С тех пор, как я ушла на фриланс прошло пол года. За это время я сделала 10 тестовых задний, в результате — только один положительный ответ и предложение о сотрудничестве. Сначала, я по честному брала все тестовые, которые дают (мне же нужно набирать свою базу!). Сейчас понимаю — это была ошибка.
Любая оплачиваемая работа прекрасна. Неоплачиваемая — дело другое, это скорее больше не работа, а инвестиция. Инвестиция времени и сил. А чтобы инвестировать, желательно сначала оценить все риски.
Ниже, список из трёх моих личных ред-флагов в общении с клиентом:
-
Клиент не согласен со стоимостью моей работы. Начинает торговаться и обесценивать работу. Из любимого «Для опытного дизайнера здесь не так уж и много работы». Или: «Мы рассчитывали на меньший бюджет (меньше в 3 раза от того что я озвучила). Давайте так: вы сначала сделаете тестовое, а мы решим, готовы столько платить или нет. Если прям круто получится, то договоримся». На мой взгляд, позиция странная. Не могу представить себя на месте клиента. Если для меня что то дорого — я просто иду в другое место/обращаюсь к другому специалисту, зачем спорить?
-
Клиент назначает неадекватный дедлайн. Из любимого: «На выполнение тестового вам дается 72 часа». Или: «Дедлайн в воскресенье, в 15:00». И ничего, что сейчас, вообще то, вечер пятницы, и не все готовы работать на выходных, ещё и бесплатно! Если клиент об этом не подумал, значит ему все равно. С таким отношением, он, скорее всего, выберет самого дешевого специалиста среди тех, чьи тестовые ему приглянулись.
Я 2 раза все-таки попробовала сделать тестовые с таким неадекватным дедлайном. Понравилась компания и задача, захотелось попробовать и рискнуть. Итог неутешительный — оба клиента пропали, без какой либо обратной связи, один даже спасибо не сказал. Я сильно не расстроилась, но выводы сделала. Работать с такими больше не буду.
- 0 уточняющих вопросов. На мой взгляд, это непрофессионально. Прежде чем дать тестовое, клиент обязательно должен сузить круг претендентов. Как минимум, задать вопрос про стоимость работы и количество свободных часов в неделю. Это же важные критерии для выбора. Но клиенту все равно, зачем тратить время. Пусть дизайнеры сделают, проявят себя, а потом будем разбираться.
Когда клиенты мне скидывали такое голое тестовое, без вопросов, без комментариев, я всегда, в качестве эксперимента, предлагала созвониться и обсудить условия. Перед этим писала что да, тестовое я конечно же сделаю, если по условиям мы сойдемся. На что получала либо тотал игнор, либо ответ: «Я общаюсь с кандидатами только после выполнения тестового задания». Примечательно, что это был ответ от hr специалиста, а не от генерального директора, у которого, ну правда, может не быть на это времени.