Саша Крузенштерн
Саша Крузенштерн
2 мин. читать
381 показ
129 открытий

Хоторнский эффект при UX-исследованиях

Бывало ли с вами такое, что в процессе интервью, респондент слишком старается или будто ведёт себя не на 100% естественно?

При таком раскладе есть риск получить на выходе не совсем достоверные данные. А ведь наша задача, как UX-исследователя — достучаться до реальных проблем, с которыми сталкиваются пользователи, зафиксировать их и выстроить план по устранению болевых точек.

Как же тут быть?

После того, как я узнала про Хоторнский эффект — мне стало проще работать в ситуациях, описанных выше.

Хоторнский эффект, также известный как эффект наблюдателя, представляет собой феномен, когда участники исследования меняют своё поведение или отношение к объекту изучения, так как осознают, что за ними наблюдают или анализируют. 

Этот термин происходит от названия эксперимента — «Хоторнский эксперимент», который включал в себя ряд социально-психологических экспериментов, проведённых группой учёных во главе с Элтоном Мейо на фабрике «Вестерн Электрик» в США (1924—1932 годы). Главной задачей было выявление зависимости между физическими условиями работы и производительностью труда.
Wikipedia

В контексте UX-исследований это означает, что пользователь может вести себя иначе, чем обычно, когда он знает, что его действия анализируются.

Хоторнский эффект часто возникает во время проведения юзабилити-тестирований и пользовательских интервью. Респонденты могут стараться выглядеть более компетентными, чем они есть на самом деле, или наоборот, могут умалчивать о проблемах, с которыми столкнулись, чтобы не казаться неловкими или некорректными перед UX-исследователем.

Для снижения влияния Хоторнского эффекта при UX-исследованиях важно создать доверительную обстановку и объяснить респондентам, что цель исследования — не в оценке их лично, а в оценке продукта, который мы хотим сделать лучше, удобнее, красивее и т.д.

Здесь важно донести мысль, что максимальный эффект от UX-исследования будет получен при условии честности и открытости. Вы будто бы берёте респондента за ручку и совершаете увлекательное путешествие по продукту, фиксируя по ходу его реальные мысли, чувства и эмоции.

Хоторнский эффект является важным аспектом, который следует учитывать при проведении UX-исследований. Понимание того, как поведение пользователей может измениться в зависимости от контекста их наблюдения, поможет UX-исследователям получить более достоверные данные и обеспечить по итогу более качественный пользовательский опыт.


Спасибо за внимание ❤️

Ещё больше интересного на моём канале в Telegram

Нравится 1
381

Подпишитесь на еженедельный
дайджест

Редакция отбирает лучший контент за неделю и отправляет его на вашу почту

Cпасибо за подписку!

Письмо с подтверждением отправлено на адрес . Если вы не можете найти письмо во входящих, проверьте папку спама

Рекомендации

только для зарегистрированных
только для зарегистрированных
Подтвердите действие
Точно?
Сообщение
Текст
Подтвердите действие