На примере моего космического проекта я хочу рассказать Вам подробнее о разработке фирменного стиля. В данной статье Вы узнаете, что входит в процесс фирменного стиля и с чем его едят. Будет полезно и начинающим дизайнерам, и будущим клиентам. Приступим!
1. Брифинг
Брифинг - это форма общения, которая встречается в различных сферах жизни, а бриф - это инструкция, в которой заказчик прописывает задачи, этапы работы и технические детали для исполнителя.
Начинаем работу мы с брифинга. Данный этап является основным и самым важным, от него зависит итоговый результат. Важно не стесняться рассказать о своих желаниях, какие у Вас есть задумки - если Вы клиент, и важно уточнить всю необходимую информацию - если Вы дизайнер, для того чтобы фирменный стиль точно отражал суть и миссию бренда.
На брифинге уточняем маркетинговую информацию:
-
обсуждаем конечный результат и объём работы: логобук, гайдлайн
-
информацию о компании, её целях и ценностях, УТП
- информацию о конкурентах
- информацию о целевой аудитории, её интересах, ценностях, мотивах и барьерах покупки, возрастном и гендерном составе, уровне доходов
- тренды и тенденции рынка
- информацию о процессе продаж, о носителях рекламной информации: коммерческое предложение, презентация, письмо
- пожелания, ожидания и другие имеющиеся сведения
Есть несколько вариантов, как запросить всю информацию у клиента:
- Я советую использовать созвон, как более быстрый способ сбора данных. Вы и клиент потратите на него от 15 минут до 45 минут, зато у Вас сразу есть возможность задать уточняющие вопросы и предложить свои варианты, а также найти личный контакт с клиентом.
- Если Вам некомфортен первый вариант, то напомощь придет Google или Yandex Forms - это возможность создать универсальный бриф в формате опросника. Удобно и для клиента и для дизайнера. Придется заранее потратить время на создание вопросов и вариантов ответа, зато клиент потранит не более 10 минут на заполнение, а у Вас будет вся информация.
- Использование брифа в формате текстового документа - уже прошлый век. Неудобно заполнять, может быть много страниц и в целом клиент будет саботировать заполнение, тем самым ожидание ответа увеличится до нескольких дней. Вы можете совместить соозвон и сами заполнить такой документ по ходу разговора.
- Переписка будет универсальным решением, но очень долгим и с течением проекта информация может затеряться. Использовать такой вариант для брифинга с клиентом я бы не советовала, но как дополнение, чтобы задать уточняющие вопросы, отправить фалы и прочее - это отличный вариант.
2. Креативное направление и мудборды
Креативное направление задается после заполнения брифа и обсуждения всех нюансов. И включает в себя варианты стилистик и возможных цветовых решений.
Мудборд - такая доска настроения, визуальные ассоциации к бренду. В нем обычно показывается настроение будущего проекта, необычные сочетания и связи. Пример показан на первом фото. Почему же мудбордЫ? Это сделано для того, чтобы клиент смогл наглядно выбрать какой из них лучше отражает его бренд.
3. Основной логотип
Это лицо Вашего бренда. Таким образом, важно уделить особое внимание тому, чтобы убедиться, что креативное направление соответствует духу вашего бренда.
Основной логотип состоит из названия бренда и его деятельности, и из иллюстрации к названию/смыслу бренда. Идеальный вариант, чтобы логотип (название бренда и его деятельность) и фирменный знак (иллюстрация к названию/смыслу бренда) могли существовать отдельно.
4. Вторичный логотип (дополнительная версия)
Вторичный логотип, иногда называемый «вертикальным» - если основная версия горизонтальная или «дополнительным» логотипом, представляет собой вариант основного лого, который лучше подходит для более узких пространств, цветных фонов.
Дополнительный вариант логотипа часто используются в мобильных веб-дизайнах, изображениях профилей в социальных сетях, ярлыках одежды, визитных карточках и вывесках. Лучший вариант сделать новую форму логотипу и сменить цвет (ч/б или монохром), чтобы адаптировать логотип и он был читаем в любом пространстве.
