Привет, это Филипп из студии Bauns. Мы с командой заметили такую ситуацию на рынке дизайн-студий: ребята обещают клиенту брендбук, а пилят гайдбук. Вместо смыслов и позиционирования бренда, клиент получает 50 вариантов логотипа и 100 цветов в фирменном стиле.
Вот что из этого получается:
— Клиенты путаются, ожидают одно, а получают другое
— Ребята из студий не могут определиться, чем они занимаются — сегодня рисуют логотип, завтра уже сидят над смыслами
— Все горит, все в огне 🔥
Со-основатель Алиса изучила недры дизайна, чтобы раскрыть вам тайну — брендбук и гайдбук совсем разные слова. А если добавить сюда айдентику и стайлгайды, то вообще ничего не понятно.
В статье мы разберем определения, смыслы и назначения этих слов. А в конце поделимся советами, как не путать понятия и не краснеть перед заказчиком.
Определения для понимания «буков»
-
Бренд — образ компании, который сложился в голове у целевой аудитории,
-
Брендбук — руководство по всем составляющим, которые формируют бренд: от фундаментальных принципов (цели, миссия, видение) до визуального стиля (логотип, цветовая палитра, типографика),
-
Визуальный стиль или визуальная айдентика — видимые элементы бренда, формирующие узнаваемый образ,
-
Гайдбук или Стайлгайд — руководство по использованию видимых элементов бренда (логотип, цветовая палитра, типографика) и созданию новых продуктов бренда на их основе.
Ловушка слова
Если верить Кембриджскому университету, то гайдбук — это книга, которая дает посетителям информацию о конкретном месте. Определения брендбук там, к слову, нет.
На самом деле, все понятия с приставкой «book» относятся к руководствам, которые помогают ориентироваться. Например, навигация в музее или навигация по фирменному стилю бренда.
В контексте дизайна
К нам обращаются клиенты за разработкой «брендбука». Чаще всего, они имеют в виду разработку логотипа или визуального стиля, но уж точно не бренд-стратегию.
Почему так? Потому что кто-то обозвал разработку визуального стиля «брендингом». И мы тоже совершали эту ошибку.
«Брендинг» подразумевает под собой комплексное создание бренда от названия до маркетинговой стратегии.
В один момент мы переименовали услуги про комплексную разработку айдентики бренда из «брендинга» в «создание визуального стиля бренда». И теперь руководство по визуальному стилю звучит как «Стайлгайд» и уже не вводит никого в заблуждение. Слово «стайл» говорит само за себя.
👉🏻 Если не уверены в том, что делаете, подумайте над названием. Возможно, все это время вы занимались только визуальным стилем.
Использовать гайдбук тоже хорошо, потому что дословно — это навигация или руководство по фирменному стилю. Книга о бренде, которая его раскрывает.
А в гайдбуке мы учим и задаем какие-то правила:
✅ так можно юзать лого
❌ так нельзя юзать лого
✅ так вот дизайним визитку
✅ а так вот пишем заголовки
Ну, вы поняли.
Поэтому причислим все «гайдбуки», «гайдлайны», «стайлгайды», «стайлбуки» к руководствам по правильному использованию визуального стиля бренда.
А как тогда называть разработку визуального стиля, если уже есть логотип?
Айдентика — это «идентичность» с некими уникальными элементами, которые формируют в нашем сознании тот самый «бренд».
Когда мы говорим о бренде, мы говорим об образах и позиционировании компании в головах потребителей.
Например, Феррари — это «бренд», потому что название вызывает у нас в голове некий образ дорогого красного спорткара с лошадкой на капоте (PS. это ассоциации автора, который именно так воспринимает почти все машины 😎).
То есть:
— Обтекаемая форма, красный цвет и изображение лошади — это визуальная айдентика.
— «Самая быстрая», «дорогая и премиальная», «образ лошади, как животного» — это внешняя айдентика.
Все это фирменные элементы бренда: позиционирование, визуальный стиль или айдентика.
А почему не «фирменный стиль»?
Как мы уже поняли, слово «фирменный» берется слишком широко и, на самом деле, не отражает только визуальную часть бренда. Поэтому стиль стал «визуальным», а услуга — разработка визуального стиля.
Почему мы оставили вторым словом стиль, а не айдентику? Потому что все привыкли к «фирменному стилю», поэтому понять «визуальный стиль» проще, чем осознать новую «айдентику».
Коротко и просто — носители бренда
Здесь все тоже неоднозначно, особенно, когда уже все русскоязычное комьюнити использует формулировку «носители фирменного стиля». По такой логике, мы можем сюда отнести контент-план бренда. Он ведь тоже написан в «фирменном» Tone of Voice.
Мы решили не вводить клиентов в заблуждение и называем все физические и digital-носители просто — «Носители бренда». Вроде бы корректно и не сбивает с толку, потому что носители могут быть визуальными и рекламными. В итоге мы обсуждаем с клиентом все, что должно быть «забрендировано» и включаем это в носители для разработки.
Памятка: как не путать брендбук и гайдбук
Спасибо, что прочитали статью. Давайте обсудим
Расскажите про себя. Было такое, что вас неправильно понял заказчик или наоборот? Как вы решили эту проблему?)
Пишем про дизайн, себя и выставки в телеграмм канал. Заходите)