Иван Емелюшкин
Иван Емелюшкин
5 мин. читать
2808 показов
931 открытие

Натив и Кастом. Что это и как сделать верный выбор

«Вот уроды криворукие, — злился я на разработчиков. — Я им нормальный дизайн, а они вот это говно кривое собирают!»

В начале карьеры, я часто винил разработчиков в том, что они не могут собрать продукт в точности так, как я этого задумал. Однажды, я нарисовал хитрый календарь. На разработку и тестирование ушло бы недели три, но у нас на весь сценарий была неделя. Мы не обсудили дизайн с разработчиками и я не знал о том, что реализовать мою задумку так сложно. В итоге, календарь в сыром виде оказался на маркетах. Это был провал и сейчас я расскажу избегать таких ошибок.

В чём проблема

Дизайнеры слабо понимают сложность своих решений и сроки разработки. Даже если они понимают примерно, каждый разработчик всё равно оценит по-своему.

Когда дизайнер придумывает, как будет работать его приложение, у него есть выбор: сделать элемент нативным или кастомным. Например, он может взять кнопку как у Эппл, а может придумать свою. Сейчас расскажу как выбрать.

Нативный элемент

Системный элемент, родной для операционной системы. Есть по-умолчанию в Xcode и Android Studio. 

Apple и Google собрали библиотеку нативных компонентов в Фигме:

Material 3 Design Kit

Apple Design Resources – iOS 17 and iPadOS 17

✅ Работает быстро, сразу, из коробки.

✅ Разработчик добавит на экран за полчаса.

✅ Работает быстро, сразу, из коробки. Все состояния продуманы.

✅ Привычны людям, сразу ясно как с ними работать

😥 Выглядит и ведёт себя так, как его придумали разработчики Эппл или Гугл. Обычно, нативному элементу нельзя добавить поведение или сильно изменить внешний вид.

😥 Поддерживается разработчиками операционной системы. С выходом новой версии, нужно просматривать всё приложение не отвалилось ли чего. Обычно разработчики о таком предупреждают.

😥 Если глючит, то глючит сразу по всей системе.

Кастомный элемент

Созданный с нуля под нужды проекта.

Полностью кастомный Ui-kit

✅ Полный контроль над поведением и внешними видом. Всё зависит от желаний дизайнера и умений разработчика.

✅ Можно найти готовый элемент в интернете и скинуть разработчику. Работает не всегда, т.к. элемент может быть написан криво.

😥 Качество исполнения зависит от проработанности. Если разработчик не очень и дизайнер плохо продумал элемент, то и работать он тоже будет посредственно.

😥 Поддерживается разработчиком продукта. Если он уволится и не оставит документации— будет больно. Скорее всего кастомный элемент перепишут с нуля и круг замкнётся.

😥 Люди не всегда сразу понимают как работать с кастомным элементом

Когда выбирать нативные элементы

Смотрите на сроки, разработчика и цель приложения.

  1. Сроки поджимают. Разработчик быстрее соберёт сценарий, вы быстрее его проверите. Позже обвесите дизайн кастомными элементами, если понадобится. Сначала сделайте так, выпустите и проверьте. Потом замените на кастом. Сравните метрики.
  2. У разработчика мало опыта. Лучше сделать простое и рабочее приложение, чем переусложнить и получить кривой продукт.
  3. У дизайнера мало опыта. Новички быстро растут и уже через месяц дизайнер захочет изменить элемент.
  4. Приложению важно выглядеть привычно. Такое может быть, если у приложения огромная аудитория и оно должно восприниматься родным Айос или Андроид.
Телеграмм старается выглядеть как нативное приложение, чтобы людям было привычно с ним работать с первой минуты.

Нативные элементы привычны людям, они видят их по всей системе и знают как они работают. Если клиентам важнее решать свою задачу, то пусть решают привычной среде. Не тратье их время на обучение интерфейсу. Если у вас приложение по платежам ЖКХ — нативные элементы ваш выбор.

