Бывало ли с вами такое, что в процессе интервью, респондент слишком старается или будто ведёт себя не на 100% естественно?
При таком раскладе есть риск получить на выходе не совсем достоверные данные. А ведь наша задача, как UX-исследователя — достучаться до реальных проблем, с которыми сталкиваются пользователи, зафиксировать их и выстроить план по устранению болевых точек.
Как же тут быть?
После того, как я узнала про Хоторнский эффект — мне стало проще работать в ситуациях, описанных выше.
Хоторнский эффект, также известный как эффект наблюдателя, представляет собой феномен, когда участники исследования меняют своё поведение или отношение к объекту изучения, так как осознают, что за ними наблюдают или анализируют.
Этот термин происходит от названия эксперимента — «Хоторнский эксперимент», который включал в себя ряд социально-психологических экспериментов, проведённых группой учёных во главе с Элтоном Мейо на фабрике «Вестерн Электрик» в США (1924—1932 годы). Главной задачей было выявление зависимости между физическими условиями работы и производительностью труда.
В контексте UX-исследований это означает, что пользователь может вести себя иначе, чем обычно, когда он знает, что его действия анализируются.
Хоторнский эффект часто возникает во время проведения юзабилити-тестирований и пользовательских интервью. Респонденты могут стараться выглядеть более компетентными, чем они есть на самом деле, или наоборот, могут умалчивать о проблемах, с которыми столкнулись, чтобы не казаться неловкими или некорректными перед UX-исследователем.
Для снижения влияния Хоторнского эффекта при UX-исследованиях важно создать доверительную обстановку и объяснить респондентам, что цель исследования — не в оценке их лично, а в оценке продукта, который мы хотим сделать лучше, удобнее, красивее и т.д.
Здесь важно донести мысль, что максимальный эффект от UX-исследования будет получен при условии честности и открытости. Вы будто бы берёте респондента за ручку и совершаете увлекательное путешествие по продукту, фиксируя по ходу его реальные мысли, чувства и эмоции.
Хоторнский эффект является важным аспектом, который следует учитывать при проведении UX-исследований. Понимание того, как поведение пользователей может измениться в зависимости от контекста их наблюдения, поможет UX-исследователям получить более достоверные данные и обеспечить по итогу более качественный пользовательский опыт.
Спасибо за внимание ❤️
Ещё больше интересного на моём канале в Telegram