5. Знак логотипа / Фирменный знак
Фирменный знак - это уникальный графический элемент, несущий в себе смысл бренда. Он разрабатывается в стилистике мудборда, со всеми пожеланиями, а далее объединяется в основной логотип.
Создается для использования в соц сетях, например, для наложения на фото и дальнейшего распространения с символикой бренда, чтобы не вставлять основной и вторичный логотип (что-то еще более компактное и более запоминающееся).
6. Цветовая палитра
Фирменная цветовая палитра – фиксированный набор цветов, который используется на всех элементах фирменного стиля.
Разрабатывается в одном из направлений: монотонная – гамма цветов, варьирующаяся в рамках одного цвета. При выборе этой гаммы используются оттенки одного основного цвета; контрастная – гамма радикально противоположных цветов-антиподов. Наиболее броская и запоминающаяся; умеренная – гамма, предполагающая использование умеренно-контрастных цветов. В результате складывается гармоничный, сбалансированный, передающий нужное настроение бренда набор цветов.
7. Визитная карточка / Карточка благодарности
Визитка является неотъемлемой частью фирменного стиля, её используют для обмена контактами при деловых знакомствах. Либо существует альтернативный вариант - карточка благодарности - которые можно вкладывать к покупке, в такой карточке будут слова благодарности и контакты для следующей покупки, информация о скидке на следующую покупку.
8. Полиграфия
Так же Вы можете менять наполнение фирменного стиля сменив носители для брендирования либо дополнительно добавив необходимый. Примеры: сертификаты, флаеры, наклейки и т.д.
8. Фирменный шаблон / Паттерн
Фирменный шаблон может быть использован для постов в соц сетях, а фирменный паттерн, то есть фирменный узор, может стать фоном для многих продуктов, например, упаковочной бумаги или частью фона для шаблона. Вариаций масса :)
9. Рекомендации по использованию бренда
Руководство по фирменному стилю — это свод правил, который служит справочником для создания единой фирменной идентичности, помогая вашей команде обеспечить единообразие бренда для всех продуктов и платформ. Он определяет внешний вид вашего бренда, которым затем можно поделиться внутри между партнерами, СМИ и агентствами.
Рекомендации посылаются документом или веб-ссылкой. Там описано что и как может использоваться.
Альтернативные и более подробные варианты - логобук и гайдлайн.
Логобук - это подробное описание логотипа и свод правил по его использованию. В нем описываются все особенности логотипа – его размер, соотношение различных элементов, цветовая гамма и рекомендации по размещению. Разработка логотипа и фирменного стиля бренда является важной частью всего создания бренда.
Гайдлайн - это руководство, в котором описываются правила использования фирменного стиля. В нем указываются правила нанесения логотипа и использования фирменного стиля.
Логобук от гайдлайна отличается тем, что в первом содержится информация о логотипе бренда (размере, цветах, форме), а во втором указываются общие правила использования фирменного стиля, оформления носителей и другие подобные параметры. Они выглядят как книжечки с наглядными примерами как можно и как нельзя использовать логотип и фирменный стиль.
10. Типографская пара
11. Пакеты правок
Пакет правок - пакет исправлений. Один пакет правок - это одно сообщение, содержащее все требуемые правки на этапе разработки логотипа и фирменного стиля.
Количество направлений пакета правок не должно превышать двух раз до согласования окончательного результата, при большем количестве правок, дополнений, изменений оплачиваются дополнительные услуги отдельно. Все внесенные изменения фиксируются. Пример: Разработка дизайна — отправка — изучение и сбор правок со стороны заказчика — отправка списка правок в ответ— внесение правок.
12. Презентация проекта + Визуализация на носителях
13. Веб-файлы / для печати
Веб-файлы (png, jpg) и файлы для печати (ai, eps, pdf)