Привет, меня зовут Костя Кислейко. Я отвечаю за дизайн в AGIMA. Клиенты часто приходят к нам за редизайном своих сервисов. И довольно часто, когда мы объясняем заказчикам, чем отличаются разные подходы и методологии, я использую метафору строительства. Кажется, это хорошее и понятное сравнение, и я решил его записать. Надеюсь, кому-то это поможет понять все риски и возможности при использовании разных подходов к редизайну.
Готовимся к редизайну
Итак, у вас есть какой-то диджитал-сервис замок. Вы поняли, что он не отвечает вашим сегодняшним потребностям: крокодилы во рвах уже никого не впечатляют, бойницы пропускают мало света, а очаг на кухне хочется поменять на индукционную плиту. Да и вообще замок не отвечает нормам Accessibility, дизайн-ситема не на токенах (и вообще ее нет), Page Speed весь красный. Короче, пора браться за реконструкцию.
Конечно, первым делом можно сделать ППО — предпроектное обследование. Системные и бизнес-аналитики замковые инженеры изучат, как у вас всё устроено сейчас (As is), и опишут, как вы хотите чтобы было (to be).
Возможно, на этом этапе нужно будет привлечь исследователей, которые изучат ваших пользователей, конкурентов и окружающий ландшафт, чтобы вы могли точнее определиться с требованиями к новому сервису замку.
В результате получится документ свиток, который будет для вас понятной отправной точкой для следующих работ. Возможно. этот свиток будет называться «Задание на проектирование и/или задание на дизайн». Другие варианты названия: ДБТ — детальные бизнес-требование, ТЗ — техническое задание, Вижн и т. д.
Главное, что сейчас есть источник правды: документ, к которому можно обращаться, чтобы ничего не забыть и чтобы разобраться, для чего вот этот кирпич подпирает вот эту дверь. И конечно, он будет ориентиром к тому результату, к которому мы стремимся. (Красивый современный замок без крокодилов, но с индукционной плитой.)
Готовим концепт
Для подготовки концепта обычно нужен UX- и UI-дизайнеры архитектор и дизайнер интерьера.
Тут сразу надо сказать, что в AGIMA мы привыкли использовать термины «проектировщик» и «дизайнер». Но не так важно, как называется специалист или роль, как важно, какую пользу он вам нанесет.
Проектировщик, UX-дизайнер, архитектор — эти специалисты больше сосредоточены на общей структуре здания (сервиса). Они думают о том, как разные комнаты (фичи) общаются друг с другом и какой состав комнат в замке вообще. Их заботит, как пользователь попадет от главного входа в спальню. И общий вид замка в целом.
UI-дизайнер, Web-дизайнер, дизайнер интерьера — они чаще сосредоточены на том, как выглядит фасад: гармоничны ли окна и другие проемы, не мешают ли фигуры львов открывать дверь и достаточной ли ширины проем для проезда на коляске, какого цвета обои и какой дизайн у мебели.
С архитектором нужно обсуждать состав помещений и комнат: замену конюшен на гараж и перестройку пыточной в музей. А также общую планировку парка, расписание работы подъемного моста и прочие важные вопросы.
С дизайнером интерьера приятно поговорить про разные стили декора, думать об удобстве в комнатах и подбирать шторы. С ним можно обсуждать текстуры отделочных материалов, применение гербовых цветов, удобство кнопок доступа к помещениям и эргономичное размещение приборов в пыточной (и в самом деле, вы же не собирались на полном серьезе преобразовывать пыточную в музей?).
Когда мы понимаем, какой примерно замок нам нужен, мы можем сделать концепт проектирования и дизайна, то есть создаем макет проектирования и дизайна. Иногда это один артефакт, иногда разные.
На концепте макете мы верхнеуровнево начинаем видеть план здания и дворовых построек. Можем понять, удобно ли будет ходить в конюшню, и понять, что вместо конюшни нам нужна вертолетная площадка. Начинаем понимать, как будет выглядеть главный фасад и внутренние помещения. Но главный результат этого этапа: мы договариваемся об основных принципах и правилах, которые будем следовать дальше.
Например, мы можем решить, что основную башню мы снесем. Вместо рва построим круговой велотрек. В оформлении мы используем стиль рококо, вот с такой основной цветовой палитрой, и что мебель у нас будет от местных фабрик, а все кнопки открывания дверей сенсорные.
Вот еще слова, которые могут на этом этапе быть полезны:
Информационная архитектура — описывает иерархию построек и комнат.Сегментирование посетителей — помогает определить сценарии для разных групп замка; для работников, хозяев и гостей эти сценарии разные.Портрет пользователя — информация о работниках, хозяевах и гостях.Look&feel — то, как выглядит и ощущается замок и пребывание в нем.Guidelines — правила, которые нельзя нарушать: например, герб нельзя переворачивать.
Важно понимать, что артефакты этого этапа не закон, а ориентир для нашего будущего редизайна. Он наверняка будет меняться. Возможно, даже кардинально. Это нормально.
Выбираем, как будем делать редизайн
Теперь самое интересное: как мы будем делать редизайн нашего диджитал-сервиса реконструкцию нашего средневекового замка. У нас есть 3 основных варианта.
Косметический: не трогаем структуру, просто меняем полы, утепляем стены, меняем оконные рамы и двери.
Плюсы
- Дешево.
- Мало стресса для заказчиков и владельцев.
Минусы
- Не решает фундаментальные проблемы, если они есть.
Эволюционный: перестраиваем здание за зданием, комнату за комнатой.
Плюсы
- Сразу видим, как работает новый дизайн и можем скорректировать весь редизайн.
- Результат получаем быстро.
Минусы
- Разные страницы комнаты начинают выглядеть и работать неконсистентно, это может сбивать с толку.
- Говорят, ремонт можно начать, но нельзя закончить: вполне возможно, что к окончанию редизайна будет пора снова начинать новый.
Революционный: строим новый замок на тестовом сервере острове и диджитал-магией в час X сносим старый замок и заменяем его на новый. Жители замка в какой-то момент просто обнаружат себя в новых комнатах.
Плюсы
- Получаем полностью консистентный сервис замок: всё в одном стиле, всё работает по одним правилам, предсказуемо и понятно.
- Избавляемся от всех старых проблем разом.
Минусы
- Долго.
- Пользователи могут взбунтоваться, поэтому надо проводить мероприятия по мягкому переходу (готовить их заранее).
Что дальше?
Теперь у вас достаточно артефактов, чтобы составить план. Вы можете довольно точно предсказать бюджет и сроки проекта, спланировать команду и двинуться к своему замку мечты.Больше о дизайне мы, кстати, рассказываем у нас в телеграм-канале. Там собираем примеры удачного и иногда неудачного дизайна со всего мира. Так что подписывайтесь.