Недавно готовил ТЗ для съёмки — фото и видео для сайта: чётко, по делу, с рефами и разбивкой по блокам. Отправил двум подрядчикам. Реакции были максимально разные — как будто речь шла о двух совершенно разных документах и совершенно разных задачах.
Это отличный пример того, как по-разному люди читают одни и те же задачи. Особенно в сфере услуг, где ты обращаешься к человеку, который умеет что-то делать лучше тебя и занимается этим профессионально.
Два ответа на один и тот же документ:
- «Отличное ТЗ, Всё понятно, вопросов нет 👌»
- «Разбивка на блоки мешает понять объём, не хватает цифр, ссылки неудобны — лучше всё в одном файле и с конкретикой: что, где, сколько».
В такие моменты становится понятно, с кем хочется работать дальше. И это можно применить ко всем услугам.
Моя задача, как заказчика, — описать, что я хочу получить на выходе и зачем. А как именно это реализовать — это уже зона ответственности исполнителя.
Хороший исполнитель читает ТЗ. Отличный — предлагает решение задачи.
Если ты оказываешь услугу, не жди от заказчика идеального ТЗ. Это твоя работа — разложить задачу на этапы, уточнить объёмы и предложить способ её реализации.
Когда исполнитель начинает спорить с формой подачи, а не решать саму задачу — это точно не про помощь клиенту.
То же касается и создания сайтов.
Задача заказчика — описать, зачем нужен сайт и какую задачу он должен решать.
А вот структурировать всё это в нормальный документ, предложить наиболее подходящую архитектуру и логику взаимодействия с сайтом — уже работа исполнителя.