Maxim Cojocaru
Maxim Cojocaru
4 мин. читать
1941 показ
510 открытий

Спиральная Динамика для дизайна

Большим открытием для меня стал новый новый взгляд на развитие дизайна через модель Спиральной Диниамики. Это научная работа, с прекрасной логикой, где объяснятся эволюция личности, команд и организаций. Описываются уровни управления, их сильные и слабые стороны, барьеры и мотивации а главное даётся ясная последовательность того как развиваются организации в частности команда дизайна.

Я заметил что в сфере образовании дизайнера есть огромное многообразие курсов для джунов которые инертно топчутся на базовых темах, но никто не предложил системный взглыд на развитие дизайна на более сложных этапах.

Абициозному дизайнеру уровня middle отсается руководствоваться авторитетом менторов из рейтинговых студий и собирать по крупицам фреймворки. Почти никто не предлагает очищенную от частности методологию, основанную на научных трудах.

За последний год организация стала для меня одним из способов «дизайна», но не визуальных артефактов, а условий, ролей и процессов. Собрал 3 команды, пригласил удивительно классных людей, научился увольнять, строить процессы в которых люди создают и получают от этого удовольствие. Если вы заинтерсованы в дизайн-менеджменте предлагаю рассмотреть концепцию Спиральной Диниамики, как наиболее совершенную и универсальную теорию. Статья будет длинной, готовьтесь.

Обзор моделеи зрелости дизайна

В начале статьи сделаю краткий обзор известных мне моделей развития и далее подробно раскрою теорию Спиральной Динамики приментительно к дизайну и как это работает в моей команде.

Существует множество, я бы сказал слишком много вариаций моделей развития дизайна. Я сразу перечислю несколько из них: Human Factors International, HIMSS, Keikendo, Macadamian, Design Value Scorecard, UX Maturity Levels от Nielsen Norman Group, но на русском языке самая исчерпывающая модель это паттерны дизайн-менеджмента Юрия Ветрова. Если к теории Спиральной Динамики еще нет доверия, то можно остановиться на трудах Юрия Ветрова.

Модель развития не заменяет собой развитие это лишь способ описания

Самое очевидное что хочу отметить вначале: модель развития не заменяет собой развитие это лишь способ описания. Изучение модели развития поможет уточнить свой текущий уровень и даст новую точку зрения на будущие перспективы. Все сразу внедрить невозможно, ценность в самоанализе и получении нового взгляда на будущий рост.

Какую последовательность предлагаю для работы с этим материалом

  • Получить общий обзор существующих моделей
  • Выбрать и подробнее изучить одну из моделей
  • Сделать диагностику текущего уровня
  • Составить свой план внедрения предложенных решений
  • Возвращаться к этому конспекту раз в квартал или полгода

Зрелый дизайн возможен только в зрелой организации

Второй момент: зрелый дизайн возможен только в зрелой организации. Важно понимать что роль, например, дизайн-директора, это функциональное место в конкретной организации, со своими процессами, целями и уровнем развития. Без понимания логики развития организаций дизайн растет хаотично и не всегда своевременно.

Развитие дизайна через концепцию Спиральной Динамики

Взрослеть с точки зрения спиральной динамики — значит развивать все 4 «‎контура»‎ или уровня управления. Уровни развиваются последовательно: сначала красный, потом синий, на его основе оранжевый, потом зеленый, и потом все 4 одновременно, целостно и интегрально.

Каждый контур требует поступков для своей подпитки энергией. Для каждого из уровней я описал то, что использую сам в своей работе для роста команды дизайна.

Оперативный уровень — выполнение задач

Дизайнер как исполнитель.   
  1. Дизайн-митапы, шаблон встречи
  2. Исследования, что внедрить в продуктвый процесс
  3. Юзабилити тестирования
  4. JTBD как основная продуктовая линза
  5. Journey Map
  6. Метрики дизайна, маркетинговые, продуктовые и бизнес метирки
  7. Как разрешать конфликты между дизайном и разработкой

Организационный уровень — правила и процессы

Дизайнер как организатор.
  1. Как организовать команду с помощью Холакратии
  2. Роль дизайнера в продуктовой команде
  3. Продуктовый процесс с высокой степенью свободы для дизайнера
  4. Как составить грейды развития продуктового дизайнера
  5. Зачем дизайнеру знание конституции Холакаратии и умение писать законы
  6. Формирование задач через Job Story
  7. Законодательные встречи
  8. Как нанимать дизайнеров и критерии увольнения
  9. Дизайн-система

Стратегический уровень — проекты, инновации, цели

Дизайнер как руководитель.
  1. OKR — способ ставить цели для Change команд
  2. Стратегические встречи по продукту
  3. Влиание дизайнера на формирование бэклога

Идеологический — управление смыслом

Дизайнер как идеолог задающий смысл.
  1. Что такое лидер дизайна
  2. Миссия
  3. Связь бренда с интерфейсом
  4. HR-бренд

Напоследок

Для каждого из уровней предложены готовые решения которые послужат орудием для трансформации команды и себя. Эти решения я последовательно публикую в своем телеграм-канале, надеюсь это поможет другим дизайнерам системно строить сильные продукты.

1941

Подпишитесь на еженедельный дайджест с лучшими материалами

Каждый понедельник редакция отбирает и отправляет по почте самые интересные и полезные материалы за неделю.

Cпасибо за подписку!

Теперь каждый понедельник вам будет приходить на почту дайджест. Никакого спама, обещаем!

Читать ещё

Лучшее

Похожее

только для зарегистрированных
только для зарегистрированных
Подтвердите действие
Точно?
Сообщение
Текст
Ошибка загрузки файла
Рекомендуем {optim_res}px или больше. Вес файла не более 5МБ. Вы можете загрузить изображение в формате JPG, JPEG, HEIC, PNG или GIF.
Подтвердите действие