-тесту. Расскажу о нескольких проблемах и том, как мы подошли к их решению.

🏴‍ Сделать градиент и анимацию оказалось не самой простой задачей. Нам с разработчиками потребовалось несколько итераций, чтобы определиться с цветом перелива, скоростью и логикой этой анимации. 

Тестировали поведение слайдера во время оплаты

🏴 Ещё один вопрос возник, когда мы решали, как долго пользователю нужно будет тянуть слайдер, чтобы оплата прошла. 

Разные состояния слайдера «Купить в один клик»

Так как мы хотели защитить покупателей от случайных нажатий, то и слайдер тоже нужно было сделать «безопасным», чтобы от малейшего прикосновения к нему не происходило автоматической оплаты. Мы с коллегами вручную тестировали слайдер, определяли, как долго его нужно тянуть, чтобы оплата прошла успешно.

После прохождения всех участков, карт с проблемами у вас на руках остаться не должно. К битве с боссом мы переходим с одним финальным решением, которое и будем тестировать: 

Финальный вид продукта, который тестировали на A/B-тесте

Битва с боссом — A/B-тест

После того как макеты согласованы, а бизнес дал добро, нас ждёт финальный босс — A/B-тест. Условия выигрыша такие: если метрики прокрасятся зелёным — мы победили, красным — проиграли. 

Наш новый продукт был рассчитан только на мобильное приложение Авито, поэтому тесты мы прокатили на пользователей iOS и Android. Одной части показывали объявления с кнопкой «Купить в один клик», а другой — стандартные объявления без этой возможности.

Проиграли финальное сражение, но так бывает. После проведения A/B мы увидели, что пользователи Android совсем не пользуются новой кнопкой, а пользователи iOS покупают товары с помощью быстрой оплаты, но не так часто, как нам хотелось бы. 

В итоге на тестах мы не получили положительных результатов, поэтому проигранная битва с боссом вернула нас в начало игры, и мы снова запускаем процесс дискавери. 

После первой партии мы с командой поняли, что можно доработать в продукте. Например, подумать над расположением блока, его яркостью и поработать с техническими ограничениями, чтобы для пользователей новый блок стал более заметным и понятным. 

Вернёмся с новыми версиями продукта после доработки и снова сразимся с финальным боссом, но уже имея на руках преимущество в виде опыта. 

После всех итераций игры я сформулировала такой совет: 


💡 Попробуйте относиться к рабочим задачам как к настольной игре и проходите уровни с интересом. С таким майндсетом вы сможете сместить своё внимание с неудач. Заметите, что каждая пройденная партия игры даёт новые знания о пользователях и продукте, прокачивает навык договариваться с коллегами из разных отделов, да и в целом улучшает умение работать в команде. 

Возможно, благодаря такому подходу, процесс работы над новыми задачами станет для вас более увлекательным. 


Ещё раз коротко: как мы с командой прорабатывали новый продукт «Реальный один клик»

⚔️ Вместе с дискавери-командой придумали и разработали гипотезу нового продукта и отрисовали более ста макетов с дизайнами.

⚔️ Собрали фидбэк от дизайн комитета и выбрали из ста макетов один. А ещё получили полезные советы, которые потом помогли на защите продукта перед бизнесом. 

⚔️ Отработали пачку сложностей и ограничений от коллег из юридического и финансового отделов. И проработали все из них: сделали оплату в один клик безопасной, а также перерисовали макеты, чтобы отображать данные карты корректно.

⚔️ Вместе с командой разработчиков финализировали продукт: доработали анимацию слайдера, переделали макеты под разные разрешения экранов и продумали логику оплаты с технической точки зрения. 

⚔️ Провели A/B-тест и поняли, что ещё есть над чем работать. 

 

1048

Подпишитесь на еженедельный дайджест с лучшими материалами

Каждый понедельник редакция отбирает и отправляет по почте самые интересные и полезные материалы за неделю.

Cпасибо за подписку!

Теперь каждый понедельник вам будет приходить на почту дайджест. Никакого спама, обещаем!

Читать ещё

Лучшее

Похожее

только для зарегистрированных
только для зарегистрированных
Подтвердите действие
Точно?
Сообщение
Текст
Ошибка загрузки файла
Рекомендуем {optim_res}px или больше. Вес файла не более 5МБ. Вы можете загрузить изображение в формате JPG, JPEG, HEIC, PNG или GIF.
Подтвердите действие