Начиная с 2017 года, профессия UX-писателя начала набирать популярность. Это произошло после выступления Джона Маэда, известного американского дизайнера, в котором он отметил, что большинство дизайнеров владеют навыками программирования, но лишь немногие из них обладают достаточным знанием для создания удобных пользовательских интерфейсов.
В 2018 году компании, такие как Spotify, Netflix, Dropbox, Nordstrom, Uber и Patreon, начали открывать первые вакансии для UX-писателей. Постепенно эта профессия начала проникать на российский рынок.
Кто же такие UX-писатели?
UX-писатели, как и другие UX-специалисты, стремятся создать отличный пользовательский опыт. Их основное внимание уделяется словам, письменным или устным. UX-писатели создают короткие тексты, которые знакомят пользователей с продуктом и помогают им достичь своих целей. Это могут быть уведомления, сообщения об ошибках, метки кнопок, пункты меню и многое другое. Они также несут ответственность за создание голоса бренда, который продукт использует для общения со своими пользователями.
Наличие в команде UX-писателя гарантирует, что написание текстов станет неотъемлемой частью процесса проектирования с самого начала. Что еще более важно, UX-писатели следят за тем, чтобы плохой текст не подвел ваш продукт.
Что такое UX-текст и какие есть различия между UX-писательством и смежных дисциплин?
В 1990-х годах Дон Норман ввёл термин «пользовательский опыт», чтобы описать способ взаимодействия пользователей с продуктом. По мере развития дисциплины она разветвлялась на специализации: UX-дизайн, UX исследования и UX-писатель.
На первый взгляд, UX-текст — это слова, которые пользователи читают или слышат, когда используют продукт. Цель этого текста — интуитивно провести пользователя через интерфейс.
На более глубоком уровне UX-текст помогает пользователям установить отношения с продуктом. В конечном счете, речь идет о балансе потребностей пользователей и бизнес-целей.
Существует много путаницы вокруг различий между UX-писательством и смежных дисциплин, такие как копирайтинг, дизайн-контент и контент-стратег. Вот в чем различия:
- Копирайтинг больше всего отличается от UX-писательства, чем от других дисциплин. В отличие от UX-писательства, копирайтинг фокусируется на создании привлекательного контента. Короче говоря, копирайтинг связан с маркетингом, а не с пользовательским опытом.
- Дизайн-контент больше ориентирован на продукт/процесс проектирования.
- Контент-стратегия рассматривает долгосрочную стратегию, которая использует контент для достижения определенного видения. На практике контент-стратег и UX-писатель могут быть одним и тем же человеком в организации из-за дублирования должностных функций.
Обязанности UX-писателя
На поверхности, UX-писатели в основном озабочены созданием ясных и кратких текстов. Но на самом деле, UX-писатели являются неотъемлемой частью продукта/команды дизайнеров. Обязанность UX-писателя — донести информацию о продукте изнутри наружу.
Это включает в себя точное позиционирование продукта, содействие конверсии, прозрачность и удовлетворенность пользователей. Чтобы добиться этого, UX-писатель должен иметь глубокое понимание продукта, его бизнес-целей, целевой аудитории и контекста использования.
Помимо написания текстов, в обязанности UX-писателей обычно входит:
- Сотрудничество с командой для создания продуктов и опыта, ориентированных на пользователя.
- Упрощение сложных концепций и языка
- Создание и использование дизайн-систем и защита интересов пользователей
- Обучение членов команды лучшим практикам
- Проведение исследования и тестирование
Хотя большинство компаний не требуют от UX-писателей наличия высшего образования, более крупные компании могут искать кандидатов с высшим образованием в области, журналистики или коммуникациям.
Принципы хорошего UX-текста
Хотя написание UX-текстов может быть кратким по своей конструкции, это не значит, что это легко. Написание текста предполагает поиск правильного баланса между ясностью и краткостью, но при этом поиском способа добавить немного индивидуальности. Плюс: все это должно органично сочетаться с дизайном пользовательского опыта самого продукта.
Вот 7 ключевых принципов хорошего UX-писательства:
- Будьте лаконичны: передавайте сообщения как можно более лаконично. Не должно быть лишних слов, которые усложняют чтение и понимание.
- Избегайте жаргона: ваше UX-сочинение не должно содержать жаргона или технических формулировок. Убедитесь, что в вашем тексте нет ничего, что могло бы сбить с толку пользователей. Вместо этого используйте простой язык, который ясно объясняет цели каждой части интерфейса.
- Пишите просто: всегда пишите просто, а не сложными предложениями, которые требуют от пользователя остановиться и подумать. Сделайте так, чтобы пользователю было проще понять, где он находится и что ему нужно делать в интерфейсе.
- Отдавайте приоритет разговорному языку: грамматика важна, но иногда грамматические правила можно нарушать. Будьте разговорчивы, а не точно корректны.
- Используйте правильный голос и тон: правильно выразите индивидуальность вашей компании и выберите тон, который наиболее подходит для них, например непринужденный, забавный или прозаичный.
- Не вините пользователя: иногда пользователи допускают ошибки. Вместо того, чтобы обвинять их в этом, объясните, что они могут сделать, чтобы это исправить.
- Пишите для инклюзивности и доступности. Пишите инклюзивный и доступный контент для каждой части продукта. Каждый должен понимать, как нажатие кнопки или доступ к пункту меню может повлиять на него, независимо от того, получают ли они доступ к интерфейсу путем чтения, с помощью программы чтения с экрана или каким-либо другим способом.
Источник: uxcel