Bauns Agency
Bauns Agency
4 мин. читать
4699 показов
4148 открытий

Как отличить брендбук от гайдбука и не краснеть перед заказчиком: делимся опытом и памяткой

Привет, это Филипп из студии Bauns. Мы с командой заметили такую ситуацию на рынке дизайн-студий: ребята обещают клиенту брендбук, а пилят гайдбук. Вместо смыслов и позиционирования бренда, клиент получает 50 вариантов логотипа и 100 цветов в фирменном стиле.

Вот что из этого получается:

— Клиенты путаются, ожидают одно, а получают другое

— Ребята из студий не могут определиться, чем они занимаются — сегодня рисуют логотип, завтра уже сидят над смыслами

— Все горит, все в огне 🔥

Со-основатель Алиса изучила недры дизайна, чтобы раскрыть вам тайну — брендбук и гайдбук совсем разные слова. А если добавить сюда айдентику и стайлгайды, то вообще ничего не понятно.

В статье мы разберем определения, смыслы и назначения этих слов. А в конце поделимся советами, как не путать понятия и не краснеть перед заказчиком.

Определения для понимания «буков»

  1. Бренд — образ компании, который сложился в голове у целевой аудитории,

  2. Брендбук — руководство по всем составляющим, которые формируют бренд: от фундаментальных принципов (цели, миссия, видение) до визуального стиля (логотип, цветовая палитра, типографика),

  3. Визуальный стиль или визуальная айдентика — видимые элементы бренда, формирующие узнаваемый образ,

  4. Гайдбук или Стайлгайд — руководство по использованию видимых элементов бренда (логотип, цветовая палитра, типографика) и созданию новых продуктов бренда на их основе.

 

Ловушка слова

Если верить Кембриджскому университету, то гайдбук — это книга, которая дает посетителям информацию о конкретном месте. Определения брендбук там, к слову, нет.

На самом деле, все понятия с приставкой «book» относятся к руководствам, которые помогают ориентироваться. Например, навигация в музее или навигация по фирменному стилю бренда. 

В контексте дизайна

К нам обращаются клиенты за разработкой «брендбука». Чаще всего, они имеют в виду разработку логотипа или визуального стиля, но уж точно не бренд-стратегию.

Почему так? Потому что кто-то обозвал разработку визуального стиля «брендингом». И мы тоже совершали эту ошибку.

 

«Брендинг» подразумевает под собой комплексное создание бренда от названия до маркетинговой стратегии.

В один момент мы переименовали услуги про комплексную разработку айдентики бренда из «брендинга» в «создание визуального стиля бренда». И теперь руководство по визуальному стилю звучит как «Стайлгайд» и уже не вводит никого в заблуждение. Слово «стайл» говорит само за себя.

👉🏻 Если не уверены в том, что делаете, подумайте над названием. Возможно, все это время вы занимались только визуальным стилем.

Использовать гайдбук тоже хорошо, потому что дословно — это навигация или руководство по фирменному стилю. Книга о бренде, которая его раскрывает. 

А в гайдбуке мы учим и задаем какие-то правила: 

✅ так можно юзать лого

❌ так нельзя юзать лого

✅ так вот дизайним визитку

✅ а так вот пишем заголовки

Ну, вы поняли. 

 

Поэтому причислим все «гайдбуки», «гайдлайны», «стайлгайды», «стайлбуки» к руководствам по правильному использованию визуального стиля бренда.

А как тогда называть разработку визуального стиля, если уже есть логотип?

Айдентика — это «идентичность» с некими уникальными элементами, которые формируют в нашем сознании тот самый «бренд».

Когда мы говорим о бренде, мы говорим об образах и позиционировании компании в головах потребителей. 

Например, Феррари — это «бренд», потому что название вызывает у нас в голове некий образ дорогого красного спорткара с лошадкой на капоте (PS. это ассоциации автора, который именно так воспринимает почти все машины 😎).

 

То есть:

— Обтекаемая форма, красный цвет и изображение лошади — это визуальная айдентика.

— «Самая быстрая», «дорогая и премиальная», «образ лошади, как животного» — это внешняя айдентика.

Все это фирменные элементы бренда: позиционирование, визуальный стиль или айдентика.

А почему не «фирменный стиль»?

Как мы уже поняли, слово «фирменный» берется слишком широко и, на самом деле, не отражает только визуальную часть бренда. Поэтому стиль стал «визуальным», а услуга — разработка визуального стиля.

Почему мы оставили вторым словом стиль, а не айдентику? Потому что все привыкли к «фирменному стилю», поэтому понять «визуальный стиль» проще, чем осознать новую «айдентику».

 

Коротко и просто — носители бренда

Здесь все тоже неоднозначно, особенно, когда уже все русскоязычное комьюнити использует формулировку «носители фирменного стиля». По такой логике, мы можем сюда отнести контент-план бренда. Он ведь тоже написан в «фирменном» Tone of Voice.

Мы решили не вводить клиентов в заблуждение и называем все физические и digital-носители просто — «Носители бренда». Вроде бы корректно и не сбивает с толку, потому что носители могут быть визуальными и рекламными. В итоге мы обсуждаем с клиентом все, что должно быть «забрендировано» и включаем это в носители для разработки.

Памятка: как не путать брендбук и гайдбук

Спасибо, что прочитали статью. Давайте обсудим

Расскажите про себя. Было такое, что вас неправильно понял заказчик или наоборот? Как вы решили эту проблему?)

Пишем про дизайн, себя и выставки в телеграмм канал. Заходите)

4699
0

Подпишитесь на еженедельный
дайджест

Редакция отбирает лучший контент за неделю и отправляет его на вашу почту

Cпасибо за подписку!

Письмо с подтверждением отправлено на адрес . Если вы не можете найти письмо во входящих, проверьте папку спама

Рекомендации

только для зарегистрированных
только для зарегистрированных
Подтвердите действие
Точно?
Сообщение
Текст
Подтвердите действие