Лиза Марс
Лиза Марс
5 мин. читать
477 показов
141 открытие

От мастерства к концепту: эволюционный подход к дизайну

Как формируются стили поколений, почему современное искусство — такое, и на что делать упор, чтобы ИИ не занял твоё место? Эта статья — любительский взгляд на эволюцию нашего взгляда на графику и не только. 

Заглядывать в суть

У всего есть причина и следствие. Каждый раз, когда моё внимание захватывает какая-то особенность в природе, культуре или человеке, я спрашиваю себя: почему оно стало таким?

Банальный пример — отличительные черты человеческих рас, связанные с природными особенностями территорий их возникновения и длительного приспосабливания: узкие глаза, крупные носы, цвет кожи. Природа выбрала именно такие формы, чтобы решить задачу — выживаемость. 

А затем это делает человек. Например, отличительные стили традиционной архитектуры в разных странах: из какого материала люди строили дома, какие механизмы придумали, много ли было украшений, как застраиваются города — плотно, дом к дому, или занимая как можно больше площади?

Унификация современных строений связана скорее с тем, что мы решаем задачи адаптации технологиями, что позволяет строить одинаковые на вид здания в разных условиях, а ещё нас стало много и вместимость со скоростью преобладают над эстетикой.

Ещё один вопрос, который полезно изучить — почему нам красиво? В этой лекции говорится о том, что одна из причин — эволюционная необходимость фокусироваться на опасности, она должна приковывать взгляд. Поэтому глаза — часто то, на что мы обращаем внимание в первую очередь и даже схожесть с ними вызывает у нас интерес и симпатию (хвосты павлинов содержат этот паттерн). Ну и котики, большие и маленькие, так нас восхищают, потому что нашим предкам приходилось держать больших кис в поле зрения, чтобы они их не съели.

Приспосабливаемость сегодня

Хорошо, мы выжили и теперь можем отдать предпочтение более высоким чувствам, нежели инстинкту самосохранения. Да? Да, но это не значит, что теперь мы выбираем тренды и они исходят только из красивости. Визуал всё ещё продиктован приспосабливаемостью, только, возможно, теперь больше социальной.

Помните скевоморфизм в старых иконках?

Скевоморфизм в предыдущих дизайн-системах ios

Вот как определяет это понятие вики:

Скевоморфи́зм — физический орнамент или элемент дизайна, который скопирован с формы другого объекта, но изготовлен из отличающихся материалов или иными методами.
Википедия

Простыми словами, изначально иконки рисовались так, чтобы создать прямую и однозначную ассоциацию с аналоговыми предметами. И уже теперь, когда мы привыкли к технологиям и этим образам, всё пошло на упрощение и минимализм.

То же самое с устоявшимися образами для отображения сфер: юристы — весы, политика — трибуна, магазин — киоск или тележка. Без периода первичных ассоциаций не было бы нашего периода сложных ассоциаций и метафор.

От мастерства к концепту

Ещё одно проявление роста — это переход от формы к сути. Мы можем проследить это на глобально-эволюционном уровне и в личном развитии каждого.

Если мы посмотрим на живопись, то увидим переход от практического применения (наскальные рисунки, наброски местности) сперва к мастерству (верховенство качества, способность художника рисовать реалистично и грандиозно), а затем к чистому концепту (многие не могут оценить ничего в искусстве уже XX века, потому что ожидают от искусства только форму, мастерство). 

Под концептом я понимаю идею, переданную мысль, удачную метафору или контекст, который позволяет понять произведение.  

Потом можно уйти ещё в пост- и мета- уровни, создавая ценность через насмешку над ценностью или через первичную имитацию ценности. При этом концепт может иметься на первых стадиях (древний человек вкладывает личную пасхалку в наскальный рисунок) или не иметься на последних и за счет этого порой создавать сам себя.



Также ценность за счёт концепта может появиться и из-за самого фактора мастерства. Например, в древнем Китае существовало ремесло шаров из слоновой кости. Эта сложная, изящная вещица могла создаваться мастером всю жизнь — срок, который в наше время кажется просто сумасшедше неразумным. Надо полагать, какую ценность могла иметь вещь, на сотворение которой потрачена целая человеческая жизнь. Разве ценились бы такой же красоты шарики, если бы они производились на заводе в Китае сейчас?

Так или иначе, с течением времени мы всё меньше придаем значения форме и всё больше смыслу, прямо по пирамиде Маслоу — когда нам не надо закрывать низшие потребности и отвлекаться на техническое воплощение, мы переходим больше к концептуальным сторонам.

Замечали как скилловые дизайнеры, умеющие делать иконического мастерства логотипы/иллюстрации/макеты, внезапно переходят на упрощенные стили или совсем уж странные? Вот это с ними и происходит. И с трендами, кстати, тоже.

Люди, не имеющие возможность выйти за пределы мышления формы к концепту, ехидно хихикают, что роботы всё-таки покусились на искусство. Но это пока не так. Дизайн или иллюстрация, созданная нейросетью — это форма. Искусством она станет только при условии вложенного концепта, то есть без человека здесь пока никак. Думаю, так будет, пока мы точно не узнаем, что создали сознание :)

ИИ — это прекрасное представление того, как мы освобождаемся от формы. Когда робот может сделать что-то технически великолепное за секунды, все, кто делал это руками, вынуждены эволюционировать до сильных творческих и реализционно-корректных идей. Чтобы оставаться в профессиях дизайнеров и иллюстраторов, нужно ещё лучше уметь в креатив и логику, уделяя этому приоритет выше, чем наработке техники. Или вырабатывать свой уникальный стиль, который не повторить без заложенной идеи.

Что дальше? Технологическая сингулярность. Увидим, когда сможем оценить, не находясь внутри истории. А пока сфокусируемся на том, что мир всё больше сотворяется нашим сознанием, чем руками.

Спасибо за прочтение! Приходите размышлять и совершенствоваться ко мне в телеграм :)

477
1

Подпишитесь на еженедельный
дайджест

Редакция отбирает лучший контент за неделю и отправляет его на вашу почту

Cпасибо за подписку!

Письмо с подтверждением отправлено на адрес . Если вы не можете найти письмо во входящих, проверьте папку спама

  • Новые
  • Старые
  • Популярные

Рекомендации

только для зарегистрированных
только для зарегистрированных
Подтвердите действие
Точно?
Сообщение
Текст
Подтвердите действие