Когда выбирать кастомные элементы

  1. Важно удивить, выделиться. Если у вас очередное приложение курсов валют — выделяйтесь. Не обязательно делать всё приложение кастомным. Достаточно только самых важных экранов.
  2. Важно сохранить экосистему продукта и делать как на сайте, другом приложении, печатке, брендубуке. Обычно такое встречается у больших экосистем, типа Сбера, Яндекса, Тинькоффа.
  3. Нужно сэкономить на дизайне и описании требований. Делайте один интерфейс на все платформы без оглядки на платформы
  4. Для решения задачи нет нативных элементов. Такое встречается довольно часто в сложных интерфейсах, типа выбора детали на схеме или места в самолёте.
Клабхаусу было важно хайпануть, выделиться среди всех конкурентов. Поэтому он полностью кастомный.
Создать можно любой элемент, вопрос только во времени.

Кастомному элементу нужно придумать все состояния: активный, заблокированный, с длинными надписями, короткими, иконками, заливкой, выбранный, не выбранный, маленький, большой, на нажатие, при загрузке. У нативного элемента всё уже продумано. Пример с табами прям как дизайн систему прорисовывают

Советуйтесь с разработчиком до того, как покажете клиенту

Если клиент утвердит ваш дизайн, а его разработка займёт больше времени, чем вы договорились — придётся пересогласовывать сроки или дизайн.

Неважно какого уровня разработчик — советуйтесь с ним. Разработчик оценит сколько времени ему нужно на вашу задумку. Может работа займёт час, а может неделю.

Советуйтесь с разработчиком каждый раз. То, что ещё неделю назад было кастомом и собиралось за три дня, сегодня может оказаться нативом и собираться за минуту.

Тонкости

Не всё, что есть в родных приложениях Эппл и Гугл можно назвать нативом. Советуйтесь с разработчиком о сложности элемента, даже, если вы нашли его в родных приложениях Айфона или Андроида.

Backdrop. Его ещё не выпустили как нативный компонент, но уже есть дизайнерская спецификация. Сейчас потребуется около недели, чтобы сделать его достойно, но как только он станет нативным, то добавляться будет моментально.
Чтобы добавить такую шторку «как в картах» потребуется как минимум несколько дней.

Что дальше

Чаще общайтесь с разработчиками. Не стесняйтесь спрашивать что они думают о дизайне и где у них возникают трудности. Часто разработчик может предложить более простое в разработке решение, которое окажется ещё и более удачным с точки зрения UX. Не бойтесь делиться своей ответственностью за пользовательский опыт.

Что почитать, чтобы лучше понимать разработчиков

32 отличия дизайна мобильного приложения под iOS и Android Артур Абраров из RedmadrobotРассказывает как перенести дизайн с одной платформы на другую, обойдясь нативными средствами.

Цикл Дизайн данных Павел ШерерСамое глубокое раскрытие темы «что нужно знать дизайнеру о разработке» которое я смог найти. Павел рассказывает о том, как устроены сервисы технически, что такое АПИ, сервер, запрос, как это работает с базой данных, как понять что храним локально, а что на сервере и как это всё влияет на дизайн. Эти знания помогут дизайнеру продумывать решения на новом уровне, обязательно прочтите.

Вычислительная Фотография ВастрикСтатья о том, как хитро устроена фотография в наших смартфонах. Наглядно показывает, что самое сложное — придумать хитроумное решение, а уже потом как его написать. Как только вы поймёте логику принятия таких решений — сами сможете подкидывать идеи программистам.


Если статья вам понравилась — оцените её ❤️, мне будет приятно.

Больше о дизайне рассказываю в телеграм-канале Дизайн Печь🔥

2808
0

Подпишитесь на еженедельный
дайджест

Редакция отбирает лучший контент за неделю и отправляет его на вашу почту

Cпасибо за подписку!

Письмо с подтверждением отправлено на адрес . Если вы не можете найти письмо во входящих, проверьте папку спама

Рекомендации

только для зарегистрированных
только для зарегистрированных
Подтвердите действие
Точно?
Сообщение
Текст
Подтвердите действие