Привет! Я Алёна Архипова, дизайнер школы для проектных и продуктовых менеджеров PMCLUB. Расскажу, как мы по шагам проводили глубинные интервью при создании страниц для курсов.
В начале 2023 года мы записали два новых курса — по кастдеву и по дизайн-мышлению. Прежде мы верстали страницы на свой вкус — теперь же решили оттолкнуться от мнения учеников. Подчеркнуть на лендингах то, что действительно важно для них, а не то, что кажется важным нам.
Запланировали несколько интервью с учениками. Для наглядности я сформулировала потребность встреч, цель и образ результата и записала это в Notion.
Как искали респондентов
Сделали гугл-форму, через которую собирали заявки на ранний доступ к курсам.
И пару раз нативно пошерили ссылку у себя в соцсетях.
Так собрали 12 заявок — уже неплохой результат. После написали на почту каждому и договорились с четырьмя учениками немного пообщаться в «зуме». Четыре интервью — это не много для полноценного кастдева, но у нас были сжатые сроки разработки, поэтому не стали затягивать с исследованием.
Также позже мы нашли незаметную, но серьёзную ошибку: мы через одну форму собирали заявки на два разных курса. Из-за этого:
- Возникала путаница в ходе глубинных интервью: например, мы спрашивали респондента о кастдеве, а ему был интересен курс по дизайн-мышлению.
- Сами ученики путались при оформлении заявки на ранний доступ.
- ЦА смешались, и когда курсы были готовы, непонятно было, кому отправлять курс по кастдеву, а кому — по дизайн-мышлению.
Вывод — не смешивайте аудитории и внимательнее сегментируйте. Так вы получите более вовлечённых респондентов и более полезные результаты на выходе.
Подготовка к интервью
Исходя из наших целей и потребностей, я в режиме брейншторма сгенерировала вопросы: выписала всё, что пришло в голову, потом перечитала и отсеила неудачные вопросы. Получившийся список я также сохранила в Notion — и подглядывала в него во время созвонов.
Интервью: 6 советов
- Важно: сразу после запуска конференции включите запись и предупредите об этом респондента. Иначе звонок пройдёт почти впустую.
- Сначала задавайте закрытые вопросы: уточняйте, есть ли важный для вас опыт у респондента.
- Переходите к открытым вопросам, которые помогают узнать в целом, что происходит.
- Раскрывайте контекст, действие и мотивацию клиента. Будьте слегка назойливы: не стесняйтесь спрашивать «почему».
- Не уходите далеко от темы: мы на практике столкнулись с проблемой, что часто уходили в оффтоп и говорили с респондентами о чём-то личном и отстранённом. Это хорошо для поддержания отношений с учениками, но для самого исследования бесполезно.
- В конце подтвердите потребность, то есть, прослушав полностью респондента, кратко резюмируйте всё и перескажите собеседнику. Если вы недопоняли друг друга — на финальном этапе сможете это обсудить.
Как собирали результаты кастдева
После того как мы провели все интервью, я собрала записи и сделала автоматическую расшифровку (например, так умеет сервис AI Transcription).
Далее переслушивала аудио, параллельно смотрела расшифровку, копировала оттуда полезные цитаты респондентов и вставляла на доску в Miro. Вот как она выглядит целиком:
Каждая колонка на доске — это отдельный респондент. А каждая строка — отдельный вопрос на интервью.
Благодаря этой таблице мы можем сразу видеть, как отвечали респонденты, перекликаются ли мнения, есть ли какие-то закономерности и тенденции.
Следом я выделила ключевые мысли и интересные идеи респондентов и резюмировала всё в том же Notion-документе.
Из кастдева → в дизайн
Остался последний этап: интегрировать инсайты в продукт.
Покажу на примере нашего курса по дизайн-мышлению, как мы использовали мнения учеников.
1. На первом экране подсветили, что:
- ✅ у нас есть дополнительные материалы и конспекты,
- ✅ ученики могут заниматься в любое время.
2. На втором экране подробно пояснили, что вообще такое дизайн-мышление и кому оно пригодится. Респонденты часто затруднялись ответить, что это, или объясняли неверно.
3. И ещё раз показали, что у нас есть конспекты, полно полезных ссылок и заданий для закрепления. Респонденты часто говорили об этом как о преимуществе.
Не одноразовая история
Лендинг по дизайн-мышлению — это только часть того, что мы реализовали благодаря кастдевам.
Глубинные интервью стали для нас не одноразовой историей, а бездонным морем для изучения: мы продолжаем применять результаты кастдева при редизайне сайта, при вёрстке новых курсов и даже в маркетинговых коммуникациях.
А также важно, что на этих интервью мы тепло пообщались с учениками, стали лучше их понимать, а они увидели, что их мнение важно 🤍